«Плёс - это символ русской провинции, символ глубинной, лишённой глянца, настоящей России»

Во втором номере нашего журнала был опубликован материал о проекте «Фабрика Россия», разработанном пятью лучшими архитекторами Москвы и Петербурга для Венецианской архитектурной биеннале 2010 г. «Фабрика Россия» предлагала вариант решения сверхактуальной для нашей страны проблемы возрождения малых российских моногородов за счёт ревитализации их депрессивных индустриальных территорий. В качестве реципиента архитекторы выбрали Вышний Волочёк. Для оформления русского павильона был снят фильм о реалиях нынешнего Вышнего Волочка, написаны круговая живописная панорама и потрясающая музыка - словом, сделано всё, чтобы привлечь внимание инвесторов к плачевному состоянию малых городов. Сейчас мэр Волочка рефлексирует по поводу этой публикации, может быть, соберётся с мыслями и расскажет, будут ли реализованы хотя бы некоторые из предложений «Фабрики России».

Но редакции хотелось бы показать, что в России есть малые города, выбравшие деятельный путь развития и добившиеся значительных успехов. Один из них - Плёс. Анонсируя будущую статью, мы представили вас как профессионала, имеющего собственную стратегию развития городской территории, для реализации которой пришлось полностью посвятить себя восстановлению и развитию города Плёса и даже стать его главой.

 

Алексей Владиславович Шевцов,
к. э. н., глава Плёсского городского поселения,
председатель совета Плёсского городского поселения

 

Алексей Владиславович Шевцов родился в 1963 г. в городе Орске Оренбургской области, окончил среднюю школу с золотой медалью, с отличием - экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1989 г. получил степень кандидата экономических наук.
Работал в Институте США и Канады. В 1992-1994 гг. был президентом ЗАО «Нефтяной инвестиционный дом», в 1994-1996 гг. - директором департамента ценных бумаг Оренбургской нефтяной акционерной компании. В течение восьми лет возглавлял совет директоров Южно-Уральского машиностроительного завода.
С 2005 г. посвятил себя восстановлению и развитию города Плёса. Возродил за свой счёт более 30 жилых домов и общественных зданий городского центра. С 2006 г. - президент Плёсского яхт-клуба. Содержит городскую пристань, лодочную станцию на реке Шохонке, гостиницы на 180 мест.
Депутат cовета Плёсского городского поселения 1-го созыва (с 2005 г.). С 2010 г. - глава Плёсского городского поселения, председатель совета Плёсского городского поселения. Женат, имеет дочь.

 

Беседовала А.С. Курбатова,
д. г. н., профессор,
директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»

 

Алексей Владиславович, расскажите, как вам удалось не только сохранить историческую среду и провинциальный колорит Плёса, но и заставить его территории работать на благо жителей.

Я уже больше десяти лет пристально изучаю Плёс и сравнительно недавно почувствовал, что начинаю понимать секрет этого города, его призвание, его специализацию. Дело в том, что в Плёсе нет выдающихся туристических достопримечательностей, он, хотя географически и принадлежит Золотому кольцу России, идейно совсем другой, чем, скажем, Суздаль или Ростов Великий. Плёс призван демонстрировать не отдельные домонгольские соборы и боярские палаты (которых у него нет), и даже не Дом-музей своего самого знаменитого дачника Левитана, а самого себя в комплексе - маленький уютный русский городок на берегу великой Волги. Если Суздаль хочется смотреть, то в Плёсе хочется остаться жить. Турпродукт Плёса - это показ русского искусства жить, привлекательная демонстрация нашего асимметричного ответа разным европейским вариантам art de vivre. И получается, что скромность Плёса в смысле обеспеченности выдающимися памятниками старины идёт ему на пользу. Он не просто город-уникум, а символ русской провинции вообще, символ глубинной, лишённой глянца, настоящей России.

Плёс малонаселён (за все 600 лет его истории численность населения колебалась от 2 до 5 тыс.), удалён от железной дороги (ближайшая маленькая станция в 30 км), находится в 15 км от основной трассы Золотого кольца и является на Золотом кольце антиподом Москвы - наиболее удалённым от неё городом, причём расстояние до столицы в обе стороны, и по Владимирской, и по Ярославской трассе, почти одинаковое. Территория Плёсского городского поселения составляет 94 кв. км, протяжённость волжского берега - 12 км, и пока ничто у нас не нарушает традиционного русского пейзажа - леса, поля, деревеньки, и в качестве миниатюрной столицы всего этого - крошечный город на площади 3 кв. км (если считать со спальными районами). Город, в силу своей удалённости от бурь ХХ века, в целом сохранивший традиционную русскую застройку и несуетный, самобытный уклад жизни.

Легко догадаться, что известный бренд «Золотое кольцо» мало чем может помочь Плёсу - как и сотням других малых городов, обделённых туристическими достопримечательностями первого ряда. В рамках идеологии Золотого кольца Плёс по отношению к Ростову или Переславлю всегда будет «младшим братом по разуму», безнадёжно отстающим, вечно вторым... И мы разработали новый бренд, призванный творчески дополнить Золотое кольцо, включить в «орбиту» развития туризма новые, более широкие территории, причём сделать это со сравнительно небольшими капитальными затратами и на основе современного понимания индустрии туризма и её роли в развитии страны. Это бренд «Потаённая Россия» (Hidden Russia).

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »