Информационные технологии в градостроительстве

Информационные технологии в градостроительстве: вчера, сегодня, завтра. Межведомственное взаимодействие

Продолжение статьи о том, какие информационные возможности есть у специалистов в области архитектуры и градостроительства, какие технологии готовы использовать потенциальные потребители градостроительной информации - жители, инвесторы, туристы, и о том, как грамотно организовать и использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия. Начало статьи читайте в предыдущем номере (№ 3(33)) журнала «Территория и Планирование».

М.В. Залешина,
заведующая сектором проектирования систем
Службы градостроительной информации ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»

  

«Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697. Оно определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также основы информационного обмена между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Основной целью взаимодействия является интеграция государственных и муниципальных информационных систем для совместного использования данных при оказании государственных и муниципальных услуг. Современные электронные технологии позволяют отказаться от действующих схем бумажного документооборота и перейти к обработке имеющейся информации в электронном виде. Федеральное законодательство обеспечивает правовую поддержку этого процесса. При совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций вместо привычных документов с печатью и подписью появляются электронные документы с электронными подписями.

Идеальная картина будущего электронного документооборота такова: заявитель запрашивает на специальном портале нужную ему государственную услугу, специалист быстро собирает сведения, необходимые для её оказания, готовит требуемые электронные документы, подписывает их электронной подписью и отправляет заявителю. Казалось бы, всё просто и понятно. На самом деле сложности и противоречия возникают на каждом шагу, и их нужно постепенно и продуманно устранять.

Ведение информационных ресурсов

Можно выделить пять этапов развития собственной информационной системы, которую можно использовать для предоставления электронных услуг (схема):

  1. Создание и наполнение собственной информационной системы.
  2. Установление требований для получения сведений из других систем, получение сведений из других информационных систем, сравнение и анализ информации, поступившей из разных систем.
  3. Публикация имеющейся информации в интернете.
  4. Предоставление имеющейся информации в другие системы.
  5. Использование сведений в процессе оказания услуг и подготовки сводных аналитических отчётов.

С технической точки зрения эти этапы неидентичны этапам перехода на предоставление государственных услуг, упомянутым в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р (см. список основных нормативных документов, регламентирующих использование электронного документооборота - Прим. авт.). Перечисленные выше этапы необходимы для обеспечения возможности предоставления услуг в области электронного документооборота, а в распоряжении прежде всего рассматривается очерёдность извещения потребителя о возможности и способах их получения.

Информационное взаимодействие

При создании собственной информационной системы необходимо:

Основной системой, которую используют органы архитектуры и градостроительства для работы со сведениями о территориях, является Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Частично правила создания ИСОГД определены федеральными нормативными документами.

Публикация имеющейся на портале информации либо сведений о ней даёт возможность заявителям узнать о её наличии в системе, а органам власти - возможность прямого доступа к подписанным электронным документам (рис. 1). При этом юридическую значимость имеют документы на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью, или документы, подписанные электронной подписью нужного типа. Остальные сведения имеют справочный характер.

Практика (см., например, http://www.gisort.ru - Прим. авт.) показывает, что наиболее удобной для пользователей является возможность запроса сведений непосредственно с электронной карты, когда, кликнув на выбранный контур, можно получить сведения о нужном объекте либо запросить и заказать необходимый набор ресурсов территории по заданному контуру (рис. 2-3).

Предоставление имеющейся информации в другие системы

Запрос каких-либо данных или заказ выполнения определённых действий другим геоинформационным приложением требует наличия способов передачи параметров и получения результатов. Если для обеспечения электронного взаимодействия используются Web-службы, эта информация описывается с помощью Extensible Markup Language (XML - в пер. с англ.: расширяемого языка разметки). XML - это универсальный текстовый формат, предназначенный для хранения и обмена структурированных данных, являющийся общепринятым международным стандартом описания произвольных данных, которыми могут обмениваться информационные системы. Кроме XML, в геоинформационных приложениях применяются и другие технологии - например, получение сведений из других систем в стандартных форматах обмена данных ГИС.

Можно получать и предоставлять сведения через Web-сервисы Web Map Service (WMS) и Web Feature Service (WFS). Web-сервисы позволяют получать сведения по сети в собственную геоинформационную программу и сохранять географическую привязку данных. WMS предоставляет данные в виде растров, WFS обеспечивает получение векторных данных. При обмене электронными документами необходимо придерживаться принятых стандартов

Межведомственные контакты должны осуществляться с учётом приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12 2010 № 190 «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Процесс получения сведений из базовых информационных ресурсов регламентирован распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах». Для обеспечения межведомственных контактов с организациями, не указанными в нормативных актах, необходимо заключать соглашения о взаимодействии.

Методологические ошибки

Если в начале 2000-х годов основным способами обработки информации были операции с бумажными носителями, то сейчас в большинстве муниципальных образований имеющиеся бумажные материалы так или иначе обрабатываются и переводятся в электронный вид. К сожалению, полученные в результате этих действий электронные документы не всегда можно использовать для дальнейшего полноценного информационного обмена.

Неверный подход к ведению информационных ресурсов может обернуться большим объёмом работ по адаптации данных для обеспечения возможности электронного взаимодействия. Если готовые материалы поступили в виде электронных файлов, но исполнены в системах, не предназначенных для ведения пространственных данных (например, в Corel Draw), или если в проекте отсутствуют правила ввода и структура данных, то им потребуется дополнительная обработка или даже их придётся выполнить заново (табл.).

Термин «частично», встречающийся в графе «Возможность электронного взаимодействия», означает, что сведения, подготовленные таким образом можно передать в другую информационную систему, но для их использования при предоставлении государственных услуг потребуется существенная дополнительная обработка.

Электронная подпись

Для обмена документами в электронной форме необходимо, чтобы они были подписаны электронной подписью.

Электронная подпись определяет юридическую значимость электронного документа, поэтому имеются способы её проверки (рис. 4). Без электронной подписи возможен обмен только сведениями о документах, так как незаверенные ею данные носят только справочный характер.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признаётся электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признаётся электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральные законы или принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты устанавливают требования составления документов только на бумажных носителях.

 

Этапы развития информационной системы

 

 

Рис. 1. Публикация сведений в интернете.

 

Рис. 2. Запрос информационных ресурсов через интернет - шаг 1.

 

Рис. 3. Запрос информационных ресурсов через интернет - шаг 2.

 

Рис. 4. Результаты проверки электронной подписи.

 

Наиболее часто встречающиеся методологические ошибки и их последствия

 

 Скачать статью в pdf-формате