Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Перенос столицы... за околицу

Если искать место для новой столицы, то вряд ли можно найти более подходящую территорию, чем та, что лежит сразу за МКАДом, на экологически благополучном юго-западе.

 

А.С. Курбатова,
д. г. н., профессор,
директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»

 

Рано или поздно Москву должна была потрясти территориальная революция, потому что в условиях сложившейся системы формирования прибыли в городе не осталось участков ни для нового строительства, ни для решения застарелых проблем реконструкции ветхого жилья, ни для создания качественного коммуникационного пространства для жизни, в том числе для строительства транспортных систем. Но оставить эти проблемы нерешёнными и остановить столичный строительный комплекс невозможно.

В этой ситуации нужно либо расширять городское пространство Москвы, либо переносить столицу (столичные функции) на другую территорию. Но какой она должна быть, как с её помощью решать проблемы существующей Москвы и не порождать новые? Недавно было найдено оптимальное решение - и столицу перенести, и площадь Москвы увеличить.

Если рассмотреть предельный случай переноса столицы, то в современных условиях было бы наиболее выгодно начать её строительство на новом месте, реализуя шанс создания адекватной планировочной структуры. При этом оно должно вестись на максимально близкой к старой столице территории, та как это позволит экономить затраты на транспортные расходы. Следовательно, лучшего места, чем ближайшее Подмосковье, не найти.

Если с этой точки зрения рассмотреть выбор присоединяемых к Москве территорий, можно заключить, что он пал на самые безпроблемные земли в юго-западном секторе Московской области. Его плюсы очевидны, так как

1) местное население невелико - 230-250 тыс. человек;

2) экологическая ситуация -  одна из самых благоприятных в Подмосковье;

3) транспортное обслуживание удовлетворительное, так как его главная транспортная ось, Калужское шоссе, отвечает современным требованиям безопасности и удобства движения и ведёт только в Калугу, а по периферии выбранной территории проходят железнодорожные пути;

4) восприятие предложения позитивное, так как московская элита давно выбрала эту территорию для практически постоянного проживания.

Каковы последствия контролируемого «переноса функций»?

По большинству позиций прогноз положительный. Во-первых, «большой переезд» отменяется, значит, удастся сэкономить значительные объёмы различных ресурсов; во-вторых, обретая новую столицу, московские власти не оставляют тему реконструкции старой; в-третьих, при грамотном управлении можно ожидать проявление синергетического эффекта положительного взаимодействия между старым и новым городскими пространствами.

Какие проблемы порождает такое решение?

На первый взгляд, очевидным кажется решение «разгрузить» перегруженный множеством функций центр города и тем самым отвести от него угрозу постоянного «перегрева» городского пространства транспортными, инженерными, людскими потоками. Но для этого нужно создать такие условия, чтобы жители Москвы и Подмосковья не только захотели, но и смогли ездить на работу не в Москву (в пределы Садового кольца), а из Москвы, а в будущем и жить не в Москве, а в Подмосковье. Эти задачи можно решить только при перемещении традиционных мест приложения труда. Для этого необходимо сформировать грамотную коммуникационную систему не только для нового центра (центров) деловой активности, но и обеспечить возможность коммуникаций между «старым» и новым центрами, «старыми» и новыми спальными районами, внутри этих планировочных образованиях, а также между всеми перечисленными территориями и давно сложившимися транспортными узлами, связывающими Москву со страной и миром. Кроме того, нужно обеспечить экологическую комфортность проживания населения как в новой, так и в старой городской среде, т. е. сформировать на этих территориях эффективные экологические и рекреационные каркасы.

Другая постановка задачи реорганизации столицы ничем не оправданна, так как проблемы «перегрева» городского пространства не могут быть решены а priori. Таким образом, на первое место выходит тема формирования города с качественным коммуникационным пространством, которое сможет гарантировать не только высокий уровень деловой активности, но и благоприятную в экологическом отношении среду жизнедеятельности населения. Из этого следует, что особое внимание при освоении нового и реконструкции существующего городского пространства должно быть уделено одновременному созданию инженерных, транспортных и экологических каркасов коммуникационных систем. Как говорится, были бы кости, а мясо нарастёт!

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).