Этой ярмарки краски

Н.Н. Лапина

Середина июня — прекрасная пора, когда дни становятся длиннее, а ночи короче. В это время всё представляется в особом свете. Кажется, что и сама жизнь становится более ясной и долгой. Вот в такие дни мне посчастливилось навестить старинный русский город Курск, которому в сентябре этого года исполнится 980 лет.

Курск для меня не просто город. Моя мама и её родители — коренные куряне; родители отца и сам он — с хутора Попов Верх Губкинского района соседней Белгородской области. Папа и мама познакомились в Курском медицинском институте, после его окончания работали врачами в посёлке Чернянка между Старым и Новым Осколом. Там родилась моя старшая сестра Лена. Потом наша семья переехала в строящийся «город большой химии» — подмосковный Воскресенск, где появилась на свет и я.

Но цель моей поездки заключалась не только в возвращении к семейным корням. Мне выпала честь стать участницей Среднерусского экономического форума — 2012. 15 июня, в день его открытия, в Курске произошло ещё одно значительное событие — Крестный ход с чудотворной иконой «Знамение» Божией Матери Курской Коренной из Знаменского мужского монастыря, на место её обретения — в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Икону эту, главную святыню Курской земли, почитают все православные, поэтому о ней нужно рассказать подробнее.

 

История Курской Коренной иконы Божией Матери (Память 8 (21) сентября и 8 (21) марта.)

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших икон Русской Церкви. Она была обретена в XIII веке, когда Русь испытывала величайшее бедствие — татарское нашествие, а город Курск, разорённый полчищами Батыя, лежал в запустении.

8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, охотники из Рыльска пришли на берег реки Тускари, что течёт в 27 верстах от Курска. Один из них, «муж благочестив», высматривая в лесу добычу, нашёл небольшую икону, лежавшую на корнях дерева ликом вниз. Едва он поднял её и увидел изображение Богоматери с поднятыми в молитве руками и благословляющим Богомладенцем, как свершилось первое чудо: из того места, где лежала икона, забил чистый родник. Охотник тотчас созвал товарищей, которые помогли ему срубить для обретённого образа небольшую часовенку.

Узнав о новоявленной иконе, жители Рыльска и его окрестностей стали стекаться к ней с молитвенными просьбами, и Пресвятая Богородица каждому подавала подобающее утешение. Прослышав о чудесах, исходящих от найденного в корнях дерева образа, рыльский князь Василий Шемяка усомнился в его подлинности и приказал доставить икону в Рыльск. Посланники благоговейно, с пением молитв принесли святую икону в город. Встречать её вышли все рыльчане, один только князь Василий уклонился от участия в торжестве — и ослеп. Но после покаяния и усердной молитвы перед чудотворным образом Пречистая вернула ему зрение. В благодарность князь построил для иконы, получившей название «Знамение», храм Рождества Пресвятой Богородицы. С того же времени был установлен праздник в честь её обретения.

Но, видимо, Матерь Божия не пожелала, чтобы Её образ пребывал в Рыльске. Трижды он исчезал из храма и чудесным образом возвращался на место своего явления. Как ни печалились рыльчане, перечить воле Пречистой не могли и вернули «Знамение» на место его обретения.

В 1385 году Курская область снова подверглась набегу татар. Подойдя к Тускари, язычники хотели сжечь икону и часовню, но они не загорались. Тогда басурмане, разрубив икону, разбросали половины в разные стороны, часовню разметали, а иерея Боголепа, служившего в ней молебны, взяли в плен. Но спустя некоторое время послы Московского князя выкупили священника. Вернувшись на место разрушенной часовни, постясь и пребывая в молитве, отец Боголеп долго искал поруганную икону. Найдя обе половины, сложил их, и они чудесным образом срослись. Только капельки росы выступили на месте разруба. Восстановив часовню, священник продолжил своё пастырское служение.

Слава о святой иконе и исходящих от неё чудесах разнеслась по всей Руси. В 1597 году царь Фёдор Иоаннович попросил духовенство доставить её в столицу и долго молился перед этой святыней. Он повелел сделать вокруг иконы кипарисовое обрамление и изобразить над головой Богоматери Господа Саваофа, а по сторонам — пророчествовавших о Ней ветхозаветных пророков. Царица Ирина Фёдоровна украсила обновлённый образ ризой, собственноручно расшитой золотом и драгоценными камнями.

В том же году икона была возвращена на место явления. По государеву указу на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, который в память явления иконы при корне дерева стал называться Коренной пустынью, а над источником, появившемся на месте явления иконы, построена церковь во имя Живоносного Источника. В православии пустынью называют особый тип монастыря, стоящего вдалеке от населённых мест и живущего по очень строгому уставу.

В 1598 году, во время нашествия на юг России крымских татар, монастырь пострадал, и его главная святыня для большей безопасности была перенесена в Курск. В Коренной пустыни остался точный список со святой иконы. В 1603 году Лжедмитрий I увёз чудотворный образ в Москву. Но святыни не помогают неправому делу — самозванца постигло народное мщение. Так волею Господа Курская Коренная икона в критический момент русской истории оказалась в столице государства и оставалась там до окончания Смутного времени и установления законной власти. В 1615 году молодой царь Михаил Романов по просьбе курян вернул чудотворный образ в Курский соборный храм. В 1618 году его перенесли в собор Знаменского монастыря. С тех пор бόльшую часть года чтимая икона пребывала в Курске, время от времени посещая Коренную пустынь.

В 1806 году Высочайшим повелением было определено, что она должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12(25) сентября. Шествия Чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» сопровождали торжественные крестные ходы, в которых принимало участие столько паломников, что людской поток растягивался на 27 верст — весь путь от города до монастыря. Этот порядок соблюдался до 1919 года.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы и его списки сопровождали русское воинство во многих походах. Её покровительству обязаны победы русского оружия на протяжении пяти веков русской истории. Перед ней ещё ребёнком молился и получил исцеление будущий преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года несколько революционеров-безбожников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу образа Пречистой Девы, решили его уничтожить, подложив под киот разрывной снаряд с часовым механизмом. Произошёл страшный взрыв, разорвавший в куски позолоченную сень и мраморный киот, но святая икона осталась невредимой. Так злоумышленное деяние послужило большему прославлению чудотворного образа.

Через полгода после Октябрьского переворота, в апреле 1918 года, икона была похищена из собора Курского Знаменского монастыря. Сняв богатые ризы, воры избавились от святыни, и 2 мая она вернулась в храм. В 1919 году, во время гражданской войны, святая икона была вывезена из Курска в Белгород, затем в Таганрог, Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» в сопровождении курского духовенства она отбыла в Константинополь, а оттуда в Грецию и Сербию. В сентябре 1920 она по просьбе генерала Врангеля икона ненадолго прибыла в Крым, чтобы ободрить его войска, и снова возвратилась в Сербию. В 1944 году вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви она отправилась в Германию, а в 1951 году — в США, где недалеко от Нью-Йорка в местечке Магопак была основана Новая Коренная пустынь. С 1957 года Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» пребывает в Нью-Йорке в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви за границей. Она много «путешествует», «посещая» православные приходы США и других государств, где живут русские люди, и повсюду на своём пути окормляет православных и подаёт им утешение. Поэтому Курскую Коренную икону Божией Матери называют Одигитрией (Путеводительницей) русского рассеяния и самой почитаемой иконой Русской Зарубежной Церкви.

После воссоединения Русской Церкви стало возможным её принесение в Россию, на Курскую землю — место её явления православному миру. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 12 сентября 2009 она была доставлена в Москву и до 22 сентября пребывала в Храме Христа Спасителя. 23 сентября её торжественно встретил Курск. 24 сентября из Знаменского кафедрального собора она отправилась в Рождества-Богородицкий монастырь Коренной пустыни. Там предстоятель Русской Православной Церкви освятил престол Рождества-Богородицкого собора, построенного на месте разрушенного в 1923 году исторического храма. (Воссоздание монастырского собора было условием Русской Православной Церкви за границей для посещения иконой России.) 25 сентября состоялся традиционный крестный ход с иконой «Знамение» из Коренной пустыни в Знаменский кафедральный собор Курска, где икона находилась до 2 октября 2009 года. 3 октября она вернулась в Нью-Йоркский Синодальный Знаменский собор. А в Курске осталась копия чудотворной иконы «Знамение», написанная иконописцами Джорданвилля и освящённая на первообразе.

В этом году Крестном ходом из Знаменского кафедрального собора в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь прошло около 35 тыс. человек.

 

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »