Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Жизнь замечательных вещей. Как повысить туристическую привлекательность территории?

А.С. Курбатова,
д. г. н., директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»

В мире давно существует такой жанр индустрии развлечений, как музей. Казалось бы, что нового можно предложить в этой сфере? В умах большинства сограждан понятие «музей», особенно краеведческий, ассоциируется с «застывшей летописью событий», известных по школьному курсу истории. Однако интересно, нестандартно и грамотно организованные экспозиции могут стать «генераторами» туристического и инвестиционного спроса территорий. Такие проекты нередко являются частными инициативами местных энтузиастов и уже начинают занимать особую нишу в типологии музеев, которую условно можно назвать «жизнь замечательных вещей». Но так же как драгоценный камень нуждается в прекрасном обрамлении, так и частным экспозициям необходимы внимание властей и развитие соответствующей инфраструктуры.

Новизна этого жанра для России связана с тем, что его стало возможно развивать лишь после возврата к индивидуальному предпринимательству, то есть в последние 15 лет. Как правило, основой частных музеев становятся личные коллекции. Вначале такие музеи стали возникать в «раскрученных» туристических городах, теперь сформировалась устойчивая тенденция к расширению их географии.

Сегодня нет точной статистики о количестве частных музеев в России, но по экспертным оценкам их около 250. Примерно 170 из них находятся в Москве, в том числе Музей русской иконы — самое крупное частное собрание в мире, Русский национальный музей, где представлены изделия фирмы Карла Фаберже, Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов. Из региональных городов выделяется Переславль-Залесский. В нём есть около десятка частных музеев, среди которых Музей утюга, Музей чайника, Переславский железнодорожный музей (Музей паровозов), музеи денег и масок.

Самая большая проблема частных музеев заключается в том, что местные власти недооценивают их роль в привлечении туристических потоков. Многие коллекционеры, желающие превратить свои коллекции в экспозиции, сталкиваются с проблемой отсутствия помещения. Но настоящая жизнь музея начинается только после того, как у него появляется собственное здание. Так, история Музея утюга началась в 1999 году, когда его создатель Андрей Воробьёв приобрёл в Переславле-Залесском двухэтажный дом XIX века. Здание для второго музея — Музея чайника — он купил в 2003 году.

В Москве «квартирный» вопрос стоит ещё острее. По признанию владельца коллекции военной и гражданской униформы Сергея Королёва, такая статусная для державы тема не имеет господдержки даже в виде зала, предоставленного в одном из военных или исторических государственных музеев Москвы.

Тем не менее, наибольший доход частным музеям удаётся получать от продажи сувенирной продукции, связанной с их экспозициями. В этом отношении достигли успеха два коломенских музея пастилы. Их владелицы торгуют эксклюзивной пастилой и в самих музеях, и в московских магазинах «Вода ОнЛайн» и «Здоровая жизнь».

Но, к сожалению, далеко не все музеи могут обойтись без дотаций. Так, например, ­крайне сложно выживать Переславскому музею паровозов. Его директор Сергей Дорожков высказался на этот счёт так: «Никаких финансовых плодов наш музей не приносит и фактически себя не окупает, поскольку для реставрации и покупки объектов, которые мы экспонируем, требуются колоссальные средства. Каждый год учредители и частные лица вкладывают в музей несколько миллионов руб­лей. А гранты для нас — это капля в море».

Системную работу с государственными и частными российскими музеями ведёт только Фонд Владимира Потанина, при этом гранты выделяются на конкурсной основе и под конкретные проекты. «Идея нашей программы в том, что музей должен быть не кладбищем, а местом, где людям интересно. Нужно, чтобы он был максимально открыт для публики, обязательно понимал свои целевые группы, представлял, что и для кого он делает», — считает заместитель директора фонда Наталья Самойленко.

«Пусть музеи во всём мире не могут быть самоокупаемыми, однако они везде научились зарабатывать. Европейский опыт показывает, что музейные магазин и кафе могут приносить в среднем от 15 до 42% в общей структуре доходов музея», — рассуждает директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева. По её словам, в России маркетологи ещё не приходят из бизнеса в культуру, но эта тема уже активно обсуждается на конференциях. При этом эксперт отметила, что как раз частные музеи первыми начинают использовать рыночную логику и держат руку на пульсе потребительского спроса, тогда как на государственном уровне перестроить систему деятельности музеев гораздо сложнее.

К сожалению, для региональных властей тема частных музеев пока является неизученной. Однако тем, кто всерьёз занимается туристско-рекреационной деятельностью, обратиться к ней всё-таки необходимо, потому что именно частные музеи способны взять на себя роль локомотивов развития территорий.

 

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2020 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).