«Пока инвестор не встал на ноги, мы во всём идём ему навстречу»

044Е.В. Козлов,
заместитель главы городского округа Коломна по инвестиционной политике, промышленности, земельным и имущественным отношениями

Родился в 1961 году в Ярославле. В 1983 году окончил Ярославский политехнический институт,  получил диплом инженера-механика. Работал на Коломенском заводе тяжёлых станков. Был вторым секретарём, директором Центра научно-технического творчества молодёжи, главным специалистом Регистрационной палаты города Коломны. С 1999 года  руководит Городским земельным комитетом, ныне преобразованным в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям. В 2000 году окончил юридический факультет Коломенского государственного педагогического института по специальности «юриспруденция».
В администрации занимается вопросами, связанными с земельными и имущественными отношениями, промышленностью и инвестиционной политикой.

Беседовал И.В. Афонин.

 

045-2Коломна — седьмой по численности населения город Московской области, расположенный в 115 км к юго-востоку от Москвы, в котором живёт 150 тыс. человек.
Современная Коломна — один из крупных промышленных и транспортных центров Подмосковного региона.
Ядро городской экономики составляют
45 крупных и средних предприятий промышленности.
В этой сфере занято
54 тыс. человек.

 

 

Евгений Владимирович, в чём заключается инвестиционная политика городского округа Коломна?

Мы начали формировать инвестиционную политику с разработки инвестиционного паспорта муниципального образования, Генерального плана развития его территории, Правил землепользования и застройки. Это первое, что требуют для изучения аналитики крупных международных корпораций. Если таких документов нет, иностранные инвес­торы не будут рассматривать территорию в качестве объекта возможной реализации своих проектов. У российских инвесторов другой подход: им важнее увидеть глаза чиновника, с которым предстоит обсуждать предложения, убедиться, что они не рыбьи, не пустые, не безразличные. Наш инвестор хочет лично проверить, насколько власть заинтересована в его приходе на территорию, горят ли глаза у тех, чья помощь ему понадобится.

Коротко нашу инвестиционную политику можно сформулировать так: пока инвестор не встал на ноги, мы во всём идём ему навстречу, но как только предприятие вступает в производственную фазу, жёстко требуем выпуска качественной продукции, уплаты налогов в полном объёме, достойных зарплат рабочим и благоустройства территории.

Это универсальный подход, но он не всегда оправдывает себя. Например, в Калужской области работает Корпорация инвестиционного развития. Она привлекла в регион крупного инвестора — концерн «Фольксваген», построивший там большое предприятие, но сейчас оно простаивает из-за нехватки рабочих рук. Люди не хотят работать на конвейере за 20 тысяч рублей в месяц. Молодым сильным мужчинам выгоднее сутки через трое работать в Москве охранниками и, особо не напрягаясь, получать зарплату в 30 тысяч рублей.

Значит, калужане ошиблись в расчёте демографической ситуации, но их ошибка никак не влияет на действенность универсальной инвестиционной политики. Кроме того, Калужская корпорация инвестиционного развития работает на региональном уровне, а мы — на местном, у нас совсем другие условия. Площадь Коломенского муниципального образования составляет всего 6710 га, на ней проживает примерно 150 тысяч человек. В такой ситуации трудно ошибиться с прогнозными расчётами занятости, но и говорить о реализации каких-то глобальных проектов тоже трудно — у нас не так много места.

Учитывая существующую налоговую политику, мы, скорее всего, не сможем существовать за счёт статичных налогов на землю и недвижимость. Нам нужны налоги с оборотов хозяйствующих субъектов. Поэтому инвестиционная политика в основном ориентирована на поддержку инвесторов, намеренных строить промзоны, технопарки, открывать на их территориях предприятия, на которых будут работать по 250–300 высококвалицированных специалистов. Кроме того, мы не забываем о необходимости строительства жилья для молодого населения Коломны, потому что именно оно будет трудиться на этих предприятиях.

Чем в плане инвестиций запомнились последние несколько лет?

В Коломне появилось много торгово-развлекательных комплексов. До кризиса мы не знали, куда деваться от обилия этих однобоких предложений развития городской территории. В основном их делали внешние инвесторы, но в 2009 году все «варяги» ушли, торговля замерла и пока не «очнулась», зато «очнулись» местные инвес­торы — им бежать некуда — и стали вкладывать деньги в создание высокотехнологичных производств.

На арендованных площадях в городе работает предприятие «Колнаг», выпускающее сельскохозяйственную технику. Там трудятся 150 человек, все местные, уходить никто не собирается. Сейчас с целью расширения производства «Колнаг» приобрёл контрольный пакет акций Коломенского завода ЖБИ. Совместно с администрацией города готовится исполнительно-разрешительная документация для его перепрофилирования.

В микрорайоне Щурово появилось много строительных фирм, потому что там находится модернизированный в 2011 году при участии швейцарской компании завод «Щуровский цемент», принадлежащий швейцарской группе «Хольцим». Рядом проходят железная дорога и окружная автодорога М5, то есть имеются отличные условия для создания логистического цент­ра, поэтому мы нашли французскую фирму и начали строительство логистического комплекса класса «А». В Люберцах тоже есть комплекс такой же классности, однако чрезвычайная близость к Москве порождает напряжённый автотрафик, постоянные пробки, а благополучные в этом плане Коломна и Воскресенск могут обслуживать логистические потребности российских территорий вплоть до Урала.

Удачный инвестиционный проект реализовали два предпринимателя, выпускники экономического факультета МГИМО. Десять лет назад они купили неиспользуемый цех по производству стройматериалов и построили на его месте роботизированный завод-автомат, выпускающий сухие строительные смеси «Основит». В августе прошлого года они пришли к нам с предложением построить до 2015 года ещё пять таких заводов. А если учесть, что у нас отличная логистика, открываются неплохие возможности для дальнейшего развития территории. Уже оформлены арендные отношения, скоро появятся результаты.

Ещё один пример удачных инвестиций — завод ячеистого бетона, появившийся на мес­те неэффективно работавшего комбината стройдеталей, которому пришлось по час­тям распродать свою территорию, чтоб расплатиться с долгами. На одном из участков площадью в 3 га в марте 2012 года откроется предприятие, выпускающее длинномерные ячеистые бетонные перекрытия и пенобетон, и Коломна вслед за Воскресенском начнёт производить современные плиты-перекрытия.

Наверное, вы знаете, что градообразующим предприятием Коломны является Тепловозостроительный завод. Так вот группа его бывших сотрудников наладила собственное производство вкладышей для дизелей. Закончены общестроительные работы и идёт монтаж оборудования завода по производству подшипников скольжения, основным потребителем продукции которого станет Коломенский тепловозостроительный завод. На предприятии будет работать около 150 человек.

Более 20 лет назад начала свою работу в Коломне экологическая научно-производственная фирма «Новатор», специализирующаяся на выполнении работ по очистке канализационных систем. Сегодня в арсенале предприятия оригинальное оборудование и собственная, запатентованная технология очистки систем канализации. «Новатор» теперь не просто покупает современную технику, но и сам создаёт уникальные спецмашины, которых нет в других странах. Неслучайно география работы «Новатора» очень обширна. «Новатор» построил свою производственную базу на территории бывшего станкостроительного завода. Банкротство этого завода и, как следствие, распродажа его имущества привели к тому, что теперь на его территории находятся почти 50 собственников объектов недвижимости, каждый из которых что-то производит. Можно сказать, что там сложился своеобразный технопарк.

Я уже упоминал о реконструкции Щуровского цементного завода, но там роль города была небольшой. 500 млн евро — не наш уровень инвестиций. Мы активно сотрудничаем с «Хольцим Групп»: у них мощная команда управленцев, новая технология производства цемента, за счёт которой удалось в 2 раза сократить санитарную зону. На территории завода появились зелёные газоны, а у рабочих — объёмные социальные пакеты. С такими инвесторами приятно иметь дело: Коломна получила дополнительный резерв территорий, а депрессивный район Щурово — неплохие перспективы экономического и социального развития.

На каких условиях вы предоставляете землю инвесторам?

На время строительства сдаём её исключительно в аренду. Инвестор получает право выкупа участка только по окончании строи­тельства объекта. Таким образом мы страхуем себя от появления долгостроев и недостроев. Нам такие проблемы не нужны, выполнять обязательства должны все.

Получается, что за последние три года внешних инвесторов не было?

Были и есть. Например, швейцарцы и москвичи, вложившие инвестиции в реконструкцию цементного завода, в предприя­тие по производству ячеистого бетона. Грамотный инвестор, покупая землю для производственных нужд, должен быть уверен, что на ней есть необходимая инфраструктура — вода, газ, тепло, энергия, а такие гарантии может дать только власть. У нас в Коломне мощная система ЖКХ. Я считаю, мы можем гордиться тем, что нам удалось не только её сохранить, но и развить в соответствии с потребнос­тями инвесторов.

Как инвесторы относятся к ограничениям деятельности, связанным с тем, что Коломна является историческим городом?

На землях промышленного назначения нет историко-культурных памятников, специфические ограничения на них не действуют. Но если найдётся инвестор, который захочет вкладывать деньги в развитие городского туризма, он получит широкое поле деятельности и прекрасный рынок сбыта товаров и услуг, потому что количество туристов постоянно растёт.

Пока Коломна может предложить программу только одного дня пребывания — город у нас небольшой, достопримечательности можно посмотреть за день. Поэтому нужно развивать туризм «второго дня»: создавать новые точки притяжения; открывать кафе, рестораны, мастерские, изготовляющие местные сувениры; предлагать мастер-классы народных ремёсел, потому что сейчас туристы не столько оставляют на нашей территории деньги, сколько мусорят, приезжая в Коломну со своей едой.

Уже появились первые уникальные турпредложения — Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» и Музейная фабрика пастилы. Пастила снова стала террито­риальным брендом Коломны. Хозяйки музеев Н. Никитина и Е. Дмитриева возродили его буквально из ничего. Конечно, прежде они научились, как грамотно продвигать свои проекты, как получать помощь благотворительных фондов. Параллельно с музейным бизнесом они наладили промышленный выпуск яблочной пастилы. Но городская администрация выделила для размещения музеев неиспользованные здания.

Разумеется, одной пастилы мало. Надо кооперироваться с районной администрацией, строить экологические деревни, открывать культурные центры, а если бы появились ещё 3–4 инициативных команды, можно было бы всерьёз говорить о разработке маршрутов второго и даже третьего дней пребывания.

А как в Коломне обстоит дело с гостиницами?

Гостиниц у нас хватает. В 2006 году был построен Конькобежный центр Московской области «Коломна» — уникальное многофункциональное спортивное сооружение и визитная карточка нашего города. Прошедший чемпионат Европы-2007 по конькобежному спорту показал, что город готов принять одновременно до трех тысяч гостей.

Однако, помимо туризма, Коломне нужно развивать высокотехнологичные производства. Подготовку кадров обеспечивают два института и четыре колледжа. Несколько лет назад в образовательной системе произошёл перекос: высшие учебные заведения в основном выпускают экономистов и юрис­тов, а профессиональные училища — авто­слесарей и швей. Но сейчас проявляется другая тенденция: предприятия оптимизируют производства за счёт сокращения мест для неквалифицированных рабочих. Например, Тепловозостроительный завод провёл мощную кадровую чистку, сократив число работников с 10,5 до 7 тысяч человек. Сегодня востребованы специалисты с инженерным образованием, высококлассные токари, слесари, монтажники, электрики. Муниципальное предприятие «Коломенская электросеть» организовало собственные курсы подготовки персонала, потому что ему остро не хватает высококвалифицированных специалистов.

Развитие производства, создание высокотехнологичных рабочих мест служат стимулом получения образования. Мы ведём среди школьников работу по профориентации и советуем им выбирать профессии инженеров-конструкторов, технологов, операторов станков с программным управлением, газосварщиков, электромонтёров, потому что именно они будут востребованы в ближайшие годы.

Мне нравится то, что происходит в последние два года. Кризис, как ни странно, стимулировал появление позитивных перспектив и тенденций.

А как вы прокомментируете слова Президента РФ о том, что летом ожидается вторая волна кризиса?

Поживём — увидим. Пока что доходы местного бюджета растут за счёт подоходного налога. Насчёт налога с прибыли предприятий ничего сказать не могу, он идёт в бюджет Московской области. Если бы нам хоть что-то от него доставалось, мы бы больше напрягались. Налог на имущество тоже идёт в областной бюджет. Я считаю, что это неправильно. Итог инвестиций — это рост стоимости основных фондов и, как следствие, рост налога на имущество. Но город ничего от этого не получает. 100 % этого налога уходит в бюджет области.

Получают ли коломенские инвесторы обременения в плане благоустройства или содержания городских территорий?

Город ещё в 90-х годах определил политику, касающуюся правил содержания частных и общественных территорий. При передаче земельного участка в собственность или аренду к нему прирезается дополнительная территория, которую субъект хозяйствования обязан содержать в чистоте и порядке. 

Что касается городских территорий, то их благоустройством и обслуживанием занимается муниципальная власть. В Коломне всегда чисто — это следствие постоянных административных проверок качества выполнения муниципального заказа на обслуживание городских территорий. В основном проблемы создают туристы — пока мусора от них больше, чем поступлений в городской бюджет. Но мы смотрим на развитие Коломны с оптимизмом и стараемся максимально использовать любые возможности её территории.

 

 

После реконструкции Щуровский завод стал одним из передовых современных производств цемента в России. Швейцарская компания «Хольцим» вложила в его модернизацию 500 млн евро. В церемонии открытия завода приняли участие Президент РФ Д.А. Медведев и президент Швейцарии М. Кальми-Ре.

 

Экологическая научно-производственная фирма «Новатор» специализируется на выполнении работ по очистке канализационных систем по собственной запатентованной технологии и создании уникального спецоборудования для очистки замкнутых инженерных сетей.

 

24 мая 2011 года состоялось торжественное открытие «Аффиваль Востока» — завода по производству порошковой проволоки. Это совместный проект французской компании «Аффиваль С.А.С.» и немецкого концерна «СКВ Фервальтунгс ГмбХ».

 

Конькобежный центр Московской области «Коломна» отвечает всем современным требованиям проведения соревнований по скоростному бегу на коньках. Он является основной базой подготовки сборной команды страны и занимает пятое место в рейтинге самых быстрых катков мира.

 

Коломна — один из крупных деловых и исторических центров Московской области. Ежедневно её посещают от 5 до 10 тысяч человек — туристы, отдыхающие, предприниматели, бизнесмены, студенты. Центральная гостиница «Коломна».

 

 Скачать статью в pdf-формате