Выявление конкурентных преимуществ регионов

В статье рассматривается алгоритм определения региональных конкурентных преимуществ, на создании которых необходимо сконцентрировать усилия власти и использование стратегических ресурсов. 

М.В. Савельева,
к. э. н., доцент кафедры «менеджмент»
Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

В настоящее время российские регионы стремятся использовать для развития своих территорий конкурентные преимущества. Что это такое? Каким образом можно их выявить? Как оценить их перспективы?

Конкурентное преимущество региона представляет собой его превосходство в экономических, социальных, культурных и иных сферах развития, делающее его в сравнении с другими регионами более привлекательным для жителей, высококвалифицированных работников, инвесторов и туристов.

Региональные власти должны понять, в чём их регион может быть наиболее привлекательным для потребителей его товаров и услуг, какими ресурсами для этого он обладает и что может этому помешать. Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо

1) определить направления развития привлекательности региона для его потребителей,

2) оценить ресурсы развития конкурентных преимуществ региона и сравнить их с ресурсами регионов-конкурентов;

3) оценить препятствия развития конкурентных преимуществ региона и соотнести их с имеющимися ресурсами.

Рассмотрим алгоритм выявления региональных конкурентных преимуществ на примере регионов - «локомотивов роста». В соответствии с Концепцией Стратегии социально-экономического развития регионов РФ1 и Типологией социально-экономического развития субъектов РФ2 регионы - «локомотивы роста» - характеризуются высоким социально-экономическим, научно-техническим, кадровым потенциалами, существенным вкладом в прирост ВВП страны, а также сформированной стратегической инициативой, что позволяет им быть центрами развития для соседних территорий. Кроме того, одним из основных критериев выделения регионов - «локомотивов роста» - являются уникальные преимущества, определяющие их ключевую роль во взаимодействии с другими территориями. К таким регионам относятся Москва и Санкт-Петербург, Республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Свердловская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На первом этапе выявления конкурентных преимуществ региона составляется перечень направлений их развития. Так, регионы - «локомотивы роста» - могут быть привлекательными для потребителей их товаров и услуг по следующим направлениям развития конкурентных преимуществ:

1) создание комфортных условий для жизни и работы высококвалифицированных работников:

2) поддержка развития имеющихся и привлечение новых предприятий:

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »