«К нам присоединяется не пустыня»

1 июля 2012 года к Москве присоединились новые территории. Депутаты Московской городской Думы почти год работали над изменениями законодательства, обеспечившими возможность этого события. С председателем Московской городской Думы В.М. Платоновым эту тему обсудил обозреватель журнала «Территория и Планирование» В. Киселёв.

Владимир Михайлович, сейчас органам местного самоуправления Москвы передаётся множество полномочий. Расскажите о ходе этого процесса.

Много или мало полномочий передаётся органам местного самоуправления — вопрос важный, но достаточно субъективный. Депутаты органов местного самоуправления считают, что нужно передать в муниципалитеты всю полноту власти, упразднив префектуры и управы, но где гарантии, что, если это будет сделано, не пострадают интересы граждан?

Уверен — сейчас мы делаем верный шаг в продолжение важной многолетней работы. У московских органов местного самоуправления появляется возможность проявлять себя не на словах, а на деле.

Когда С.С. Собянин стал мэром Москвы, то заявил, что обязательно займётся реформированием местного самоуправления, и сделал всё, чтобы выполнить своё обещание. Он встретился с представителями органов местного самоуправления и рассказал, какие полномочия им планируется передать. Потом был разработан проект закона, необходимый для внесения изменений в столичное законодательство, Мосгордума его приняла, и органы местного самоуправления получили весьма значительные полномочия. Они будут определять очерёдность выполнения работ, связанных с капитальным и текущим ремонтами; принимать решения о строительстве некапитальных объектов площадью до полутора тысяч квадратных метров. Им предоставлены широкие контрольные полномочия в отношении объектов городской инфраструктуры, находящихся на их территории. Кроме того, они могут выражать недоверие главе района (Закон города Москвы №39 от 11.07.2012 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»).

Теперь в разных районах Москвы у органов местного самоуправления будут разные наборы полномочий. Как это скажется на управляемости городом и на единстве городского хозяйства? Ведь где-то одни и те же полномочия будут осуществлять органы государственной власти, а где-то — органы местного самоуправления.

В Москве существует одна система местного самоуправления, просто у разных районов будут разные полномочия. Больше того, на вновь присоединённых территориях у местных органов власти тоже будут разные полномочия. В дальнейшем они будут корректироваться. Согласно российскому законодательству органы местного самоуправления сами решают, какие полномочия они выполняют, а какие делегируют органам государственной власти. В этом плане соблюдаются все конституционно-правовые нормы, гарантирующие самостоятельность местного самоуправления.

Разумеется, городские власти будут внимательно следить за тем, как местные власти исполняют свою работу. И если кто-то не будет с ней справляться, мы будем принимать соответствующие решения, например вводить городское управление. У органов местного самоуправления появился шанс проявить себя не на словах, а на деле. Безусловно, он был и раньше, но теперь диапазон их возможностей стал намного шире.

Передача полномочий будет проводиться так, чтобы не разрушать единое городское хозяйство. Это сложный и длительный процесс. Районы столицы, в которых действуют органы местного самоуправления, являются составными частями единого городского пространства. Но транспорт, здравоохранение, образование, другие сферы социальной жизни невозможно механически разделить на 146 частей. В этом специфика управления мегаполисом.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »