Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

В поисках русской мечты. Cубурбанизация как альтернатива абсурду

«Общие принципы, выработанные передовыми странами, должны быть приспособлены к нашим специальным условиям. Особенно внимательно мы должны изучить, как они применяются в странах, подходящих к нам по климату, экономике и топографии, — говорю о Северной Америке, Канаде... Но при всей нашей отсталости мы не можем копировать ни одного из готовых образцов. Слишком драгоценное наследство имеем мы в виде прошлых веков русской старины, наследство мало известное, неизученное, но таящее в себе и новыя формы, и идеи». В.Н. Семёнов. «Благоустройство городовъ». Москва. 1912 год

Ф.С. Кудрявцев,
член Международного общества городских и региональных планировщиков (ISoCaRP)

Субурбанизация исследуется давно, но хорошего в ней находят мало, всё больше проблемы. В разных странах субурбия разная, а приводит к одному и тому же: природные ландшафты вокруг городов замещаются «одноэтажной Америкой»  (рис. 2) или её подобием с поправкой на местные условия. И в эту новую среду, которая, в отличие от городских кварталов, удобна для движения автомобилей, вначале перемещаются городские жители, потом промышленность, торговые комплексы и, наконец, как капитаны с тонущего корабля, штаб-квартиры крупнейших корпораций.

Старые городские центры теряют своё значение. Общественные функции, составлявшие их ядро, теперь легко располагаются в новых деловых центрах на пересечении скоростных шоссе (рис. 3) или образуют «бескрайний город» (edge-less city) — зону общественной застройки, растягивающуюся вдоль транспортных коридоров настолько, насколько это необходимо. Коммуникации удлиняются, застроенные территории стремительно расползаются, «съедая» открытое пространство и естественную среду обитания. Вместе с ростом использования личного транспорта и его последствием — увеличением пробок — растут потребление углеводородов и выбросы углекислого газа, а низкая плотность населения делает невозможным развитие общественного транспорта. С точки зрения социальной организации всё тоже не очень гладко: падает качество социального обслуживания, ослабевает сеть соседских взаимодействий, единое пространство разрывается на множество частей, принадлежащих различным социальным слоям и группам, а рост издержек на создание инженерных коммуникаций и подготовку территорий делает жильё менее доступным.

Сегодня с этими явлениями начинают бороться, стараясь возвратить жителей в город, но для этого он снова должен стать «пригодным» для жизни: пешеходным, многофункциональным, безопасным, насыщенным благоустроенными общественными пространствами, социально интегрированным. Возникло целое международное объединение муниципалитетов, руководствующихся этими принципами. Известный исследовательский центр Economist Intelligence Unit начал ежегодно составлять рейтинг городов по критерию «пригодности» для жизни. Даже в США, колыбели субурбанизации, набирает силу идеология «нового урбанизма» как малоэтажной, но городской альтернативы аморфному пригороду.

Мировая экспансия американской идеи

Но, увы, статистика неумолима — несмотря на исключения, подобные Нью-Йорку, в Соединённых Штатах доля общего прироста населения страны, приходящаяся на пригороды, на порядок превышает аналогичный показатель для городов и продолжает расти: 85 и 15% в 90-х годах XX века и 91 и 9% в 2000-х. Казалось бы, откуда взяться субурбанизации в Китае? Там и места для неё быть не должно, да и как в этой стране что-то может «само разрастаться»? Но в Китае она тоже есть, хотя, конечно, и своеобразная. Даже в сильных урбанизмом Нидерландах, уже превратившихся, по сути, в единый город, стоило государству дать больше свободы на рынке жилья — и немедленно появились всё те же маленькие симпатичные домики (рис. 4). Конечно, города по-прежнему играют важную роль: на долю Нью-Йорка (New York metropolitan area) в 2006 году приходилось 8% национального ВВП, а на долю Лондона — 19%. Но субурбия продолжает упорно расти везде, где возникает возможность. Люди не хотят массово и добровольно отказываться от возможности жить в собственных домах и пользоваться собственными автомобилями вопреки убеждённости градостроителей, что нет ничего лучше, чем компактный пешеходный город.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2020 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).