Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Эфективность туристического кластера

Как оценить эффективность туристической деятельности? Какие критерии принимать в расчёт при составлении бизнес-планов организаций и разработке стратегий экономического развития регионов? Вопросы непраздные ни для бизнесменов, ни для управленцев…

Н.В. Рубцова, к. э. н.

Оценка эффективности туристической деятельности является наименее исследованной темой теории и практики туристического бизнеса. Традиционно туристическая деятельность рассматривается не только как социально-экономическое явление, но и как совокупность видов деятельности, входящих в состав цепочки создания и распределения ценности туристского продукта.

В современной экономике заметно расшился перечень видов деятельности, входящих в сферу туризма. Теперь к ним относятся индустрия гостеприимства, общественное питание, страхование, медицинское обслуживание, транспорт, анимационная деятельность, информационные сети и системы. Поскольку эти структуры функционируют не автономно, а во взаимодействии друг с другом, это позволяет говорить о формировании области достижения общего результата туристической деятельности. Следовательно, эффективность туристической деятельности можно рассматривать как общую эффективность цепочки создания и распределения ценности туристского продукта. При этом неэффективность хотя бы одного звена может обусловить неэффективность цепочки в целом.

На наш взгляд, неправомерно понимать под эффективностью туристической деятельности совокупность (или сумму) эффективностей всех участников цепочки. В постоянно усложняющихся экономических условиях эффективность туристической деятельности целесообразно рассматривать в аспекте взаимодействия и взаимной координации участников цепочки создания и распределения ценности туристского продукта. Её социально-экономическая эффективность зависит не столько от результата автономного функционирования каждого участника, сколько от взаимной кооперации и координации усилий, то есть от эффективности взаимодействия (взаимоотношений).

Изучение зарубежных исследований, посвящённых анализу эффективности взаимоотношений в туристических сетях, позволяет выделить две группы показателей:

  • экономических (количественных), измеряемых ростом объёмов продаж; увеличением прибыли; снижением затрат на взаимодействие;
  • социальных (качественных), измеряемых социальными взаимоотношениями между участниками цепочки создания и распределения ценности туристского продукта; прозрачностью и ответственностью отношений; предвидением и превосходством; справедливостью в получении конкурентных преимуществ.

Такой подход к оценке эффективности взаимоотношений в общей эффективности туристической деятельности можно считать целесообразным. Однако нельзя игнорировать третью группу показателей:

  • эффективность взаимодействия участников цепочки создания и распределения ценности туристского продукта.

Таким образом, можно говорить о новом подходе к интерпретации эффективности туристической деятельности, использованном  автором для разработки концептуальной модели эффективности туристской деятельности (схема).

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).