Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Модернизация России

Л.Н. Еремеева,
к. э. н., ст. н. с., доцент

Анализ современных подходов к стратегии регионального развития Российской Федерации. Предложения по её изменению в условиях перехода к инновационному пути развития. Необходимость учёта при определении государственных приоритетов поддержки регионов сложившейся на их территориях отраслевой структуры хозяйства, а также обеспечения её сохранения и трансформации. Перечень субъектов РФ, трансформированные отраслевые структуры которых могли бы сыграть важную роль в модернизации России.

Стратегия развития экономики Российской Федерации всё чаще становится предметом дискуссий на всех уровнях власти. Необходимость ухода от сырьевой направленности, перехода к модернизации, внедрения инноваций обсуждается на заседаниях Правительства РФ, Государственной Думы, а также на различных совещаниях и симпозиумах. Приоритетность решения таких проблем уже не вызывает сомнений и не требует особых доказательств. При этом наиболее сложной является не постановка задач, а разработка стратегии перехода и механизмов её реализации.

Необходимо определить, с чего начать и как прийти в конечную точку с наименьшими затратами. В первую очередь рассматриваются проблемы совершенствования законодательства в бюджетно-налоговой политике, сфере малого бизнеса и т.д. Идёт разработка стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, федеральных округов, кластерной политики, создаются свободные экономические зоны.

На сегодняшний день наиболее непроработанным остаётся вопрос о региональной составляющей экономического развития России. Потенциал страны рассматривается как слагаемое потенциалов 83 субъектов РФ. В то же время в России отсутствует региональная политика, которая должна способствовать созданию пространственной формы государственного воздействия на демографические, ресурсные, экономические и финансово-бюджетные процессы, а также обеспечивать взаимосвязанное развитие территории, превращая её в единый эффективно функционирующий комплекс.

Не выделены государственные приоритеты, не разработаны стратегия регионального развития и механизмы её реализации. Это отнюдь не способствует повышению эффективности использования преимуществ каждого субъекта РФ ни в интересах страны в целом, ни в их собственных интересах. Как и в 90-е годы, каждый субъект фактически предоставлен сам себе. Положение на региональных рынках труда и капитала определяется преимущественно политикой крупных интегрированных компаний. В условиях резкого дефицита инвестиционных ресурсов и низкой инвестиционной привлекательности большинства регионов любое изменение приоритетов развития крупной компании ведёт к нестабильности социально-экономического положения как региона в целом, так и находящихся на его территории муниципальных образований: снижается валовой региональный продукт (ВРП), сокращается объём налогов, растёт безработица.

При этом ни на федеральном, ни на региональном уровне нет инструментов для решения таких проблем. До сих пор не разработана общегосударственная стратегия регионального развития, позволяющая вовлечь все субъекты РФ и их муниципалитеты в решение общих задач по модернизации и инновационному развитию.

В состав Российской Федерации входят 83 субъекта, значительно различающиеся по площади территории и численности населения. В силу целого ряда объективных и субъективных причин все они имеют абсолютно разный экономический и финансовый потенциалы развития. ВРП, являющийся обобщающим показателем уровня экономического развития регионов, в расчёте на душу населения в наименее развитом регионе в 17 раз меньше, чем в наиболее развитом. В 80 % субъектов Российской Федерации ВРП на душу населения ниже, чем в среднем по стране (224 тыс. рублей). Отставание более половины субъектов РФ составляет 50 % и более, что свидетельствует о низкой эффективности развития хозяйства большинства регионов. Всего лишь в 14 субъектах этот показатель выше среднероссийского (расчёты автора по данным Статистического сборника «Регионы России: Социально-экономические показатели» (М.: Росстат, 2010)).

Столь значительная дифференциация социально-экономического развития при непропорционально высокой доле бедных субъектов РФ всё чаще заставляет федеральные органы власти задумываться о том, как решить эту проблему. Именно поэтому появляются предложения о стягивании всего населения в 20 крупнейших агломераций, сокращении числа малых и средних городов, а также сельских населённых пунктов.

Предлагаемые пути решения проблемы часто слепо, без учёта региональных особенностей России, копируют зарубежные аналоги экономических стратегий. Так, в Концепции регионального развития, разработанной Минрегионразвития РФ на период до 2020 года, основная ставка делается на экономически развитые регионы и агломерации.

Предполагается, что именно они должны явиться локомотивами, которые обеспечат переход экономики России на новый путь развития. К ним относят десять наиболее развитых регионов, включая Москву и Санкт-Петербург. Это решение в полной мере соответствует западным теориям П. Кругмана и его единомышленников, в соответствии с которыми первоочередное развитие должны получать территории, имеющие конкурентные преимущества.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).