X Общероссийский форум Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития

17-18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге состоялся юбилейный X Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития». Его организаторами выступили Министерство регионального развития Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр». В форуме приняли участие ведущие российские эксперты, представители государственных структур и органов власти, а также зарубежных профильных организаций. Участники юбилейного форума проанализировали успехи и неудачи террито­риального стратегического планирования регионов и городов России за десять прошедших лет.

На пленарном заседании форума было отмечено, что в «Стратегии-2020» выявлены две стратегические развилки, подразумевающие выбор между различными типами «плюсов» и рисков, который приходится делать в нынешних условиях экономической нестабильности, то есть фактической неопределённости будущего.

Стратегическая развилка политического типа предполагает выбор между стратегиями централизации и децентрализации власти. При этом дальнейшая централизация власти на фоне интенсивного развития территории ведёт к неотвратимому росту социальной напряжённости и усилению дисбаланса между муниципальными образованиями, а децентрализация влас­ти - к фактическому отказу от стратегического планирования страны в целом.

Стратегическая развилка экономического типа подразумевает выбор между стремлением к концентрации населения в точках роста, преимущественно в городах, или закреплением населения в регионах. Стратегия концентрации населения ведёт к вложению денежных средств в городскую среду и точки роста территории, то есть к «укреплению сильных». Стратегия закрепления населения на территории (политика «поддержки слабых») является затратной и характеризуется неоднозначными преимуществами, к тому же она оттягивает денежные средства от перспективных точек роста.

Темой прошедшего в рамках форума круглого стола «Стратегическое планирование - лучшая практика» стало состояние дел в стратегическом планировании территорий России.

В настоящее время концепция социально-экономического развития РФ «Стратегия-2020» обсуждается с представителями Правительства РФ. Уже разработаны и утверждены стратегии развития отраслей. Стратегии развития федеральных округов находятся в процессе разработки, однако уже ясно, что их недостатком является отсутствие специализации округов. Для стратегий развития субъектов РФ характерна слабая проработка рыночных перспектив запланированных инвестиционных проектов и неубедительная межтерриториальная логика (например, стратегии развития соседствующих субъектов РФ предполагают строительство в каждом из них крупных предприятий одинаковой специализации). При этом все существующие стратегические документы нуждаются в увязке вопросов целеполагания и учёте конкурентных преимуществ территорий.

Участники обсуждения выделили основные проблемы стратегического планирования в РФ. К ним относятся:

1)  отсутствие у стратегий статуса обязательных для исполнения документов;

2)  несоответствие документов среднесрочного планирования федерального и регионального уровней;

3)  отсутствие координационных механизмов, необходимых для осуществления конт­роля реализации стратегий.

Участники круглого стола «Современные механизмы развития моногородов» сформулировали несколько ключевых стратегических подходов к перспективному развитию таких территорий:

1)  акцент на диверсификацию рисков, а не на экономику;

2)  предоставление инвестиционной площадки с развитой инфраструктурой - наиболее эффективный способ привлечения инвесторов;

3)  необходимость организации для инвесторов «зелёного коридора» при оформлении и согласовании проектной документации;

4)  необходимость использования принципа государственно-частного партнёрства;

5)  признание бизнеса основным инвестором диверсификации экономики моногородов;

6)  необходимость проработки возможности взаимозаменяемости инвесторов во избежание кризиса развития территории при отказе инвестора от реализации своих намерений;

7)  успех в привлечении инвесторов на территорию зависит от наличия у администраций сформированной базы инвестиционных площадок;

8)  приход на территорию крупного инвестора обеспечивает комфортный инвестиционный климат, привлекающий средние и мелкие компании.

В ходе ознакомления с зарубежным опытом развития моногородов на примере Глазго, Познани и Турина особый интерес вызвало выступление Верри Паоло, эксперта по воп­росам городского планирования и событийного менеджмента, экс-директора Стратегического плана Турина, рассказавшего об опыте реализации Стратегии развития города, получившей название «Совместная работа на добровольной основе».

Круглый стол «Реализация комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов» был посвящён рассмотрению механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в создание инфраструктуры - мощного стимула развития территории.

Российская и мировая практика показывает, что наиболее эффективное привлечение инвестиций в строительство индустриальных и агропромышленных объектов осуществляется на территориях с развитой транспортной, инженерной и социальной инфраструктурами. По словам заместителя губернатора Калужской области М.Л. Шерейкина, при создании индустриального парка «Градцево» правительству Калужской области удалось привлечь на каждый вложенный в инфраструктуру рубль 10 руб. инвестиций и 15 коп. налоговых поступлений, или получить 5 руб. налоговых поступлений с каждого рубля, потраченного администрацией на создание необходимой инфраструктуры.

До настоящего времени основным механизмом финансирования проектов повышения инфраструктурной обеспеченности территории являлось выделение средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 млрд рублей в течение пяти лет. Доля вложений частных инвесторов должна составлять как минимум 25 %, при этом рентабельность проекта должна быть не менее 4, но не более 11 %.

Господдержку из инвестиционного фонда планируется осуществлять в форматах прямого софинансирования проектов,

В связи с экономическим кризисом ­2008-2009 годов был приостановлен отбор проектов, претендующих на реализацию за счёт средств Инвестиционного фонда РФ. Однако в настоящее время хорошую перс­пективу развития имеет механизм финансирования под прирост налогов (Tax increment financing, TIF), подразумевающий использование администрацией будущей прибыли, полученной от функционирования объекта в виде налогов для финансирования текущих улучшений (что теоретически позволит создать условия для будущих доходов). Привлекать инвестиции в строительство инфраструктуры предполагается путём выпуска муниципальных облигаций под прирост налогов (Tax increment bond). Эти облигации будут обеспечены налоговыми поступлениями строящегося предприятия, например дополнительными суммами налога на имущество, которые ожидается получить в связи с увеличением налогооблагаемого имущества, находящегося на территории муниципального образования. При этом подразумевается, что инвестор необязательно одновременно вкладывает средства в развитие инфраструктуры и строительство объекта, для функционирования которого она необходима.

При нынешней стоимости привлечения финансовых средств (высоких ставках банковских ссуд) авансирование средств государству, подразумеваемое механизмом TIF, является для частного инвестора менее выгодным, чем прямое финансирование инвес­тиционным фондом, поэтому имеет смысл такую модель применять только в случаях, если

Участники семинара-диалога «Зелёные решения и технологии устойчивого развития регионов и городов: мировой опыт» обсуждали тенденцию «зелёного роста» городов.

Зарубежные коллеги предлагают придерживаться при создании стратегических разработок для территорий Российской Федерации идеи устойчивости1 городов со сбалансированным развитием за счёт «зелёного роста»2. При таком подходе одной из основных задач муниципальных и региональных властей станет координация экономического развития городских территорий и создание условий для минимизации экологической нагрузки в процессе осуществления инвестиционных проектов. Для реализации «зелёного» подхода предложено произвести категорирование городов, выделить уникальные и типовые аспекты их развития, проанализировать имеющийся положительный опыт и адаптировать его для применения в иных инфраструктурных условиях.

На уровне региональных стратегий развития намечены следующие государственные приоритеты развития городов:

использование государственно-частного партнёрства в части финансирования проектов на городских территориях.

Государство должно максимально исключить такие риски, как

В рамках круглого стола была освещена тема развития отсталых муниципальных образований стран Европейского Союза. Участники ознакомились с опытом развития отдельных слаборазвитых муниципальных образований, которые, используя имеющийся у них потенциал, оказались способны к быстрому и эффективному росту и смогли внести свой вклад в развитие экономики страны.

В качестве основных критериев, характеризующих уровень развития муниципального образования, названы:

1)  политика управляющего аппарата,

2)  динамика роста человеческого потенциала,

3)  инновационная деятельность на территории.

Приведённые выше аналитические данные позволили сделать вывод о том, что инвестиции в инфраструктуру должны осуществляться только при условии роста человеческого капитала, удачного географического положения муниципального образования, в котором находится развиваемый объект, и доступнос­ти рынков. Вес этих факторов определяется местом объекта в контексте страны и экономической активностью населения рассмат­риваемой территории. В муниципальных образованиях, получающих отрицательную оценку по всем указанным критериям, вложения в инфраструктуру являются неоправданными и неэффективными.

На заключительном пленарном заседании представители организаторов форума подвели итоги по обсуждаемым направлениям. Участники поделились впечатлениями от дискуссий и высказали пожелания на будущее.

 

1. Устойчивость - движение, связанное с ВВП и экономическим ростом.
2. Зелёный рост - способность территории уменьшить влияние ВВП и экономического роста на состояние окружающей среды.

 

Фотоотчёт о работе юбилейного X Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития»