Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Землепользование через землеустройство

А.С. Курбатова,
д. г. н., профессор,
директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»

 

Эффективно пользоваться можно лишь тем, что разумно устроено. Устроено и в пространстве, и во времени, и в материальном плане, и в плане взаимодействия между пользователями. На примере стратегии развития трёх туристических кластеров в Рязанской области показано, как важно учитывать факторы соседства и самобытности мест.

Развитие туристско-рекреационной инфраструктуры территории, обеспечивающей привлечение и комфортное пребывание посетителей, - комплексная профессиональная задача, состоящая прежде всего в определении территориальных и функциональных структур землепользования и застройки для намечаемой деятельности на конкретной территории. Для её решения необходимо выполнить маркетинговый анализ территории, позволяющий определить её компоненты и особенности, на основе которых могут формироваться предложения, выступающие ключевыми факторами «продажи услуг». Такие территориальные структуры должны рассматриваться и проектироваться как уникальные территориальные предложения. На их основе возможно формирование интегрального экономического бренда территории. Примерами таких брендов являются Московский Кремль, Золотые Пески, Сочи, Крым, Кавказские Минеральные Воды (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки), Золотое кольцо России.

При этом именно интегральный экономический бренд становится важнейшим инструментом и механизмом развития территории в целом, так как в него, как в понятие, включаются особенности территории, виды и качество сервиса на ней, а также наборы дополнительных и сопутствующих услуг, которые могут быть оказаны в рамках развиваемой на территории деятельности. И всё это вместе работает на привлечение целого комплекса инвестиций в различные виды хозяйственной деятельности. Включаясь в это понятие, виды деятельности получают стимулы и экономические преференции для развития. По этой причине к формированию бренда нужно относиться экономически ответственно, так как впоследствии он либо провоцирует, либо прекращает эффективное развитие отдельных направлений деятельности. Например, территория Кавказских Минеральных Вод навсегда закрыта для развития промышленности, а территория Тольятти - для отдыха, так как за ними уже закрепились соответствующие экообразы.

Эффективность такого подхода в процессе развития территории обусловливается тем, что только в этом случае можно провести анализ пространственной структуры территории (её важнейшей характеристики) с позиций социально-экономических условий её освоения - обустройства через землепользование и землеустройство. Они являются конечной целью проектных проработок, так как сама территория (земля) диктует необходимость длительного пользования, а оно в свою очередь может быть таковым только через создание устойчивых территориально-деятельностных систем, приводящих к формированию природно-антропогенных территориальных комплексов (ПАТК), которые должны быть способны к устойчивому функционированию - воспроизводству условий для эффективной деятельности. В связи с этим, например, туристско-рекреационная активность (как и никакая другая) не может быть единственной, но может стать ведущей деятельностью на определённом этапе и при определённых условиях.

Обычная ошибка в процессе освоения территории - заказ генеральных планов и архитектурных концепций до разработки маркетинговой стратегии развития территории, базирующейся на знании её структурных особенностей и потенциала. Прежде­временный заказ документации приводит к принятию неверных планировочных решений, игнорирующих возможность создания уникальных территориальных предложений, перспективных для формирования системы устойчивого землепользования.

Единственным верным подходом в этой ситуации может быть решение о приспособлении, включении всех специфических участков, базовых для создания уникальных территориальных предложений, в единую территориальную систему экономической активности, так как у природных систем территорий нет чётких границ, но есть очень тесные взаимо­связи. Можно только приспособить виды экономической активности под природные особенности функционирования территории. К тому же нужно понимать, что экономическая выгода от деятельности будет напрямую зависеть от потенциала территории. Тогда становится понятно, почему деятельность, выходящая за рамки экологически допустимой, не может быть экономически эффективной - потому что она разрушает природную основу функционирования территории.

Экономически эффективной не может быть и социально невостребованная деятельность. При этом границы социума-потребителя не могут выходить за рамки макроэкосистемы, в которую включается рассматриваемая территория, так как без такой взаимосвязи могут начаться изменения окружающей среды, которые социум неизбежно воспримет как негативные.

В этой связи важнейшей является проблема вовлечения населения в процесс развития территории. Как сделать его соучастником, а не оппонентом новых проектов? Сегодня работой с населением чаще всего называется простое информирование о предстоящем строительстве. Иногда оно сопровождается эмоциональным воздействием - запугиванием, увещеванием, а иногда и попытками купить общественное мнение. Но такие тактики не позволяют получить долгосрочный положительный результат, так как население не вовлекается в процесс развития, а оказывается в стороне от него.

Единственно правильной является тактика вовлечения населения в процесс развития посредством объяснения людям их роли в намечаемых преобразованиях. С этих позиций к населению необходимо обращаться как можно раньше - ещё на стадии обсуждения ИДЕИ развития. Тогда и концепция, и маркетинговая стратегия развития имеют шанс стать не отвлечёнными документами, а программами жизни на территории.

Только при этих обстоятельствах становится понятно, какую градостроительную и проектную документацию и на какой срок следует разрабатывать, чтобы обеспечить жизнеспособность новых объектов и функционально-планировочных структур. Тогда будет ясно, какие дополнительные виды деятельности, кроме ведущей, могут и должны развиваться на территории на конкретном этапе её развития. Лишь при такой парадигме мышления можно дать правильную оценку эффективности развития территории.

Эффективность развития определяется не только и не столько денежной выгодой от вложенных средств, сколько жизнеспособностью создаваемых с их помощью функционально-деятельностных структур на территории, а также жизнеустройством, отвечающим внешним вызовам. Таким образом, эффективное землепользование может быть только следствием эффективного землеустройства.

«Родина Есенина» - «Страна берёзового ситца» -  в системе туристско-рекреационного кластера «Рязанский»

Специалисты нашего института должны были предложить вариант градостроительного развития территории в окрестностях села Константиново, расположенного в приокской части Рыбновского района Рязанской области. Она не имела уникальных природных особенностей, однако была уникальной, потому что на ней родился и вырос Сергей Есенин. Бренд  «Родина Есенина» являлся потенциалом для развития территории как базы для предоставления рекреационных услуг. Но она не была готова к эффективному развитию по причине неопределённости необходимых территориально-деятельностных структур и ПАТК, способных обеспечить развитие требуемых функций. У землевладельцев стали возникать противоречивые планы, причём реализация каждого из них могла бы не только перечеркнуть перспективы других, но и погубить бренд «Родина Есенина». Кроме того, не была ясна экономическая ёмкость самого бренда; не было понятно, какая территория нужна для реализации его экономического потенциала; не было данных о том, как и в какой степени предоставление рекреационных услуг противоречит интересам других экономических направлений развития территории, охватываемой брендом; нужно было выяснить, насколько местное население поддержит развитие в рамках бренда «Родина Есенина».

Чтобы понять, как подготовить территорию к развитию, потребовалось выполнить работы по следующей программе.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).