Город — месторождение «полезных ископаемых»

Использование трёхмерной модели сценируемой территории для определения эффективных направлений инвестиционной и градостроительной деятельности.

088-1С.А. Галеев,
канд. архитектуры, преподаватель МАРХИ,
доцент кафедры архитектуры промышленных сооружений,
главный архитектор проектов архитектурной фирмы «АНВ ПРОЕКТ».

 

Наверное, название статьи может показаться странным. В самом деле, где искать в городе полезные ископаемые? Но если рассмотреть значения слов, составляющих это устойчивое выражение, раскроется широкий горизонт его смысловой интерпретации.

ГОРОД — это не только локальный участок земли с высокой концентрацией населен ия и объектов недвижимости, но и фокус различных интересов: социальных, экономических, этнических, эстетических и т. д., а также связанных с ними проблем.

МЕСТОРОЖДЕНИЕ — разделим это сложное слово на составляющие «место» и «рождение». МЕСТО в контексте названия обозначает не просто географическую точку, но и историю причин и условий его возникновения; РОЖДЕНИЕ — не только нечто появившееся, но и его потенциальное развитие, ожидание роста.

ПОЛЕЗНЫХ — это слово указывает на наличие для заинтересованных потребителей некой пользы, выгоды. Потребителями ресурсов городской территории являются его жители, администрация, инвесторы и туристы.

ИСКОПАЕМЫХ — ископаемое — это нечто ценное, нужное, востребованное, ожидающее преобразования, то есть добычи и переработки в продукт потребления.

Таким образом, территория города, на которой существуют объекты материальной и духовной культуры, является своего рода месторождением ресурсов его развития — совокупных ресурсов потребления.

Существует множество видов ресурсов: материальные, сырьевые, административные, финансовые, кредитные, трудовые и т.д. Чтобы показать систему их коррелятивных отношений и связей с территорией города, потребуется написать монографию. Поэтому рассмотрим только один аспект этой темы — взаимо­связь территории с её со­циальными ресурсами и видами социальной активности населения, потому что для развития города наиболее актуальными являются именно социально значимые потребительские ресурсы.

Акцент на этот вид ресурсов обусловлен двумя причинами. Во-первых, они редко комплексно рассматриваются при освоении и эксплуатации городских территорий; во-вторых, их системное рассмотрение — выявление, анализ и дальнейшая разработка — может послужить основанием для определения урбанистической стратегии развития города. А она в свою очередь открывает возможности для новых градостроительных практик и управления существующими активами.

Ландшафтные, планировочные характеристики и отдельные объекты города формируют систему социально значимых ресурсов потреб­ления. Понятно, что города не единственные объекты (месторождения) социальных ресурсов, но сегодня именно их территории привлекают внимание лиц, принимающих решения.

Таким образом, все заинтересованные государственные и коммерческие структуры, профессиональные, научные, общественные организации, и, конечно, жители, — все они со своими часто разнонаправленными интересами выступают в роли потребителей. В данном случае слово «потребление» обозначает не только физическое обладание, но и визуальное восприятие, финансовое влияние и т. д.

Ресурсами, то есть объектами интересов потребителей, являются элементы природной среды и объекты недвижимости, инвестиций, истории, культуры, литературные описания и воспоминания, сказки и легенды, а также маршруты (пространственные связи между объектами). Всё это очень важно для определения статуса, имиджа, своеобразия, идентичности, уровней привлекательности и капитализации места, т. е. того, что называется genius loci (от лат. — дух места. — Прим. авт.).

Социальная значимость подразумевает ориентированность деятельности потребителей и управления активами на освоение этих ресурсов.

Далее речь пойдёт о способе отображения социальных ресурсов потребления и возможностях их преобразования в конкретный продукт потребления.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »