Город Коломна в эпоху безвременья. Не быть или стать?

Н.Л. Селиванов,
к. п. н., художественный руководитель некоммерческой творческой образовательной «Мастерской художественного проектирования»,
генеральный директор некоммерческой организации «Культурное наследие в цифровых технологиях. АДИТ-ПРЕМИЯ»

 

Как оценить культурно-символические ресурсы города? Н.Л. Селиванов представляет авторскую методику, основанную на использовании историографического метода презентизма и метода опережающего творческого проектирования. Она позволяет выявить новую функцию старинных русских городов - функцию «фабрик практико-ориентированного знания», передающих многовековой опыт традиционной хозяйственной деятельности человеческой цивилизации. В контексте современной информационной эпохи он становится особенно актуальным.

 

Между Востоком и Западом, Степью и Лесом, Рязанью и Москвой, там, где сливаются Москва-река с Окой, где Прошлое прошло, а Будущее пока не наступило, среди яблоневых садов и пасек стоит пограничный столб. Пограничный столб - это герб города Коломны.

Коломна мало изменилась за последние столетия, благодаря чему город сберёг пространственную и историческую «прозрачность». В традиционной русской архитектуре такое свойство городской среды называется прозор - несплошная застройка улиц, предоставляющая возможность видеть дома на соседней улице, ближайшую церковь и окружающие город дали.

Прозоры сохранились и на историческом пространстве Коломны. Здесь формы традиционного хозяйствования, посадского уклада жизни и доиндустриальных ремесленных технологий сосуществуют с мощными формами индустриальной России. В Коломне можно увидеть одни из самых старых и крупных в стране промышленных производств. Первый российский трамвай и первый дизельный пароход были построены именно в нашем городе. Его индустриальная история бережёт память о бронепоездах времён русской революции и об опытах с «говорящей бумагой» на граммофонном заводе. Исторический центр города составляют большая средневековая крепость, монастыри и храмы, одноэтажные дома с садами и огородами, промышленные сооружения конца XIX и конструктивистские здания начала XX веков.

В августе 2009 года я организовал в Коломне творческую проектную мастерскую, задача которой состояла в выявлении в истории и современной жизни города идей, которые могли бы иметь значение для переосмысления целей развития города, определения его места и роли в современной России и современном мире. Этот проект объединил молодых людей, занимающихся разными видами творчества: графическим дизайном и театром, рекламой и культурологией, декоративно-прикладным искусством и журналистикой, медиаискусством и архитектурой. Основу нашей работы составили семантические мини-проекты, осуществлявшиеся в форме художественной интеллектуальной игры. Результаты игр систематизировались с помощью особой проектной методологии, которые я разработал для студентов Российского государственного гуманитарного университета, обучающихся на факультете музеологии и искусствоведения по специализации «кураторство проектов современного искусства». Проект получил название «Коломенский конструктор», его методологическим каркасом стал детский развивающий конструктор. С этим проектом связано имя педагога и мыслителя Фридриха Фрейбеля, создателя первого развивающего семантического конструктора, повлиявшего на формирование европейского художественного сознания в конце XIX - начале XX веков. Как и в развивающей системе Ф. Фрейбеля «Дары», участникам программы поэтапно предлагались дидактические «дары» - артефакты-метафоры, представляющие собой очередное проектное исследовательское задание.

Итогом работы мастерской стали творческие гипотезы и проектные идеи, в которых просматривался концептуальный каркас превращения культурного наследия Коломны в ресурс его развития. Размышления, сформировавшие нашу позицию, изложены в приведённом ниже тексте.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »