Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

От ДеФанса и Кэнэри к Лахте. Какой путь развития - Парижа или Лондона - выбрать Петербургу

В.А. Никольский

 

Одной из основных тем прошедшего в сентябре V Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate стала трансформация крупных городов. Участники конгресса, посвящённого этой проблеме (он прошёл в рамках форума), сошлись во мнении: «переделка» мегаполисов должна идти по пути создания общественно-деловых кластеров вдали от их исторических центров. Поскольку форум проходил в Северной столице, представился неплохой случай оценить - по какому типу может происходить трансформация Санкт-Петербурга.

 

Весь центр Санкт-Петербурга охраняется ЮНЕСКО. Вмешательство в «открыточные виды» города карается как минимум жёстким общественным порицанием. Но исторические города не могут замереть, превратившись в музей под открытым небом: в них по-прежнему живут люди, существует бизнес, выстраиваются коммуникации. «В отсутствии современной архитектуры город умрёт - таково естественное течение жизни», - отмечает Н. Казанский, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге.

Однако эксперты едины во мнении: новое не должно убивать старое. Современные, подчас спорные, здания не должны рушить и затмевать историю. Совмещение старого и нового для Санкт-Петербурга - один из важнейших вопросов. Здесь нужны качественные решения. В Европе они уже выработаны. Лондон и Париж, пусть и не сразу, нашли способы. У Петербурга есть возможность, опираясь на их опыт, не наделать собственных ошибок.

Отодвинуть от центра

Столица Франции пошла по пути строительства делового района, в котором концентрируется практически вся бизнес-архитектура на удалении от исторического центра. Так появился ДеФанс, который строится с 1970-х годов. Он считается крупнейшим бизнес-кластером в Европе. В этом квартале, находящемся в 4 км от исторического центра французской столицы, разместились около 1500 компаний. При этом Париж, известный своей красивейшей архитектурой ХV-XIX веков, по мнению специалистов, от такого соседства нисколько не пострадал.

По словам старшего консультанта отдела офисной недвижимости Praedium Oncor International Е. Акатовой, очень важно, что строительство бизнес-района всегда находилось под патронажем французских властей. «Они обеспечивали строителей землёй и необходимыми коммуникациями. Девелоперам оставалось только построить на этой земле свои небоскрёбы, не ломая при этом голову над тем, как сюда будут добираться люди и как к району подводить электричество», - поясняет эксперт.

Сейчас ДеФанс состоит из 72 зданий, среди которых 14 небоскрёбов высотой более 150 м. Здесь трудятся около 150 000 человек, 20 000 из которых не приходится покидать район - они живут в построенных здесь жилых домах и гостиницах. Свои штаб-квартиры в ДеФансе расположили такие гиганты, как Siemens, Cegetel, Société Générale и другие. При этом до района легко добраться - до него протянута отдельная ветка метро, а часть дорог проложена под землёй.

При этом ДеФанс успешно сочетает в себе общественные и деловые функции. Квартал считается площадкой для архитектурных экспериментов. Здесь находится 60 скульптур и памятников современного искусства, в том числе вариация Триумфальной арки в стиле модерн. «Несмотря на смелые и подчас радикальные эксперименты в ДеФансе, Париж не утратил своего лица, сформированного к началу ХХ века», - отмечает руководитель мастерской «Б-2» (Санкт-Петербург) архитектор Ф. Буянов.

Но удачное решение пришло к властям французской столицы не сразу. Сначала практически в центре был построен 210-метровый небоскрёб Montparnasse (1972), занявший второе место в списке самых уродливых зданий мира. Попав под град критики со стороны общественности, парижская мэрия в середине 1970-х ограничила высотность в центре 37 м.

Однако появление ДеФанса принесло Парижу и свои проблемы. Спустя некоторое время власти всерьёз озаботились проблемой оттока благополучных французов из французской столицы: синие воротнички стали селиться в пригородах ближе к ДеФансу. Поэтому сейчас при активном содействии президента Франции Николя Саркози архитекторы разрабатывают новый план развития столицы под названием «Большой Париж». Проект предусматривает создание нескольких современных кластеров наподобие Дефанса, но только меньшего масштаба, в черте самого Парижа.

Всё выше в небо, всё ближе к центру

В отличие от Парижа Лондон смелее внедрял образцы современной архитектуры в ткань города. Британская столица, избрав модель полицентризма, не стала сосредоточивать всю современную высотную архитектуру в рамках одного района. В городе существуют три бизнес-квартала: знаменитый лондонский Сити, Кэнэри-Уорф и Паддингтон. Каждый из них может похвастаться своими небоскрёбами.

Например, в Кэнэри-Уорф находится самое высокое в Великобритании здание One Canada Square - 235 м, а в Сити построен скандальный небоскрёб Mary Axe - 180 м. Эта башня в форме огурца, вплотную прилегающая к историческим зданиям, с момента открытия (2004) вызывала ожесточённые споры, но сегодня стала одной из достопримечательностей Лондона. Помимо «огурца» в Сити построено ещё четыре небоскрёба, высота каждого из которых превышает 100 м.

Смелые здания вроде Mary Axe сильно преобразили исторический Лондон. «Это уже далеко не тот город, по которому бродил Конан Дойл», - считает Ф. Буянов. В британской столице, так же как и во многих других городах Европы, велась ожесточённая борьба между сторонниками развития города и его охранителями. В неё оказалась вовлечена даже королевская семья. Однако когда журналисты выяснили, что за стараниями принца Чарльза сохранить «средневековый вид» столицы стоят коммерческие интересы, защитники традиций потеряли одного из своих самых авторитетных союзников.

В то же время, по словам заместителя директора Jones Lang LaSalle А. Косарева, у британской столицы не было другого выхода, кроме как точечно застраивать город современными зданиями. «Лондон сильно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны, - добавляет он. - Восстановить его один в один было невозможно».

С другой стороны, строительство бизнес-кварталов Кэнэри-Уорф и Паддингтон позволило преобразить некогда депрессивные районы. До начала 1990-х на месте Кэнэри-Уорф были ветхие, отжившие своё старые доки. «Теперь там отличные, функциональные и современные здания. Люди хотят там работать и жить», - рассказывает А. Косарев. А Паддингтон до 2000-х состоял из старого вокзала и полуразрушенных заводов. После ряда преобразований на их месте возникли современный офисный центр и крупнейший в стране железнодорожный узел.

Лондон не избежал ошибок при создании своей модели бизнес-кластеров. Так, проектировщики Кэнэри-Уорф не учли транспортную проблему. «Изначально к этому району не была проложена ветка метро, и людям было крайне неудобно туда добираться», - поясняет А. Косарев. Небоскрёбы были уже готовы принять арендаторов, однако из-за неудобного расположения района туда никто не стремился. Девелоперы, по словам эксперта, едва не обанкротились.

С появлением собственной станции легкого метро Кэнэри-Уорф обрёл «второе дыхание». Сейчас в этом районе работают около 100 000 человек, свои штаб-квартиры здесь расположили банки Barclays, Credit Suisse, HSBC, Citigroup, а также организации, занимающиеся подготовкой к летней Олимпиаде-2012.

Кто ближе Петербургу

Опыт Парижа и Лондона показал, что полицентрическая модель развития наиболее адекватно отражает потребности современных исторических городов. «Возведение в городе бизнес-кластеров позволяет и сохранить музейную архитектуру, и дать толчок его развитию», - говорит Н. Казанский.

Несмотря на то что Париж и Лондон считаются образцами исторических и при этом постоянно развивающихся городов, для Санкт-Петербурга подойдёт только одна из этих двух моделей. «Для Питера, безусловно, ближе Париж, - отмечает Ф. Буянов. - У этих двух городов достаточно похожая историческая архитектура». Вариант Лондона, по мнению А. Косарева, Петербургу не подходит. «Городу необходимо сохранить свои знаменитые виды. Без них он потеряет привлекательность для туристов», - считает эксперт.

«Первой ласточкой» во внедрении полицентризма в Северной столице, по словам Ф. Буянова, мог бы стать «Лахта-центр», который «Газпром нефть» планирует построить в Приморском районе. Разработанный ещё в 2006 году, проект планировали реализовать недалеко от центра города - в устье Охты, напротив Смольного собора. Первоначальный вариант здания (400-метровая высотка неподалёку от исторического центра) вызвал острую дискуссию в обществе.

Однако, когда в конце 2010 года был найден компромисс и обновленный проект решили перенести на Лахту (9 км от исторического центра), страсти поутихли.

Президент России Дмитрий Медведев, который был одним из тех, кто сомневался в целесообразности размещения высотного здания на Охте, после знакомства с проектом «Лахта-центра», выразил своё одобрение главе «Газпрома» А. Миллеру.

В «Лахта-центре» на площади в 330 000 м2 разместятся не только офисы дочерних компаний «Газпрома» и арендаторов, но и спортивные, сервисные, общественные объекты, в том числе смотровая площадка в основном (высотном) здании. «Благодаря этой башне люди смогут впервые взглянуть на Санкт-Петербург с высоты птичьего полёта», - отмечает А. Косарев.

Очевидные плюсы

Е. Акатова отмечает важность транспортной доступности при строительстве бизнес-кварталов. «Без решения данного вопроса такой район будет бесполезным - вспомним начало истории с Кэнэри-Уорф», - говорит она.

Во время PROEstate-2011 исполнительный директор ОДЦ «Охта» (реализует проект строительства «Лахта-центра») А. Бобков отметил, что уже проработаны вопросы строительства развязок и магистралей на подходах к комплексу, идут переговоры о размещении железнодорожной станции рядом с будущим комплексом, уже готова схема размещения автобусных и трамвайных остановок. «Если к моменту завершения нашего строительства город сумеет развить скоростной трамвай до делового центра, мы будем использовать и этот вид транспорта», - добавил он.

По словам А. Бобкова, после ввода в строй «Лахта-центра» более 3500 машин будут «развёрнуты» в обратном направлении. «Сейчас люди едут из Приморского и Курортного районов в центр, а после строительства «Лахта-центра» будут ехать в обратном направлении, к новому месту работы», - поясняет топ-менеджер «Охты».

«Если транспортные вопросы будут решены, то общественно-деловой квартал в этом районе станет удачным решением для города», - считает Е. Акатова. По её словам, достаточная удалённость от центра не испортит исторические виды на город, и в то же время в Санкт-Петербурге появится своя выделенная территория для размещения штаб-квартир крупных компаний, как в Париже.

Ещё один плюс для города от появления в нём бизнес-кластеров - повышение его инвестиционной привлекательности, стимулирование дальнейшего развития. «Несомненно, появление «Лахта-центра» внесёт большой вклад в развитие экономики этого города», - уверен президент Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH), профессор Санг-Дэ Ким.

По словам А. Косарева, Питеру в будущем также стоит задуматься о создании других подобных районов. «В городе есть промышленное кольцо, состоящее из дышащих на ладан заводов. Эти районы дают хорошую перспективу для дальнейшего его развития», - полагает эксперт.

 

Деловой район ДеФанс - первый пример общественно-делового кластера в Париже.

 

Кэнэри-Уорф - один из нескольких деловых кварталов Лондона.

 

«Лахта центр» в Санкт-Петербурге расположится в 9 км от исторического центра города.

 

210-метровый небоскреб Montparnasse давно признан парижанами градостроительной ошибкой.

 

 

Montparnasse занял второе место в списке самых уродливых зданий мира.

 

На территории ДеФанса расположены 60 скульптур и памятников современного искусства.

 

 

«Огурец» Mary Axe был предметом резкой критики, позже превратившись в достопримечательность Лондона.

 

 

Станция легкого метро Heathrow Express вдохнула новую жизнь в район Кэнэри.

 

Раньше район Паддингтон был унылым и заброшенным, сегодня это - один из центров деловой активности столицы Британии.

 

 

«Лахта центр» в Приморском районе Санкт-Петербурга станет одной из деталей «морского фасада» города.

 

 

Смотровая площадка наверху небоскрёба «Лахта центра» способна привлечь большое количество туристов.

 

 

Большую часть помещений высотки будут занимать современные офисы - просторные и светлые.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).