Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Видеть перспективу

Алексей Олегович Александров,
префект Западного административного округа Москвы

 

В Западном административном округе Москвы стартовала самая масштабная за последние годы Программа комплексного благоустройства. А.О. Александров, префект округа, рассказал о планах её реализации в ближайшее время и в долгосрочной перспективе.

Беседовал В.О. Киселев

А.О. Александров родился в 1960 г. в Ле­нин­граде. Окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Служил на Балтийском флоте, затем в Главштабе ВМФ России и Генштабе Вооруженных сил РФ. Окончил Военно-морскую академию и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

С 1998 г. работает в Правительстве Москвы. С 2008 по 2010 гг. занимал должность префекта Центрального административного округа Москвы в ранге министра Правительства Москвы. В 2010 г. назначен префектом Западного административного округа Москвы в ранге министра Правительства Москвы. Член-кор­респондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор Академии военных наук, к. ю. н., автор более 50 научных работ. Награждён десятью правительственными наградами. Женат, имеет взрослого сына.

 

Алексей Олегович, в Западном округе началась реализация программы благоустройства. Сколько на неё выделено средств? Какое количество объектов планируется привести в порядок?

Сейчас запущено несколько программ, нацеленных на реализацию различных элементов комплексного благоустройства территории ЗАО. Самое главное - привести в порядок дворовые территории и подъезды. У нас в округе 2394 двора. Мы намереваемся отремонтировать третью часть подъездов, в остальных будут проведены поддерживающие мероприятия. На эти работы планируется потратить 1,6 млрд руб. Такие суммы на благоустройство не выделялись уже давно.

Финансирование распределяется следующим образом: около 200 млн руб. будет израсходовано на текущее содержание и различные поддерживающие мероприятия; почти 800 млн руб. направлено на оплату капитальных работ, которые должны кардинально улучшить состояние подъездов и дворовых территорий, сделать их более комфортными для жителей.

Мы планируем увеличить количество парковочных мест за счёт газонов, на которых жители годами ставят автомобили. Очевидно, что на пыльных пустырях, где теперь даже трава не растёт, лучше обустроить парковочные места - положить асфальт, нанести разметку. Всё это есть в титульных списках. Для каждого двора подготовлены альбомы с информацией о существующем положении и о работах, которые планируется произвести в рамках благоустройства. У нас есть несколько десятков трёхмерных моделей будущего благоустройства типовых дворов.

Один из элементов программы благоустройства - создание межквартальных детских городков. У нас уже есть 22 таких объекта, летом планируем обустроить ещё 35. Таким образом, к концу 2011 г. в ЗАО будет 57 межквартальных детских городков. Эти объекты повысят комфортность территории. У москвичей появятся места для прогулок с детьми.

Нам нужно отремонтировать спортивные площадки, чтобы молодёжь и взрослое население имели возможность заниматься спортом в непосредственной близости от дома. В этом году будут приведены в порядок более 40 спортплощадок.

К концу августа все работы должны быть выполнены в полном объёме. Финансирование выделено, проекты согласованы, конкурсы разыграны, технические вопросы решены. Информация о сроках и видах ремонта подъездов и благоустройства дворовых территорий размещена на сайтах управ. Несмотря на то что титульные списки уже утверждены и объёмы работ определены, для жителей будут работать «Горячие линии». Они смогут вносить предложения и контролировать ход работ. «Горячие линии» создаются в районах, округах и на уровне города, в департаменте ЖКХ.

Затрагивает ли Программа комплексного благоустройства парки Западного административного округа?

У нас достаточно большое количество парков и особо охраняемых природных территорий. Парки - это места отдыха горожан, поэтому они должны обладать соответствующей инфраструктурой. У разных социальных групп горожан разные понятия о том, что такое отдых. Для старшего поколения это спокойные прогулки по аллеям - значит, нужно прокладывать аллеи и поддерживать их в хорошем состоянии. Молодёжь не может жить без движения - значит, нужно строить катки, раздевалки, пункты питания, туалеты, размечать лыжные трассы и велосипедные дорожки. Не обойтись и без пунктов проката коньков, лыж, велосипедов и другого спортивного инвентаря. Обязанность властей - предоставить населению комфортные условия для отдыха. Мы провели инвентаризацию пунктов проката и убедились в том, что ситуация там удручающая.

Наша задача - так обустроить места активного отдыха, чтобы они были востребованы и зимой, и летом. Мы всегда поддерживаем такие инициативы. Когда к нам поступает предложение, сначала мы оцениваем его целесообразность, затем следуют этапы оформления проектно-сметной документации, определения необходимых средств и запуска проекта.

Зимой мы активно занимались спортивными площадками. Я считаю, что нам многого удалось достичь. Сегодня можно сказать, что жителям нашего округа есть где погулять, размяться, заняться спортом. Мне кажется, это далеко не второстепенное дело. Все зелёные территории и спортивные объекты округа должны соответствовать своему назначению.

В этом году будут проведены работы по благоустройству парка на ул. Ивана Франко и парка Победы. Ещё для двух парков будет разработана проектно-сметная документация. Их благоустройство намечено на следующую весну.

Как проходят в округе публичные слушания по различным видам градостроительной документации? Насколько активно участвуют в них жители?

На публичных слушаниях обсуждаются проекты планировки, предусматривающие комплексное развитие территорий и строительство различных объектов. Жители округа активно участвуют в их обсуждении. В качестве примера могу привести публичные слушания, прошедшие в районе Крылатское по поводу строительства торгового комплекса на Осеннем бульваре, 18. Отзывы жителей были резко негативными. Мы рассмотрели приведённые аргументы и нашли их убедительными.

Люди правы: на Осеннем бульваре торговые комплексы стоят один за другим. В 50 мет­рах от участка, предполагавшегося под застройку, находится рыночный комплекс, рядом строится такой же объект; напротив уже есть торговый комплекс, в 100 метрах - магазин «Седьмой континент». Налицо некоторый перебор торговых площадей. Поэтому мы направили в Комиссию по градостроительству, землепользованию и застройке документы, в которых предлагаем воздержаться от возведения на этом месте торгового комплекса.

Префектура приветствует активную гражданскую позицию населения. Но нередко случается, что активность проявляют не только жители. Многие политические организации, а также отдельные лица поднимают несуществующие проблемы ради собственной рекламы.

Наверное, сейчас, в преддверии выборов, эти случаи учащаются?

Вы правы. Похожая ситуация сложилась в Кунцево, на Рублёвском шоссе, 22. На этой дворовой территории находилось более 150 гаражей-«ракушек». Владельцы решили убрать разномастные гаражи и построить на их месте многоуровневую парковку. Несколько лет ушло на подготовку проектной документации и получение необходимых согласований, но когда во дворе появились строители, внезапно образовалась инициативная группа, которая занялась организацией акций протеста против якобы незаконной стройки.

По моему мнению, её руководство рассчитывает не на конструктивное решение задач, а на раздувание скандала, за счёт которого можно получить известность и использовать для извлечения личной выгоды. Как правило, протестные движения возглавляют либо координаторы оппозиционных политических партий, которые уже начали борьбу за место в Государственной Думе, либо юристы и адвокаты, желающие сделать себе имя. Представители протестной группы «Рублёвка, 22» утверждают, что работы ведутся незаконно, поскольку строительство паркинга нарушает санитарные нормы. Отдельная претензия состоит в том, что ради строительства паркинга придётся снести детскую площадку. На самом деле это не так. Во-первых, эту площадку строили те, кто сейчас возводит паркинг, во-вторых, строительство её не затрагивает.

Представители протестной группы были у меня на приёме. Чтобы снять противоречия, я предложил отправить строительную документацию в прокуратуру и пообещал принять решение на основании её заключения. Прокурорская проверка нарушений не выявила. Заключение было направлено противникам стройки с уведомлением о вручении, однако противостояние продолжается. Протестная группа попросила разрешение на проведение пикета, мы его дали, но в назначенный день на мероприятие никто не пришёл. Тогда организаторы, нарушив закон, стали митинговать в воскресенье. Разумеется, они были задержаны сотрудниками полиции. Складывается ощущение, что именно на это они и рассчитывали.

Действия протестной группы ведут к появлению социальной напряжённости, потому что жильцы, купившие машино-места в гараже, проводят митинги в защиту строительства. Но если санитарные нормы позволяют его вести, то, наверное, вместо самовольно установленных «ракушек» имеет смысл построить современный гаражный комплекс, в котором жители близлежащих домов могли бы оставлять свои машины.

Тем более что транспортная проблема очень остро стоит во всех округах Москвы. Как она решается в вашем округе?

По оценкам специалистов НИИ транспорта, количество машин, имеющихся на сегодняшний день в Москве, должно было появиться только к 2020 г. Каждый год «автонаселение» столицы увеличивается на 300 тыс. автомобилей. Гаражей и парковок не хватает, поэтому их обустройство является одной из самых важных задач городских властей. Программа благоустройства территории ЗАО акцентирует внимание на создании дополнительных парковочных мест. В среднем на каждый двор у нас должно быть порядка 30 машино-мест. На сегодняшний день в округе имеется около 30 тыс. машино-мест, к концу года их число достигнет примерно 80 тыс.

Мы изучаем ситуацию на предприятиях, которые находятся на территории Западного округа, поощряем их администрации к строительству на своих территориях многоуровневых паркингов для размещения автомобилей сотрудников (разумеется, если есть такая возможность), потому что они вынуждены бросать свои машины на проезжих частях прилегающих улиц. К сожалению, это очень распространённый способ парковки.

Особенно остро проблема брошенных автомобилей стоит во Внукове. Улетая на несколько дней, люди оставляют машины во дворах этого района. Внуково нуждается в строительстве перехватывающей парковки. Такие же парковки нужны рядом с дальними станциями метро. Для Кунцево эта проблема тоже актуальна. Вся площадка у префектуры забита машинами с подмосковными номерами, потому что жители области, едущие на работу в Москву, оставляют машины где придётся и пересаживаются на метро. Поэтому мы ищем площадки, на которых можно было бы строить перехватывающие парковки.

Дело не только в наличии парковочных мест, но и в менталитете. Например, день стоянки в крытом паркинге торгового комплекса «Горбушкин двор» стоит всего 50 рублей, однако при этом все близлежащие улицы заставлены машинами покупателей.

Я бы сказал, что это не только проблема менталитета, но и проблема отсутствия информации о наличии паркинга и стоимости его услуг. Кроме того, у этого паркинга очень неудобный въезд, там постоянные пробки. Мы работаем над их уменьшением. В частности, запланировано расширение Багратионовского проезда до четырёх полос.

Ещё одна «болевая точка» на карте наших проблем - станция метро «Юго-Западная». В ближайшее время будет рассматриваться судьба нескольких расположенных рядом с ней участков земли. На газонной части около «Макдональдса», перед Российской академией госслужбы, запланировано строительство большого гостиничного комплекса. Там, где сейчас разворотная площадка, власти намеревались построить торговый комплекс площадью 80 тыс. кв. м. Но на сегодняшний день это, наверное, нецелесообразно. Мы будем возражать. Нужно думать, как расширить дорогу, как построить подземные парковки, чтобы брошенные машины не занимали проезжую часть.

Уже определено более 180 участков, на которых произойдёт расширение дорог с устройством заездных «карманов», разгонных полос, дополнительных парковочных мест. На эти цели выделено более 1 млрд рублей. Уже готова проектно-сметная документация для 79 участков, в ближайшее время будет объявлен конкурс на её подготовку для 101 оставшегося участка. Тогда можно будет одновременно оформлять проектно-сметную документацию и тендер на строительно-монтажные работы. К октябрю планируем всё завершить. Сейчас мы готовим предложения для строительства крупных инженерных объектов - мостов, надземных переходов и т. д.

За счёт этих локальных мероприятий мы надеемся существенно улучшить в округе транспортную ситуацию.

В последнее время на заседаниях Коллегии префектуры большое внимание уделяется планам развития районов. Уже приняты решения о комплексных реконструкциях районов или реализации других масштабных проектов?

Комплексное развитие территории - задача очень сложная. Для её решения нужно рассмотреть перспективы целого ряда направлений, состыковать их между собой, провести градацию мероприятий на районном, окружном, городском уровнях. Например, район Внуково состоит из отдельных микрорайонов: Толстопальцево, Изварино, Внуково. В Изварине построили комфортабельные дома, но система ливневой канализации фактически отсутствует. Значит, нужно решать этот вопрос.

В районе Солнцево есть две неухоженные лесные зоны. Мы включили их территории в адресную инвестиционную программу и поставили в план задачу их превращения в благоустроенные парки, необходимые для отдыха жителей района. В этом году завершается разработка проектно-сметной документации, а в следующем году в Солнцеве появятся два новых парка.

При комплексном подходе к развитию территорий нельзя упускать из виду транспортные проблемы. Строительство метро в Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково относится к проблемам городского уровня. Кто-то обещает решить её к 2015-му, кто-то - к 2017 г. Мы будем стараться, чтобы строительство станций началось как можно раньше. А пока нужно искать другие пути решения транспортных проблем. Мы постоянно контролируем работу транспортных служб, следим за соблюдением расписания движения общественного транспорта, проверяем количество машин на маршрутах. В ближайшее время на Боровском шоссе появится специальная полоса для движения общественного транспорта. Эта мера избавит пассажиров от потери времени в пробках.

Вдоль Боровского шоссе построены четыре востребованных «народных гаража», но жилые дома стоят по одну сторону шоссе, а гаражи - по другую. Автовладельцам неудобно добираться до мест парковки, потому что через шоссе нет ни надземного, ни подземного перехода. Значит, нужно планировать их строительство. Кроме того, из гаражей нельзя выехать в сторону центра, при этом рядом, за железной дорогой, есть магистраль, идущая к МКАДу. Прокол под путями сделан шириной в одну машину, поэтому движение в разные стороны регулирует светофор, из-за которого собираются постоянные пробки. Чтобы обеспечить двухстороннее движение, нужно расширить этот прокол или сделать рядом второй. А если расширить шоссе по другую сторону железной дороги, можно получить дублёр Боровского шоссе, который разгрузит его транспортный поток.

Это и есть комплексное развитие. Сейчас через градостроительную комиссию проходит 100 % инвестиционных контрактов. Более чем по 40 контрактам приняты решения либо о прекращении их реализации, либо о продлении срока реализации на новых условиях. Поэтому мы готовим планы комплексного развития территорий, чтобы понять, какие проблемные точки каждого района нуждаются в немедленном решении. Например, в Солнцеве есть питомник для беспризорных животных. Такой объект необходим, никто с этим не спорит, но он находится в 200 метрах от жилых домов. Лай и запахи очень мешают жителям, от них поступает много жалоб. Сейчас мы подыскиваем для питомника другой участок, в течение лета он переедет по новому адресу.

Как решаются вопросы перспективного развития?

На территории округа идёт строительство новых жилых домов. По сравнению с переписью населения1989 г. количество жителей Западного округа увеличилось на 300 тыс. человек. Теперь в нашем округе проживает более 1,3 млн человек. Но число объектов социальной инфраструктуры не всегда соответствует изменению численности населения. Например, в декабре прошлого года в округе остро не хватало мест в детских садах. Сейчас, за счёт уплотнения групп в существующих детских садах, строительства новых дошкольных учреждений, организации старших садовских групп в школах, нам удалось разрядить напряжённую ситуацию. Но скоро она повторится на новом витке, потому что в Москве наблюдается увеличение рождаемости. Через несколько лет мы столкнёмся с дефицитом мест в школах. Поэтому уже сегодня нужно спрогнозировать развитие демографической ситуации, просчитать потенциал школ и, исходя из этих данных, принять решение о строительстве новых школ, детских садов и других социальных объектов. Например, поликлиника района Тропарёво-Никулино обслуживает и взрослое, и детское население, но подходы к ней нельзя назвать удобными: чтобы добраться до детского отделения, мамы с колясками вынуждены пересекать магистраль с напряжённым движением. Район разрастается - значит, надо строить новый филиал поликлиники, причём с хорошей пешеходной доступностью.

Сегодня московские пробки не критикует только ленивый. Часто они появляются из-за того, что наш город разделяют природные или инженерные препятствия - реки, мосты, железные дороги, открытые участки метро, мешающие сквозному проезду транспорта. Эта проблема требует тщательного анализа. Там, где можно, нужно открывать дополнительные проезды, делать проколы, чтобы водители не тратили время на объезды. Вот это и есть перспективное развитие. По решениям, которые можно принять на уровне управ, префектура даёт соответствующие поручения для работы с Москомархитектурой, департаментом земельных ресурсов, окружными отраслевыми управлениями. Вопросы, которые нельзя решить на уровне управ, переходят на уровень префектуры. Когда мэр приедет на расширенную Коллегию по определению перспектив комплексного развития Западного административного округа, мы изложим ему соображения о том, что необходимо сделать в первоочередном порядке, а что - в долгосрочной перспективе.

Алексей Олегович, наступило лето. Как зоны отдыха округа подготовились к летним нагрузкам?

Правительство Москвы выпустило Постановление о подготовке мест летнего отдыха, акцентирующее внимание префектур на благоустройстве зон отдыха и обеспечении безопасности отдыхающих, в том числе на воде. На территории нашего округа достаточно много водоёмов, но пригодным для купания является Верхний Мещёрский пруд в посёлке Мещёрский, на пляже которого есть спасательная станция. К летнему сезону очищено дно водоёма, заменён песок на пляже, отремонтированы скамейки, беседки, детская игровая площадка, раздевалки, душевые кабины, установлены биотуалеты, обустроен медпункт. В обязательном порядке проведено лабораторное исследование качества воды и песка. Состояние этого пруда - предмет нашего постоянного внимания.

Но люди купаются не только в разрешённом месте, но и в Москве-реке со стороны Крылатского и в других водоёмах. Поэтому вопросы обеспечения безопасности купальщиков являются очень важными. Их планируется обсудить на специальной Коллегии префектуры округа.

Недавно Мосгордума рассматривала вопрос о состоянии декоративных водоёмов. В каком состоянии эти объекты в Западном административном округе?

Префектура ЗАО провела инвентаризацию, которая показала, что на территории нашего округа находятся 74 открытых водоёма. 40 из них имеют «хозяев», а 24 ни за кем не закреплены. Поэтому сейчас главная задача - определить организации-балансодержатели, ответственные за конкретные водные объекты.

Например, в районе Фили-Давыдково есть большой красивый пруд, который был традиционным местом отдыха жителей. Чтобы вернуть ему этот статус, необходимо провести мероприятия по очистке дна и благоустройству прибрежных территорий. Они запланированы на весну 2012 г. Сейчас идут работы по очистке берегов от мусора, установке урн и скамеек.

Традиционно считается, что туристов интересует центральная часть города. Что может предложить им Западный округ? Как будет развиваться его ту­ристическая инфраструктура?

В Западном округе достаточно много мест, вызывающих большой интерес ту­ристов. Мы сформировали пять туристско-рекреационных зон: две историко-культурные - «Кутузовский проспект» и «Университет-Мосфильм», и три спортивно-рекреационные - «Крылатское-Фили», «Тропарёво-Никулино» и «Сетунь». Разработаны автобусные, пешеходные и водные туристические маршруты.

Сейчас мы занимаемся подготовкой к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. На территории нынешнего Западного административного округа проходил военный совет в Филях, у нас находятся Триумфальная арка, Поклонная гора, Бородинская панорама. На Поклонной горе располагается огромный музейный комплекс с площадками, на которых экспонируется железнодорожная, военно-морская и авиационная техника.

Однако туристам нужны не только музеи, но и соответствующая инфраструктура - гостиницы, кафе, рестораны, удовлетворяющие разным финансовым возможностям потребителей их услуг. На Градостроительно-земельной комиссии было принято несколько решений о продлении сроков инвестиционных контрактов, предусматривающих возведение гостиниц. Конечно, нельзя забывать и о развитии транспортной инфраструктуры, потому что туристы должны беспрепятственно передвигаться по территории округа.

В округе созданы хорошие условия для развития спортивного туризма - у нас есть Олимпийский центр, Гребной канал. Недавно вышло постановление Правительства Москвы, предусматривающее строительство на Гребном канале новых эллингов и гостиницы, которая во время соревнований будет обслуживать спортсменов, а в остальное время - туристов. Планируется провести реконструкцию объектов этого спортивного комплекса.

Так что Западный округ может предложить множество интересных вариантов проведения досуга и москвичам, и гостям столицы.

 


В Западном округе 2 394 двора.
Планируется отремонтировать третью часть подъездов, в остальных будут проведены поддерживающие мероприятия.
На эти работы предполагается потратить 1,6 млрд руб.

На территории Западного административного округа находятся 74 открытых водоёма.
40 из них имеют «хозяев», а 24 ни за кем не закреплены.

 

От проекта до реализации.
Благоустройство и озеленение для жилого комплекса «Доминион».

 

 

Новое благоустроенное общественное пространство. Площадь на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов.

 

Знаковые объекты округа: Триумфальная арка, Бородинская панорама, Поклонная гора.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).