Перенос столицы... за околицу

Если искать место для новой столицы, то вряд ли можно найти более подходящую территорию, чем та, что лежит сразу за МКАДом, на экологически благополучном юго-западе.

 

А.С. Курбатова,
д. г. н., профессор,
директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»

 

Рано или поздно Москву должна была потрясти территориальная революция, потому что в условиях сложившейся системы формирования прибыли в городе не осталось участков ни для нового строительства, ни для решения застарелых проблем реконструкции ветхого жилья, ни для создания качественного коммуникационного пространства для жизни, в том числе для строительства транспортных систем. Но оставить эти проблемы нерешёнными и остановить столичный строительный комплекс невозможно.

В этой ситуации нужно либо расширять городское пространство Москвы, либо переносить столицу (столичные функции) на другую территорию. Но какой она должна быть, как с её помощью решать проблемы существующей Москвы и не порождать новые? Недавно было найдено оптимальное решение - и столицу перенести, и площадь Москвы увеличить.

Если рассмотреть предельный случай переноса столицы, то в современных условиях было бы наиболее выгодно начать её строительство на новом месте, реализуя шанс создания адекватной планировочной структуры. При этом оно должно вестись на максимально близкой к старой столице территории, та как это позволит экономить затраты на транспортные расходы. Следовательно, лучшего места, чем ближайшее Подмосковье, не найти.

Если с этой точки зрения рассмотреть выбор присоединяемых к Москве территорий, можно заключить, что он пал на самые безпроблемные земли в юго-западном секторе Московской области. Его плюсы очевидны, так как

1) местное население невелико - 230-250 тыс. человек;

2) экологическая ситуация -  одна из самых благоприятных в Подмосковье;

3) транспортное обслуживание удовлетворительное, так как его главная транспортная ось, Калужское шоссе, отвечает современным требованиям безопасности и удобства движения и ведёт только в Калугу, а по периферии выбранной территории проходят железнодорожные пути;

4) восприятие предложения позитивное, так как московская элита давно выбрала эту территорию для практически постоянного проживания.

Каковы последствия контролируемого «переноса функций»?

По большинству позиций прогноз положительный. Во-первых, «большой переезд» отменяется, значит, удастся сэкономить значительные объёмы различных ресурсов; во-вторых, обретая новую столицу, московские власти не оставляют тему реконструкции старой; в-третьих, при грамотном управлении можно ожидать проявление синергетического эффекта положительного взаимодействия между старым и новым городскими пространствами.

Какие проблемы порождает такое решение?

На первый взгляд, очевидным кажется решение «разгрузить» перегруженный множеством функций центр города и тем самым отвести от него угрозу постоянного «перегрева» городского пространства транспортными, инженерными, людскими потоками. Но для этого нужно создать такие условия, чтобы жители Москвы и Подмосковья не только захотели, но и смогли ездить на работу не в Москву (в пределы Садового кольца), а из Москвы, а в будущем и жить не в Москве, а в Подмосковье. Эти задачи можно решить только при перемещении традиционных мест приложения труда. Для этого необходимо сформировать грамотную коммуникационную систему не только для нового центра (центров) деловой активности, но и обеспечить возможность коммуникаций между «старым» и новым центрами, «старыми» и новыми спальными районами, внутри этих планировочных образованиях, а также между всеми перечисленными территориями и давно сложившимися транспортными узлами, связывающими Москву со страной и миром. Кроме того, нужно обеспечить экологическую комфортность проживания населения как в новой, так и в старой городской среде, т. е. сформировать на этих территориях эффективные экологические и рекреационные каркасы.

Другая постановка задачи реорганизации столицы ничем не оправданна, так как проблемы «перегрева» городского пространства не могут быть решены а priori. Таким образом, на первое место выходит тема формирования города с качественным коммуникационным пространством, которое сможет гарантировать не только высокий уровень деловой активности, но и благоприятную в экологическом отношении среду жизнедеятельности населения. Из этого следует, что особое внимание при освоении нового и реконструкции существующего городского пространства должно быть уделено одновременному созданию инженерных, транспортных и экологических каркасов коммуникационных систем. Как говорится, были бы кости, а мясо нарастёт!