Графическая модель культурного ландшафта. Определение. Способ построения. Область применения

С.А. Галеев,
канд. архитектуры, доцент кафедры архитектуры промышленных сооружений МАРХИ

 

В статье предложено рассмотрение понятия «культурный ландшафт» от окультуренной территории до территории, имеющей социальное значение. От того, как графически будет отображена социально значимая территория, во многом будет зависеть, чей интерес она привлечет и как будет развиваться. Графическая модель может и должна стать инструментом привлечения инвестиций.

 

Культурный ландшафт - это не что-то искусственное, специально придуманное. Он существует независимо от тех, кто хочет его создать. Просто в какой-то момент человек осознаёт необходимость его узнать, понять, описать и вовлечь в сферу своих мировоззренческих, профессиональных и прочих интересов.

В самом общем виде культурный ландшафт - это форма описания Земли (внешнего мира) через насыщение, наполнение её определёнными смыслами, содержаниями, образами, то есть через осмысление.

В руководящих документах ЮНЕСКО культурный ландшафт определён как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды, а также социальных, экономических и культурных процессов.

Можно ли назвать эти ландшафты культурными? В общем - да. Это факт, но сам по себе факт лишён смысла. Поэтому попытаемся раскрыть содержание понятия «культурный ландшафт», способы его интерпретации и приложения на практике.

Как следует из определения, понятие «культурный ландшафт» носит описательный характер и представляет интерес для научных сообществ географов, историков и этнографов. Но если расширить границы понятия и сместить акценты в сторону его социальной составляющей, культурный ландшафт будет представлять интерес в качестве результата осмысления социально значимых ресурсов определённой территории уже для значительно большего числа потребителей.

На основании выявленных ресурсов потребления можно построить графическую интерактивную модель их пространственного распределения по трём координатам - это и будет визуальная модель культурного ландшафта. Она позволит единовременно определять состояние выявленных ресурсов (количество и интенсивность распределения), а значит, и уровень потребительской привлекательности всей территории (желание увидеть, жить и работать). В таком виде модель культурного ландшафта представляет практический интерес и для губернатора, и для инвестора, и для туриста. Например, инвестору она поможет увеличить уровень капитализации его активов, а потенциальному инвестору - определить оптимальную стратегию капиталовложений. В группе заинтересованных лиц оказываются местные жители, общественные организации, научно-исследовательские центры и т. д. Модель культурного ландшафта может быть преобразована в инструмент описания и управления совокупными потребительскими ресурсами (активами) конкретной территории.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »