Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

В Тулу — за своим мотоциклом

Л.П. Зякин,
основатель Тульского мотоциклетного музея «Мото-Авто-Арт»

Л.П. Зякин родился в 1948 году на Сахалине. Окончил Тульский политехнический институт, получив диплом инженера-механика.
В 1979 году стал главным инженером предприятия «Тулаавтотранс». Примерно тогда же начал коллекционировать мототехнику. В 2008 году  ушёл на пенсию с поста главного инженера объединения «Тулаавтотранс». Заканчивает строительство здания Тульского мотоциклетного музея «Мото-Авто-Арт», который планирует открыть в августе 2012 года.

 

Уникальный музей отечественной мототехники мог появиться именно в Туле. Его создание определили два фактора: дух места и дух времени. Наличие в городе Тульского машиностроительного завода (ТМЗ) повлияло на выбор профессии будущего ­коллекционера, ставшего инженером-механиком и 30 лет проработавшего главным инженером предприятия «Тулаавтотранс». А «хрущёвская оттепель» повлияла на расширение ассортимента военной продукции ТМЗ, который с 1957 года стал выпускать мотороллеры — небольшие и удобные транспортные средства, обеспечивавшие владельцам «почти автомобильный комфорт» передвижения за относительно невысокую цену — примерно две средние зарплаты.

 

История Тульского машиностроительного завода

Тульский машиностроительный завод был создан по приказу Петра I, чтобы снабжать Русскую Армию отечественным оружием. Слава тульских оружейников гремела по всему миру и в советское время. Во второй половине 50-х годов Правительство СССР взяло курс на повышение благосостояния трудящихся и увеличение ассортимента товаров народного потребления. В декабре 1956 года вышло постановление об организации выпуска мотороллеров. Необходимыми производственными мощностями обладали Тульский машиностроительный завод им. Рябикова (ТМЗ) и Вятско-Полянский машиностроительный завод (ВПМЗ). В 1957 году с конвейера ТМЗ сошёл первый мотороллер, в 1976-м — первый мотоцикл.

Сегодня руководство Ассоциации «Группа Туламаш», производящей вооружение, сельскохозяйственную технику и промышленное оборудование, вспомнило о необыкновенной популярности своей мотопродукции и объявило о проекте возобновления выпуска грузовых мотороллеров.

На сегодняшний день коллекция Тульского мотоциклетного музея «Мото-Авто-Арт» насчитывает 150 экземпляров мототехники, но её формирование продолжается.
Несмотря на то что строительство здания музея пока не окончено, владелец коллекции Л.П. Зякин ежемесячно принимает более 50 посетителей и отвечает на множество писем, приходящих со всей территории бывшего Советского Союза.

 

Леонид Павлович, как у вас возникла идея открыть собственный музей?

Когда в 70-х годах у меня появился первый ретромотоцикл NSU-200 1939 года, я понял, что стану коллекционером старинной мототехники. Вначале я собирал мотороллеры, выпущенные Тульским машино­строи­тельным заводом им. Рябикова (ТМЗ), потом мои интересы расширились — я начал коллекционировать всю советскую мототехнику.

Когда отечественное мотостроение перестало существовать как отрасль российской экономики, стало понятно, что сейчас практически никто не знает, что в СССР была прекрасно развита мотопромышленность, а ТМЗ был её лидером. Поэтому я решил открыть Музей ретромототехники и показывать всем, кто хочет гордиться историей своей страны, какие машины делали тульские инженеры.

Тульский мотоциклетный музей «Мото-Авто-Арт» зарегистрирован в 2008 году. Моя коллекция состоит из 150 экземпляров мототехники, но её формирование не закончено. Сейчас идёт строительство здания для музея. Первых посетителей он примет летом 2012 года.

В чём особенность вашего проекта?

Музей располагает уникальным собранием мототехники производства ТМЗ, выпущенной во второй половине ХХ века. Многие экспонаты существовали или сохранились в единственном экземпляре. Аналога такой коллекции нет, и быть не может.

Экспонирование музейной коллекции предполагает проведение большого объёма работ по реставрации предметов показа. Как вы решаете эту проблему?

При музее есть реставрационная мастерская. Все восстановительные работы ведутся коллективом энтузиастов за собственный счёт по канонам «ортодоксальной» реставрации. Мы пользуемся богатым собранием профессиональной литературы и консультациями специалистов, работавших на советских мотостроительных заводах. В год реставрируется от 10 до 15 экземпляров мототехники.

Как вы продвигаете своё детище на рынке туристических предложений?

Сейчас наша главная задача — завершить строительство музея. Подготовка к выходу на туристический рынок начнётся после окончания строительных работ.

Ваш музей привлечёт на территорию города множество туристов. Помогают ли вам местные власти? Вписывается ли ваш музей в стратегию развития туризма Москвы и Тулы?

Пока что городская администрация не проявляет интереса к сотрудничеству с будущим музеем. Я считаю, что наш музей не может не вписываться в концепцию тульского туризма, потому что в нём будет экспонироваться мототехника, произведённая ТМЗ. Тульским мотороллерам гарантировано внимание посетителей.

Получает ли ваш музей помощь меценатов? Участвуете ли вы в конкурсах на получение грантов?

Меценаты нам не помогают. Возможность претендовать на получение грантов мы пока не рассматривали.

Какие моменты современного законодательства помогают или мешают открывать и развивать частные музеи? Нужно ли в нём что-то менять?

Проблем с регистрацией музея и его функционированием нет, но в нашем законодательстве не проработаны вопросы поддержки частных музеев.

Вы хорошо знакомы с зарубежным опытом ведения музейного бизнеса. Что бы вам хотелось перенести на российскую почву, в ваш проект?

Я с удовольствием езжу в Эстонию — в Куртна в музей Урмаса Теару, где выставлено больше 100 ретромотоциклов европейского производства. Неплохая экспозиция в Музее мотоциклов «Ява», открытом в предмес­тье Праги. Европейские государства и города находят интересные непрямые формы помощи частным музеям. Хорошо, если бы наши власти переняли их опыт.

Планируете ли вы расширять масштаб музейного проекта?

Мы должны закончить строительство здания музея (пока оно готово на 80 %) и начать работу над экспозицией. Но я думаю, что дальнейшая деятельность музея ограничится демонстрацией коллекции, научно-исследовательской работой и реставрацией экспонатов.

 

Мотороллер «Турист» (слева) и экспериментальный мотороллер «Турист-Спорт» (справа), выпущенный в двух экземплярах.

 

Мотороллер Т-200М «Тула».

 

Мотороллер Т-200 «Тула» образца 1957 года.

 

Экспериментальный пластиковый мотороллер «Старт» — разработка 1968 года. На сегодняшний день из пяти выпущенных экземпляров сохранилось всего два.

 

Серийный трицикл ТМЗ.

 

Мотоцикл «Вепрь» — последний серийный мотоцикл ТМЗ.

 

 

Мотоцикл «Тула-Лидер», выпущенный в 1986 году в десяти экземплярах.

 

 

Грузовой мотороллер ТГ-200 образца 1957 года в оригинальной окраске.

 

 

Оказывается, в советское время в Тулу ездили не за пряниками и самоварами, а за надёжными и дешёвыми (по сравнению с автомобилями) мотороллерами и мотоциклами, которые выпускал Тульский машиностроительный завод. Больше половины произведённой в СССР мототехники имело в названии слово «Тула».

Мотороллеры и мотоциклы Тульского машиностроительного завода

Мотороллеры

  • ТМЗТ-200 «Тула», выпущен в 1957 году
  • Т-200К «Тула», выпущен в 1961 году
  • Т-200М «Тула», выпущен в 1961 году
  • «Старт» (экспериментальный), выпущен в 1967 году
  • «Турист-кросс» (экспериментальный), выпущен 1967 году
  • «Турист», выпущен в 1967 году
  • «Турист-М», выпущен в 1971 году
  • «Тулица 02М», выпущен в 1989 году
  • «Тулица» с самосвальным модулем, выпущен в 1990 году
  • ТГ-200 «Тула», выпущен в 1958 году
  • ТГ-200М «Тула», выпущен в 1961 году
  • «Муравей» (фургон), выпущен в 1969 году
  • «Муравей» (бортовой), выпущен в 1970 году
  • «Муравей» ТМЗ-5.402-02, выпущен в 1989 году
  • «Муравей» ТМЗ-5.403-03К, выпущен в 1989 году
  • «Муравей» ТМЗ-5.403-03ИФ, выпущен в 1992 году.

Мотоциклы

  • Тула-«Кросс», выпущен ограниченной серией в 1976 году
  • «Тула» ТМЗ-5.951, выпущен в 1984 году
  • «Тула» ТМЗ-5.952, выпущен в 1988 году
  • «Вепрь» ТМЗ-5.952-01, выпущен в 1990 году
  • Трицикл (экспериментальный), выпущен в 1984 году
  • «Тула-Лидер», выпущен в 1986 году
  • «Аллигатор» (экспериментальный), выпущен в 1985 году
  • Трицикл ТМЗ-5.971, выпущен в 1992 году

 

Беседовала А.С. Курбатова,
д. г. н., директор Института комплексного развития территорий, главный редактор журнала «Территория и Планирование».

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).