Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Вышел номер 2(32)'2011 журнала «Территория и Планирование»

Вышел в свет номер 2(32)'2011 аналитического журнала о комплексном развитии территорий «Территория и Планирование».

Россия не выходит из фазы перемен. Перемены эти вызваны как внутренними причинами - сменой социально-экономических отношений в стране, так и внешними - особенностями развития глобальной экономической системы, в которую мы всё больше и больше интегрируемся. В условиях существования в рамках двух несбалансированных процессов отдельно взятым муниципалитетам очень трудно определить свой путь развития. Но многие хотят, а некоторые даже пытаются это сделать.

Чаще всего такой путь сегодня называют инновационным. Если мы попытаемся разобраться в смысле слова «инновация», то оказывается, что это категория экономическая, используемая в области бизнес-процессов.

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. В этом документе даётся следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Таким образом, понятно, что инновационное развитие - это развитие, направленное на получение усовершенствованного продукта ради повышения конкурентоспособности субъекта деятельности.

Здесь возникают следующие вопросы: каков продукт деятельности городской администрации? каким способом развитие её деятельности можно запустить по инновационному пути, т. е. по пути производства инноваций?

Продуктом деятельности администрации, востребованным на рынке, может быть только инвестиционный климат в городе или регионе. А это значит, что каждая администрация сегодня должна оценивать свою деятельность, отвечая на вопрос: как она занимается производством инвестиционного климата? И инновационным можно назвать такое развитие территории, в результате которого формируется конкурентоспособный инвестиционный климат.

Второй вопрос: как обеспечить такое развитие? Здесь нужно сказать следующее. По данным Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 г. место в четвёртой десятке из 180 стран мира. За десять с небольшим лет наша страна переместилась во вторую сотню. В СССР в 1991 г. было подано 190 тыс. заявок на изобретения. В настоящее время эта цифра сократилась до 22 тыс. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3 % ВВП, в том числе у США - 2,7 %, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5 % ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1 % ВВП. В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики. Уменьшилось влияние науки на общество в целом и на образование, в частности. Из сказанного выше следует, что идти по пути инновационного развития местным властям приходится без научной поддержки и сопровождения, т. е. самостоятельно и вслепую.

В этой ситуации лучшее, что можно сделать, - это, во-первых, в состав всех работ по подготовке документов территориального планирования и стратегирования включать обязательный исследовательский блок - исследования и анализ и прогноз проблем и решений по развитию территории; во-вторых, активнее делиться и интересоваться опытом коллег. В связи с этим мы рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми материалами номера, так как именно о таком опыте в нём и идёт речь.

Читать материалы номера »

Share
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).