Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Проблема частной собственности на землю

Сегодня в России весьма актуален вопрос о частной собственности на землю. Он связан с политико-социальными особенностями страны, уровнем свободы и экономическими процессами. Постсоветское время прошло под знаком реформ, многие из которых были восприняты обществом негативно; сейчас происходят попытки построить жизнь на основании иных моделей. Поэтому вопрос о принадлежности земли остаётся очень острым, особенно на фоне хаоса, вызванного крушением СССР и неразберихой 90-х. Некоторая стабильность, достигнутая в 2000-е годы, позволяет вплотную подойти к решению земельного вопроса. Для лучшего понимания изменений в земельном законодательстве России проследим проблему принадлежности земли в исторической ретроспективе и на примерах других стран.

 

А.А. Блискавицкий,
аспирант Государственного академического университета гуманитарных наук, Москва

 

Земельное право Ветхого и Нового Заветов

Зачатки земельного права можно обнаружить уже в Ветхом Завете, так как он являлся сводом правил мудрого существования на Земле. Ветхий Завет можно рассматривать как некоторый эталон решения земельного вопроса. Ветхозаветная земельная этика основана на том, что собственником Земли является Бог, ибо он создал Землю и всё, что на ней находится: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Адам и Ева принадлежали Богу и обслуживали Его землю. У них не было ни собственности, ни проблем, связанных с владением имуществом, они не выделяли себя из окружающего мира. Вопрос о собственности появился после грехопадения, когда люди почувствовали стыд наготы и, прикрываясь листьями, как одеждой, в первый раз присвоили то, что им не принадлежало.

С падшим человеком Господь заключил новый договор: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3: 17-19). Тяжёлый труд, необходимость добывать пищу и искать защиту привели к тому, что человек стал присваивать продукт своего труда. Так, например, Каин принёс в жертву Богу плоды земли. Грехопадение заложило основу для появления частной собственности.

Правилами жизни грешного человека на земле являются десять заповедей, полученные Моисеем от Бога. Такие заповеди, как «не убий», «не укради», прямо закрепляют за человеком его имущество и права. Были созданы и другие правила, позволяющие человеку жить справедливо, не накапливая избыточное имущество, помогая другим (идеи долга, прощения долгов). Например, 12 еврейских родов получили земли по жребию. Их можно было менять и продавать, но в так называемые Юбилейные годы земли следовало возвращать исконным владельцам. Подобная практика обосновывалась тем, что всё принадлежит Богу, поэтому взятое на время имущество необходимо в какой-то момент возвратить бывшему хозяину. Таким образом подчеркивалась идея о том, что может существовать не право владения, а лишь право временного пользования, аренда. Следование этой моральной норме позволяло избегать конфликтов и жить в гармонии с творцом. Однако постепенно эта традиция стала нарушаться, как, впрочем, и многие другие ветхозаветные предписания. Люди перестали возвращать собственность в Юбилейные годы, чем вызвали гнев пророка Исайи, предвестившего им о великом горе, которое возникнет из-за имущественного неравенства.

Новый Завет отменил ограничение на право владения частной собственностью, в том числе и на землю. Он, скорее, указывал наиболее рациональный путь распоряжения землёй. При неформальном признании частной собственности Библия подчеркивает её относительный и временной характер, так как всем распоряжается Бог.

Земельное право Античной и Феодальной эпох, а также эпохи Возрождения

В демократиях Древней Греции и Римской империи существовало право владения землёй, однако оно предоставлялось только гражданам и налагало ряд обязанностей, например службу в армии. Лишение гражданства означало потерю права собственности на землю.

Средневековье формировалось на основе христианства в условиях столкновения античной и варварской культур. Феодальная эпоха характеризуется сложностью и неоднородностью, поэтому земельный вопрос решался тоже непросто. Вассалы получали за службу наделы земли (феоды) и становились феодалами. Но феоды можно было весьма условно назвать частной собственностью, потому что формально они принадлежали сеньору, который сохранял право ею распоряжаться по своему усмотрению. Однако феодал имел право использовать землю, передавать её по наследству и должен был соблюдать ленное право, определяющее отношения между вассалом и сюзереном. На земле работали крестьяне, платившие барщину. В Феодальную эпоху встал вопрос о легитимности социального неравенства и принадлежности земли узкому кругу людей. Децентрализация, вызванная феодализмом, по сути, подорвала власть монарха и привела к невозможности соблюдения правовых норм.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).