«Человек, однажды вкусивший афонского хлеба, другим уже не насытится»

«Если Россия, наверное, самая большая православная держава,
то Греция и Афон - это, конечно, истоки нашего духовного родства».
В.В. Путин

Отец Иосиф,
монах, монастырь Пантократор, Святая гора Афон

Сегодня Россия много внимания уделяет своему духовному возрождению. Не только простые верующие, но и руководство нашей страны проявляет повышенный интерес к святым местам, среди которых особо почитается Афон - исток духовной составляющей нашей нации. Что представляет собой Афон сегодня? Мы публикуем беседу с одним из ее старейших насельников, монахом о. Иосифом.

 

Отец Иосиф, вы русский монах, который более 30 лет живёт и трудится на Афоне, поэтому хотелось бы знать ваше мнение о том, чем сегодня являются Афон для России и Россия для Афона.

Для России Афон - это оплот православия, место, где, можно сказать, родилось русское монашество, когда будущий св. Антоний Киево-Печерский в Х веке был пострижен в Эсфигменском монастыре и послан на послушание в Киев. С конца Х века до Октябрьского переворота Афон был духовным ориентиром России. По нему сверялись, как должны храниться духовные традиции, монастырские и церковные уставы. Революция 1917 года прервала эту связь и едва не уничтожила российское монашество, но сейчас оно возрождается, и ему особенно необходима духовная помощь Афона.

Россия важна для Афона, потому что её сыновья пополняют афонское монашеское братство, а традиции, которые хранят русские монахи, обогащают византийскую религиозную культуру.

А чем сегодня является Афон для мирян?

Афон - это духовный ориентир православия, школа молитвы, покаяния, поста, бдения. Для мирян - это место, где можно понять смысл жизни, то есть путь к спасению. К его познанию должен стремиться каждый христианин. Во все времена монашеское житие, подражающее ангельскому житию, было примером христианской жизни, и мирские мужи стремились на Афон, чтобы учиться христианскому образу жизни. Так было всегда: и когда паломники из Российской империи пешком приходили на Афон и отсюда шли в Святую Землю, и сейчас, когда они прилетают на самолётах.

Сегодня паломничество стало большим утешением для людей, измученных круговертью мирской жизни. Они пытаются найти и находят на Афоне тихое пристанище, духовное прибежище.

Как складывалась история русского паломничества на Афон?

В XI веке русские паломники приходили на Афон очень редко, в основном это были подвижники из южных русских княжеств. В XVI веке поток паломников увеличился. С середины XIX века до 1917 года их было очень много. Русские скиты и монастыри даже имели собственные корабли, доставлявшие паломников из Российской империи. Они оставались на Афоне долгое время, их присутствие было ощутимым. В советское время их не стало. Первым паломником из СССР был, наверное, архимандрит Никодим, будущий митрополит Ленинградский и Ладожский. Россияне появились на Афоне в 90-х годах, в 2000-х мы стали говорить о возобновлении традиции паломничества. Сейчас на Святой Афон прибывает более 100 русских паломников в день.

Отец Иосиф, сколько сейчас на Cвятом Афоне монастырей, скитов и монахов? Что бы вы рассказали людям, которые знают о нём только то, что там живут монахи и что его территория запретна для посещения женщинами?

По официальным данным, сейчас на Афоне живёт две с половиной тысячи монахов. Неофициальное население составляют около 600 монахов из Румынии, России и Сербии. На его территории расположено 20 действующих ставропигиальных монастырей, подчиняющихся Вселенскому патриарху Константинопольскому Варфоломею, 13 скитов, примерно 500 келий, многие из которых сейчас пустуют.

Чтобы попасть на Афон, нужно иметь греческую визу и специальное разрешение на въезд, так называемый диамонитирион. Он бывает двух видов: геникос - общий и идикос - частный. Геникос действует в течение четырёх дней. Паломники, получившие такой пропуск, могут жить только в монастырях, которые обязаны их принимать. В кельях или скитах останавливаться нельзя, на это имеют право только друзья или знакомые монахов, имеющие частные разрешения на въезд.

Территория Афона - это отдельная административно-территориальная единица (ном) Греческой Республики. Гражданское управление осуществляет губернатор Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. При нём существуют небольшой штат административных сотрудников, полицейских, пожарная команда и маленькая клиника.

Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, в который входят представители 20 афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Карее - столице Афонской монашеской республики.

Все 20 монастырей делятся на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель одного из пяти главных монастырей Афона (Великой Лавры, Ватопеда, Иверского монас­тыря, Хиландара, Дионисиата) является председателем каждой группы Священной Эпистасии. В 1-ю группу входят Великая Лавра и монастыри Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; во 2-ю - Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; в 3-ю - Иверский монастырь, Пантократор, Филофей, Симонопетра; в 4-ю - Хиландар, Ксиропотам, монастырь святого Павла, Григориат; в 5-ю - Дионисиат, Зограф, монастырь святого Пантелеимона, Костамонит.

Земля поделена между 20 монастырями, большая часть земли принадлежит Великой Лавре. Что касается монашеских обителей, то в соответствии с Уставом они являются самоуправляющимися, то есть управляются согласно собственному внутреннему канону, одобренному Священным Кинотом. Контроль соблюдения частных монастырских уставов, а также общего Устава Святой Афонской горы осуществляет Священный Кинот. Скиты, келии, исихастирии зависят от монастырей, к которым они относятся.

Каждый монастырь - это отдельное государство, в его дела не имеет право вмешиваться ни один из других монастырей. Нарушения общего Устава подлежат обсуждению на так называемом двойном заседании Священного Кинота, когда в его состав вводятся игумены всех святогорских монас­тырей. Если экстраординарных событий не происходит, двойные заседания Кинота происходят 4 раза в год и являются на Афоне высшей законодательной властью.

Согласно Уставу Священный Кинот собирается 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, а Священная Эпистасия - каждый день. На этих собраниях решаются вопросы взаимоотношений с государством, другими церквями, хозяйственные проблемы. Бюджет у каждого монастыря свой, но у Эпистасии есть касса, которая пополняется за счёт продажи паломникам билетов и разрешений на въезд. Эти средства идут на обустройство столицы Кареи и порта Дафни.

Отец Иосиф, вы с 1987 года занимаетесь восстановлением келий и монас­тырей. В чём специфика строительства на Афоне?

Специфика нашей работы заключается в необходимости восстановления древних монастырей, поэтому надо хорошо знать строительные приёмы, которые использовались несколько столетий назад, чтобы не навредить старинным постройкам, сохранить их первозданный облик.

Правила строительства на Афоне учреждены Священным Кинотом и утверждены Греческим правительством. Они не поощряют использование алюминия, пластика, ламината и других современных строительных материалов. Люди, восстанавливающие афонские святыни, должны быть мастерами высокого класса, уметь воспроизводить неровности древней кладки, воссоздавать историческую штукатурку, владеть ремёслами каменщиков и плотников. У нас работают отличные специалисты - в основном, это люди из бывшего Советского Союза, которые прошли у нас стажировку в области строительной реставрации.

Мы построили западный корпус Ксенофонтского монастыря, северно-западный корпус Пантократорского монастыря, полностью восстановили его центральную церковь, церкви скитов пророка Илии и св. Панте­леимона, северный корпус Кутлумушского монастыря. В Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре мы заново отстроили Стефановскую келью, укрепили фундамент Представительства Русского монастыря в Карее, работали на реставрации зданий Ватопедского монастыря.

Реставрационные проекты готовит орган, созданный Священным Кинотом при Министерстве культуры Северной Греции. Он разрабатывает и утверждает проекты восстановительных работ, мы их реализуем. У нас есть лицензия Министерства культуры Греции и благословление Кинода, поэтому мы занимаемся этой деятельностью на законных основаниях.

Большинство людей, посетивших Афон, не один раз возвращаются на Святую гору. Поездки на Святую гору становятся для них духовной необходимостью. Готов ли Афон к увеличению потока паломников?

Видя жажду русских людей к паломничеству на Афон, мы решили построить Паломнический центр, который давал бы представление мирянам, как спланировать пребывание на Святой горе. Первый этаж уже возведён, сейчас изыскиваются средства для постройки второго этажа. Там разместятся церковь святого Иоанна Русского, реставрационный зал, иконописная мастерская, комнаты для паломников, зубоврачебный и глазной кабинеты - они очень нужны старцам. Сейчас паломники размещаются в восьми комнатах, каждая может принять на ночлег 2-3 человека. Комнаты оборудованы туалетом и душем - в нашем жарком климате это не роскошь, а необходимость. Мы стараемся принимать паломников с любовью, иначе нельзя - это дело богоугодное.

Недавно у монахов появилось новое послушание - объяснять паломникам особенности афонской жизни и богослужений. Не нужно стремиться за четыре дня пребывания на Афоне объять необъятное - побывать в каждом из 20 монастырей. Нужно стараться почувствовать благодать нашей земли, которую Пресвятая Богородица провозгласила своим земным уделом, и углубиться в молитвенное настроение.

У нас есть благословление Священного Кинода и Эсфигменского греческого монас­тыря на подготовку достойного приёма паломников. Эсфигменский монастырь заинтересован в пополнении братьями из России: его история изначально связана с Россией, эту традицию нельзя потерять. К сожалению, здание монастыря уже несколько лет занято раскольниками. Пока с этим ничего нельзя сделать - правительство Греции не выполняет решение суда об их депортации с Афона, потому что в преддверии выборов политические партии нуждаются в голосах избирателей.

Отец Иосиф, как вы относитесь к тому, что побывавшие на Афоне паломники называют себя афонитами и создают для общения в глобальной сети виртуальные братства? Приложит ли будущий Паломнический центр усилия для их объединения?

Пребывание на Афоне - это яркий духовный и жизненный опыт, душа человеческая жаждет его повторения для собственного укрепления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, возвратившись в Россию, ищут братьев по духу. Мы приветствуем создание сайта, на котором люди, побывавшие на Афоне, смогут общаться, больше узнавать о Святогорской земле и планировать новые поездки, потому что человек, однажды вкусивший афонского хлеба, другим уже не насытится. Благодать Афона чувствуют даже некрещёные - недаром к нам по нескольку раз в год приезжают одни и те же неправославные туристы.

Я надеюсь, что, общаясь на форумах и встречаясь друг с другом в разных городах России, паломники смогут обсуждать возможность помощи Афону, ставшему их духовной Родиной. Мы, насельники святогорских монастырей, видим, как нуждается в помощи и защите последний оплот Византии, давшей России православную веру, которая стала основой её государственности.

Насколько важно для Афона пристальное внимание российских политических лидеров?

Внимание политических лидеров очень важно, но нам хотелось бы, чтобы власти предер­жащие понимали, что помощь и учас­тие необходимо не только русскому монастырю, а всему Афону. Афонских монахов нельзя разделять по национальному признаку на русских, греков, сербов и болгар - мы все православные братья. Этим и сильно афонское монашество. Именно православное единство позволило сохраниться афонскому братству. Мы хранители образа Византийской империи - страны тысячи народов, объединённых православием.

Нам бы хотелось, чтобы Правительство Российской Федерации предложило помощь всему Афону, тем более что мы находимся в преддверии праздника тысячелетнего служения русских монахов на этой земле. Нужно, чтобы его праздновал не только Русский на Афоне Свято-Пантелеймонов монастырь, а всё афонское монашество. Святогорские скиты и монастыри не должны превратиться в «национальные гетто».

Как с Афона видится возрождение православных ценностей и традиции в современной России?

Я думаю, что в России крепнут православные традиции. Бывая на Родине, я вижу, как умножается число глубоко верующих людей, убеждённых в необходимости возрождения в обществе православной жизни. В этом смысле большое значение приобретает паломничество к истокам православия - на Афон и к святыням Греции. Мне хотелось бы, чтобы вы знали: не только греческое монашество, но и весь греческий народ с интересом следит за развитием православной жизни в России.

Какие вы видите перспективы в плане развития исторических, религиозных и культурных связей Афона и России?

Главное, чтобы планы России в отношении Афона носили исключительно духовный, а не политический или националистический характер. Хочется верить, что Россия вспомнит о былом духовном родстве с Афоном, а они на самом деле родные друг другу, потому что наши земли благословлены Пресвятой Богородицей.

Два месяца назад мы разговаривали с игуменом Каракальского монастыря о том, что сегодня во главе России стоят православные Президент и премьер-министр и что это очень хорошо. Афон молится, чтобы Господь не оставлял Россию духовной благодатью.

В последнее время на Афонской земле, где явно ощущается присутствие Господа и Пречистой Богородицы, крестилось много российских чиновников. Это хороший знак, потому что люди, облечённые властью, хотят оставить здесь, на Афоне, своё грешное прошлое (ведь Святогорская земля - это могила, все её насельники умерли для мира) и приобщиться к новой жизни, в которой главными законами являются заповеди Господа нашего Иисуса Христа. 

Беседовал И.В. Афонин

 

Пантелеимонов монастырь.

 

Афонский полуостров - восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции, - имеет примерно 60 км в длину и 12 км в щирину. Самой высокой точкой полуострова является расположенная в его юго-восточной части гора Афон (2033 м). На его территории размещается единственная в мире Православная монашеская республика, земной удел Пресвятой Богородицы.

Афонскому монашеству более 1000 лет. На земле больше нет места, где византийская культура сохранилась бы в таком нетронутом виде. По сути, Афон - это дожившая до наших дней частица живой Византии.

Святая гора Афон - это место непрестанной молитвы к Богу, место, освящённое духовными подвигами многих поколений монахов, на протяжении тысячелетия передававших преемникам православную веру в нетронутой чистоте. Именно поэтому Святую гору Афон называют оплотом православия во всём мире.

 

Афонские монастыри

Великая Лавра во имя преподобного Афанасия Афонского.
Монастырь Baтoпед в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иверский монастырь в честь Успения Богородицы.
Монастырь Хиландар в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь преподобного Дионисия в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Монастырь Кутлумуш в честь Преображения Господня.
Монастырь Пантократор в честь Преображения Господня.
Монастырь Ксиропотам во имя Сорока мучеников севастийских.
Монастырь Зограф во имя великомученика Георгия Победоносца.
Монастырь Дохиар во имя святых Архангелов.
Монастырь Каракал во имя апостолов Петра и Павла.
Монастырь святого Филофея в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Монастырь Симонопетра в честь Рождества Христова.
Монастырь святого Павла в честь Сретения Господня.
Монастырь Ставроникита во имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырь преподобного Ксенофонта во имя великомученика Георгия Победоносца.
Монастырь преподобного Григория вo имя святителя Николая Чудотворца.
Монастырь Эсфигмен в честь Вознесения Христова.
Русский монастырь великомученика Пантелеимона (Русик, ­Свято-Пантелеимонов монастырь).
Монастырь Кастамонит во имя святого первомученика Стефана.

 

Объекты восстановительных работ о. Иосифа.

1. Монастырь Пантократор.

2. Карея - Представительство монастыря Эсфигмен.

3. Монастырь Кутлумуш.

4. Часовня, возводимая рабочими под руководством о. Иосифа.

 

Паломнический центр святого Иоанна Русского монастыря Эсфигмен на Афоне:

1. проект Паломнического центра,

2. действующий странноприимный дом.

 

 Скачать статью в pdf-формате