Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Развитие музеев за счёт интеграции

Туристические маршруты и проблематика комплексного подхода к их созданию

E.М. Палевская,
канд. искусствоведения, художник,
народный мастер РФ,
руководитель компании «Сувенирная лавка и М» (Тула), производящей сувенирную продукцию  для музеев

 

Ещё недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музеи видят ценностные ориентиры в оригинальности интерпретации своих собраний и новых формах работы с аудиторией.

Под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации меняется сознание и музейных работников, и посетителей музеев. Сегодня мир требует от музеев системного подхода к координации временных, информационных и материальных ресурсов, то есть эффективности и экономности при сохранении индивидуальности и самобытности. Эта тенденция побуждает музеи к поиску своеобразия, генерации новых знаний, идей и духовных ценностей. Основным методом достижения этих целей становится интеграция - объединение, взаимное сближение и образование взаимосвязей. В музейной среде интеграция имеет несколько направлений.

 

Музейная педагогика как способ интеграции музея и социума

Следствием интеграции музеев и социума является увеличение значения образовательной функции этих учреждений. Статистические данные говорят о росте числа посещений музеев во всём мире, но гораздо важнее качественные изменения моделей взаимоотношений между музеями и их аудиториями. Отражением «вторжения» музеев в социальное пространство и расширения их образовательных функций стало интенсивное развитие музейной педагогики, уделяющей особое внимание изучению сотрудничества и сотворчества музейных педагогов и посетителей. Музейная педагогика (интеграция музееведения и педагогической науки) направлена на приобщение к музеям, их культуре, научному богатству широких кругов населения (особенно молодёжи), на активизацию творческих способностей личностей.

Во многих странах мира этот вид деятельности музеев рассматривается как система «параллельного образования», которую можно приравнять к педагогической системе, имеющей социальный заказ, определённый контингент, особенности содержательного компонента, особую структуру дидактического процесса и уникальные возможности обучения. Музей становится местом реализации предметного и культурно-исторического диалога, перемещающего музейное сообщение из области декларированного монолога в область полилога. Из института, фиксирующего достигнутый уровень общественного сознания, музей превращается в явление культуры, развивающее этот элемент духовной сферы общества.

Важная тенденция деятельности современного музея - создание специальных около- и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются региональные и городские центры музейной педагогики, культуры, а также различные клубы и общества. Более того, музеи и музейные организации укрепляют разветвлённые долговременные связи, которые приобретают формы совместных программ и проектов, свидетельствующих о расширении границ музейной сферы.

Ярким примером объединения московских музеев в области музейной педагогики, способствовавшим развитию новых комплексных туристических маршрутов, вовлекающих семейную аудиторию в мир музеев, стал проект «Семейное путешествие. Всей семьёй в музей!», стартовавший 25 мая прошлого года. Он объединил 15 московских музеев, создавших увлекательные маршруты для юных посетителей и членов их семей. Тема путешествия «По лабиринтам заблуждений» посвящена научным мифам и распространённым предрассудкам. В этом проекте участвуют такие непохожие музеи, как музей-панорама «Бородинская битва», Музейный комплекс «История танка Т-34», Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Московское объединение «Музей Москвы», Мемориальный музей-квартира А.С.Пушкина на наб. Мойки, Музей-мастерская З. Церетели, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Мемориальный музей космонавтики, Музей русской усадебной культуры «Кузьминки», Музей истории «Лефортово», Музей - гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского, Государственный музей обороны Москвы, Государственный музей В.В. Маяковского, Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина.

Аналогичные способы вовлечения аудитории в более широкое и разностороннее общение с музеями использовались в Санкт-Петербурге, Татарстане, Сибири.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).