Правовая природа охранных и санитарно-защитных зон

в разрезе подготовки Правил землепользования и застройки

Н.В. Трубкин,
аспирант кафедры государственного и муниципального
права Омского государственного университета
им. Ф.М. Достоевского, ведущий юрист ИТП «Град»

 

В настоящее время сложилась ситуация, когда органы местного самоуправления, реализующие полномочия в области землепользования и застройки, а также отдельные проектные организации неоднозначно воспринимают положения Градостроительного кодекса РФ в части вопросов отображения в Правилах землепользования и застройки отдельных зон с особыми условиями использования территории - охранных и санитарно-защитных.

Статья представляет собой попытку разобраться в сложившейся ситуации и определить юридические последствия отображённых в карте градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования территорий для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также раскрыть соотношение правовых конструкций «отображение» и «установление».

Градостроительный кодекс Российской Федерации закрепил правило, в соответствии с которым на карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. В правоприменительной практике формулировка «отображение» вызывает большие споры, касающиеся юридических последствий для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, отображённых на картах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования территорий, а также соотношения правовых конструкций «отображение» и «установление».

При рассмотрении этих вопросов необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации не предусматривает унифицированный подход к порядку установления зон с особыми условиями использования территорий. Основываясь на действующих нормативных правовых актах, можно выделить две группы таких зон: к 1-й относятся зоны, для установления которых не требуется разработка специальных документов уполномоченными органами, ко 2-й - зоны, для установления которых требуется проведение такой работы.

К 1-й группе следует отнести охранные зоны, точный размер которых зафиксирован в законодательных актах. Так, например, Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» гласит, что для подземных кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населённых пунктов, на безлесных участках, охранные зоны устанавливаются в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны. Охранные зоны для указанных объектов установлены конкретным нормативно-правовым актом, поэтому их дальнейшая разработка не требуется.

Юридические последствия возникают из факта появления соответствующих условий, отражённых в гипотезе нормы права (в нашем случае это наличие подземных кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населённых пунктов, на безлесных участках) и соответствующей модели поведения, выраженной в обязывающей диспозиции нормы права (в нашем случае это параллельные прямые, отстоящие от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны).

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »