Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Сдаём в аренду Приамурье?

Передача земель в аренду на длительный срок может привести к их утрате и тяжёлым последствиям для всего региона.


И.Р. Бордунова

Однако заместитель министра экономического развития РФ А.А. Слепнёв заявил на встрече с журналистами, состоявшейся 26 января 2012 года: «У нас есть свободные площади сельскохозяйственных земель, куда в принципе вполне можно пустить иностранцев»*. Впрочем, он заверил, что в аренду намечено сдавать только сельхозугодия Приморского и Хабаровского краёв, а также Амурской области, их общая площадь составит 150–200 тыс. га. Такие земли будут предназначены для создания агропромышленных комплексов, продукция которых должна спасти от продовольственного кризиса население соседних азиатских стран.

Планируется, что это официальное предложение должно прозвучать из уст нового Президента РФ на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится в сентябре 2012 года во Владивостоке. Но уже сейчас, по словам А.А. Слепнёва, ряд инвестиционных проектов такого рода проходит предварительную проработку с правительствами Вьетнама, Сингапура, Тайваня, Японии и некоторых других государств.

Очевидно, власти считают, что такое проявление доброй воли внесёт весомый вклад в обеспечение мировой продовольственной безопасности, а значит, улучшит гуманитарный имидж России. Но любому думающему человеку ясно, что правительство никогда не приняло бы такое решение, если бы оно не сулило значительные выгоды.

Подоплёка № 1

Один из крупнейших российских налогоплательщиков, концерн «Газпром» ещё в 2008 году подписал с Правительством Республики Кореи предварительное соглашение о поставке природного газа и даже разработал проект строительства газопровода. Но его реализация затягивалась, потому что газовая труба должна была пройти через Северную Корею, а официальный Пхеньян не давал добро на её прокладку по своей территории. Однако за три года в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) настолько обострился продовольственный кризис, что это вынудило «великого вождя» Ким Чен Ира согласиться на транзит газа по КНДР в обмен на разрешение её гражданам арендовать в течение 50 лет плодородные земли российского Приамурья.

Именно после этой сделки власти Амурского региона выступили с «инициативой» сдачи своих земель в долгосрочную аренду корейцам. На официальном сайте администрации Амурской области появилась информация о том, что в Ромненском, Мазановском, Завитинском и других районах имеется свободная земля сельскохозяйственного назначения. Начальная стоимость аренды составляет 50 руб. в год за один гектар. Чтобы получить право на землю, нужно участвовать в торгах, результаты которых определят конечную стоимость аренды. Администрация Амурской области подчёркивает, что это единственный законный путь и для отечественных, и для зарубежных сельхозпредпринимателей.

Однако в то, что кто-нибудь из российских фермеров сможет претендовать сразу на сотни тысяч гектаров, верится с трудом. Судя по всему, лот будет выставлен как неделимое целое, ведь принципиальное решение о сдаче дальневосточных чернозёмов в аренду корейцам принималось не в Благовещенске, а в Москве.

Подоплёка № 2

Сегодня Амурская область — одна из депрессивных в стране, да и завтрашний день не сулит ей никаких заманчивых перспектив. При ускорении темпов роста потребительских цен темпы роста её экономики и номинальная заработная плата заметно отстают от среднероссийских показателей. Уровень бедности населения Приамурья почти в 2 раза выше, чем в среднем по России. До перестройки оно держалось на плаву за счёт развития сельского хозяйства. Здесь выращивали 80 % урожая советской сои — не зря эти благодатные земли называли «дальневосточной Кубанью». Деградация региона началась в 1992 году, после того как Президент РФ Б.Н. Ельцин издал в декабре 1991 года Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», распустивший коллективные и советские хозяйства. Сейчас Амурская область выживает в основном за счёт продажи электроэнергии, вырабатываемой Зейской и Бурейской ГЭС.

Принимая во внимание эти факты, можно предположить, что на самом деле планы правительства, связанные с предоставлением приамурских земель в аренду иностранцам, есть не что иное, как признание федеральными властями провала программ развития Дальнего Востока, которые разрабатывались и осуществлялись на протяжении последних 16 лет. Теперь они просто не знают что делать и, чтобы избавиться от проблем, решили отдать этот регион на откуп корейцам.

Зачем кормить чужих?

Но почему лакомый кусок российского пирога нужно отдавать чужакам? Может быть, хватит кормить весь мир? Пора по-хозяйски распоряжаться собственным добром.

Примеры есть, причём не только из мировой истории (освоение Запада США), но и из российской. Даже школьники знают о том, что важной частью земельной реформы 1906–1917 годов, инициированной П.А. Столыпиным, было переселение крестьян на свободные земли Сибири, Северного Кавказа, Средней Азии, а также (!) Дальнего Востока. Великое переселение решало не только задачи повышения благосостояния российского крестьянства и увеличения эффективности сельского хозяйства, но и вопросы геополитической стратегии безопасности Российской империи.

Стержнем реформы была непреклонная политическая воля, состоявшая в том, чтобы дать крестьянину землю в конкретных границах без выкупа в максимально пригодном для эффективного земледелия виде. Заметим: семьям, переселявшимся в Приамурье, полагалась самая большая ссуда— 400 руб., половина которых выдавалась в виде безвозмездной помощи. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот и сельхозинвентарь. При этом государство брало на себя расходы по созданию необходимой крестьянству инфраструктуры. В  каждом новом уезде создавались землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, лесные и сельскохозяйственные склады, агрономические и ветеринарные отделы, школы, фельдшерские пункты, больницы. Конечно, были и трудности: часто не хватало финансовых средств и специалистов для проведения землеустроительных работ. Но, несмотря на это, переселение набирало темпы. Благодаря Столыпинской реформе СССР получил в наследство не бескрайние пространства Сибири и Дальнего Востока, а вполне освоенные земли со сформировавшейся системой расселения.

Ситуации начала XX и ХХI веков похожи; похожи и задачи, которые необходимо решить, только пути решения выбраны разные. Правительство Российской империи сознательно шло на гигантские расходы ради обеспечения инфраструктуры внутренней и внешней безопасности страны. Правительство Российской Федерации, имея сформированные в годы советской власти, но пришедшие в негодность объекты инженерной и социальной инфраструктур, не торопится вкладывать деньги в их восстановление.

К слову, из желающих осваивать пустующие приамурские чернозёмы на льготных условиях долгосрочной аренды по 50 руб. за гектар можно выстроить целую очередь из

  • отечественных агрохолдингов,
  • местных фермеров,
  • российских фермеров,
  • российских граждан, желающих заниматься фермерством,
  • русских из бывших советских республик, ставших в новых отечествах гражданами второго сорта,
  • нерусских из бывших советских республик,
  • православных косовских сербов, которые теряют свою родину, а вскоре могут потерять и свои жизни.

При желании этот список можно продолжить. Если дать российским переселенцам беспроцентные кредиты Центробанка, а иностранцам из ближнего зарубежья, кроме того, пообещать российское гражданство — от желающих работать на землях Дальнего Востока не будет отбоя. По уму так и должно быть: государству следует вкладывать деньги в свой народ и своё собственное развитие. Но Правительству Российской Федерации гораздо удобнее сдавать дальневосточные земли в аренду иностранцам, которых оно не обязано обеспечивать дорогами, школами, больницами, газом и электричеством.

Истинные приоритеты

Комментируя инициативу Амурского правительства, министр внешнеэкономических связей Амурской области И.Г. Горевой сказал: «Речь идёт о беспрецедентном для КНДР сельскохозяйственном проекте. Им требуется в аренду несколько сотен тысяч гектаров земли по всему Дальнему Востоку России для образования большого предприятия по выращиванию зерна и овощей. В Корее недостаточно земли, и в связи с большим населением существует вопрос недостатка продовольствия. В Приамурье же имеется порядка 200 тыс. гектаров пустующих земель… Для нас важно, чтобы земля не была заброшена. Также имеют интерес инвестиции в сельскохозяйственную технику и оборудование. Ещё одним главным условием является то, что новое корейское предприятие обязательно должно быть зарегистрировано в Амурской области, а это значит поступление налогов в бюджет». Попробуем рассмотреть это заявление подробнее.

С одной стороны, нельзя не признать, что заброшенные земли — настоящая беда современной России. Из 168 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения не обрабатывается примерно 25 %. Только в Приамурье зарастает от 40 до 60 % бывших пашен. Но по чьей вине это происходит? Уж не по вине ли крестьян, которые по непонятной причине сорвались с обжитых мест и подались в города? Скорее, виноваты власти, проводившие в 90-е годы необдуманное реформирование сельской жизни и не оказывавшие достаточную поддержку крестьянско-фермерским хозяйствам.

С другой стороны, понятно, что аренда 200 тыс. гектаров земель по 50 руб. за гектар принесёт ежегодную прибыль в размере 10 млн руб. Даже если в результате торгов цена аренды вырастет вдвое (что, впрочем, маловероятно), прибыль составит 20 млн руб. Но для бюджета области это сущие копейки. Для сравнения: 26 апреля 2012 года амурские парламентарии выделили 115 млн руб. на строительство жилья в пострадавшем от пожара селе Тыгда и 30 млн руб. на восстановление его сгоревшей амбулатории. Такую же скептическую улыбку вызывает величина ожидаемых инвестиций в сельскохозяйственную технику и объём налоговых поступлений в областной бюджет от «нового корейского сельхозпредприятия».

Но самое примечательное то, что в высказывании И.Г. Горевого отчётливо проявилось понимание российскими властями всех уровней смысла своей деятельности. Оказывается, для чиновников материальные ценности, к которым в первую очередь относится земля, важнее жизни и судеб людей, живущих на ней. Поэтому сначала власть заботится о материальных ценностях, а уж потом, по остаточному принципу, вспоминают о людях, предки которых защищали и осваивали российские земли, поливая их потом и кровью.

На те же грабли?

Амурские власти намерены раздавать земли иностранцам, невзирая на горький опыт работы с азиатскими «соседями». Например, однажды корейцы получили разрешение на валку и вывоз местного леса. После этого их неоднократно уличали в несанкционированных порубках, следы которых «заметались» пожогами, а когда срок разрешения истёк, корейских «дровосеков» несколько лет отлавливали сотрудники МВД и ФСБ и высылали из страны.

Граждане КНДР шли на любые хитрости, чтобы остаться в России. Пользуясь тем, что европейцам трудно их идентифицировать, они сознательно вводили представителей власти в заблуждение, используя ложь и подделывая документы. Миграционные службы оказывались не в состоянии определить реальное количество северокорейских мигрантов, для которых необустроенный быт в России — рай по сравнению с тем, что ждёт их на родине.

Дальневосточные фермеры обеспокоены ползучей экспансией китайских арендаторов. Получая солидные субсидии от властей Китайской Народной Республики (КНР), они демпинговыми ценами вытеснили с рынка большинство местных сельхозпроизводителей.  Теперь российские фермеры, чтобы как-то удержать в собственности землю, вынуждены отдавать её в аренду китайским конкурентам. При этом китайцы не скрывают, что на правом берегу Амура уже разработаны подробные планы освоения приграничных российских земель.

Конечно, предоставление российских земель в аренду КНР, КНДР, СРВ и другим государствам Азиатско-Тихоокеанского региона может стать основой долгосрочного бизнес-сотрудничества. Однако, учитывая имеющийся негативный опыт, нельзя идти на подобные сделки, надев розовые очки— не проработав до мелочей условия их совершения. Нужно трезво оценивать риск вывода части земель из сельскохозяйственного оборота вследствие их хищнического использования (такой опыт есть у всех регионов России, предоставлявших земли в кратковременную аренду гражданам Поднебесной), а также риск вытеснения коренного населения российского Дальнего Востока этническими анклавами китайцев, корейцев или вьетнамцев, не ограниченных «в гостях» жёстким правилом «одна семья— один ребёнок». Как власти намерены решать такие проблемы — чиновники умалчивают.

Лыко в строку

Выступая на Московском урбанистическом форуме, состоявшемся в декабре 2011 года, министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина заявила, что сохранение малых городов невыгодно с экономической точки зрения. По её мнению, в течение ближайших 20 лет необходимо подготовить 12 российских городов-мегаполисов к принятию 15–20 млн человек, проживающих в нерентабельных городах.

Если предположить, что Правительство Российской Федерации ставит во главу угла государственной политики исключительно критерий экономической выгоды, то в неё прекрасно вписываются и решение о необходимости избавления от обузы в виде малых городов, и решение о получении прибыли любой ценой, в том числе за счёт замены коренного населения части россиян мигрантами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако погоня за виртуальными миллиардами будет способствовать не дальнейшему развитию России, а хищнической эксплуатации и разбазариванию её земель.

* «Независимая газета» от 27.01.2012.

Карта переселения крестьян в азиатскую Россию во время Столыпинской реформы

Двухуровневый «столыпинский» вагон для перевозки крестьян-переселенцев в Сибирь

Теперь российские фермеры, чтобы как-то удержать в собственности землю, вынуждены отдавать её в аренду китайским конкурентам

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).