Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Экология - категория экономическая

А.И. Фокин,
к. п. н., заместитель председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

 

Очередное заседание секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии было посвящено разработке субъектами Российской Федерации «Основ экологической политики на период до 2030 г.».

 

Одним из основных показателей развитого государства является его отношение к окружающей среде, желание сохранить для будущих поколений мир во всём его многообразии. В послании Федеральному собранию Российской Федерации Президента Д.А. Медведева от 30 ноября 2010 г. говорится: «Несмотря на уникальность и богатство российской природы, сегодня её состояние трудно назвать абсолютно благоприятным. Решить эту проблему можно, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере».

Экологическое состояние окружающей среды становится экономической категорией. Именно экологические требования определяют направления инновационного развития страны, предполагающего наличие современной экологической инф­раструктуры - лицензирования и сертификации природоохранной деятельности, независимой экологической экспертизы, страхования экологических рисков, экологического аудита, комплексных статистических наблюдений за уровнем загрязнения окружающей среды.

Участники совещания подчеркнули важность обеспечения перехода страны от сырьевой к инновационной экономике с учётом соблюдения экологических требований, эффективного использования ресурсов, модернизации предприятий и использования ими современных технологий.

Охрана окружающей среды является важной составляющей жизни мирового сообщества, так как от её состояния напрямую зависит здоровье населения. При наличии загрязнений токсическими веществами атмосферного воздуха, водных объектов, почв любые меры по охране здоровья являются недостаточными. Не меньшее влияние состояние окружающей среды оказывает на возможность экономического развития общества, которое выражается в обеспеченности промышленности и сельского хозяйства природными ресурсами требуемого качества (чистой водой, плодородными почвами) и предотвращении деформационных изменений рельефа (образования карстовых явлений, оползней и т. д.).

Чтобы эффективно решать вопросы охраны окружающей среды, необходимо разработать единую экологическую государственную политику, которая должна строиться на основе глобальных принципов охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также действенных правовых механизмов. Целью экологической политики является значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Ключевыми моментами государственной экологической политики должны стать обоснование её принципиальной важности, связь с приоритетными направлениями развития страны и определение понятных механизмов её реализации. По мнению участников собрания, она не должна носить декларативный характер - декларации уже изложены в Экологической доктрине РФ. Под экологической политикой должна подразумеваться целенаправленная деятельность, чёткая последовательность шагов, позволяющих выйти из сложившейся ситуации и достичь поставленных целей.

Со времени принятия Экологической докт­рины РФ прошло девять лет, но нынешнюю экологическую политику нельзя признать эффективной. Загрязнение атмосферного воздуха ряда городов по многим показателям значительно превышает допустимые уровни. В 27 городах России в 10 раз превышена предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе. В 2008 г. в России насчитывалось 30 городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, в 2009 г. - 34 города с общим числом жителей 9,7 млн человек. Данные за 2010 г. наверняка не будут более оптимистичными. Большинство рек характеризуются как «загрязнённые» и «очень загрязнённые», так как предприятия сбрасывают в них неочищенные сточные воды, содержащие загрязняющие вещества в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации. Практически во всех субъектах РФ существует тенденция к ухудшению состояния почв.

При отсутствии действенных механизмов охраны окружающей среды большинство хозяйствующих субъектов не стремятся принимать активное участие в решении экологических проблем, проводить модернизацию производств, заменяя экологически опасные технологии и оборудование современными, экологически чистыми. Такое положение обусловлено тем, что у предпринимателей нет экологических стимулов, они не несут серьёзной ответственности за нарушения требований в области охраны окружающей среды.

В российском законодательстве практически отсутствуют требования к экологической политике. Несмотря на то что в преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сказано: «Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», он не даёт определения понятия «охрана окружающей среды» и не указывает механизмы, которые нужно использовать для её осуществления.

При подготовке экологической политики РФ нужен системно-научный подход, основанный на международном и национальном опыте. На современном этапе развития технологий, в условиях существенной трансформации экологического законодательства и меняющегося климата, России необходим актуальный стратегический документ, отражающий позицию государства в решении экологических проблем. Экологическая политика РФ - это система комплексных решений проблем охраны окружающей среды, обеспечивающая устойчивое развитие государства и общества.

Проект «Основ экологической политики РФ на период до 2030 г.» обозначил пять ключевых задач:

  • повышение экологической эффектив­ности и обеспечение «зелёного роста» экономики;
  • повышение качества жизни населения;
  • сохранение и восстановление природной среды;
  • предотвращение опасных климатических явлений и адаптация к глобальному изменению климата;
  • обращение и переработка отходов, ликвидация накопленного экологического ущерба.

По мнению участников совещания, «Основами экологической политики РФ на период до 2030 г.» должны руководствоваться все органы государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Новую экологическую концепцию необходимо учитывать при разработке нормативных правовых актов и нормативных технических документов во всех сферах деятельности, а также при подготовке прогнозов и программ социально-экономического развития, принятии хозяйственных решений и осуществлении внешнеполитической деятельности. На неё обязаны опираться все хозяйствующие субъекты при планировании и осуществлении деятельности на территории нашей страны.

Стратегической целью экологической политики РФ должно стать сохранение природных экосистем, поддержание их целост­ности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Приоритетами экологической политики должны стать:

  • повышение экологической эффективности и обеспечение экологически ориентированного роста российской экономики;
  • повышение качества жизни и среды обитания человека;
  • сохранение и восстановление окружающей природной среды;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Реализацию приоритетов экологической политики необходимо заложить не столько в виде отдельных и дополнительных программ, сколько в виде органичной части пути развития страны, определяющего суть модернизации и инновационного развития, а также направление стратегий и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Основные механизмы реализации экологической политики - это развитие систем государственного и муниципального управления охраной окружающей среды и природопользованием, нормативно-правовое обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды, правоприменение, а также административные, экономические и финансовые механизмы. Эффективными механизмами являются экологический мониторинг окружающей среды, информационное обеспечение природоохранной деятельности, доступ к экологически значимой информации, её научное обеспечение, повышение экологической культуры общества и экологической образованности граждан. При реализации экологической политики необходимо использовать возможности международного сотрудничества.

Принципиально важно обеспечить инновационный характер экологической политики и механизмов её реализации на основе современных рыночных механизмов, применяемых в интересах устойчивого развития, прежде всего за счёт широкого использования механизмов Киотского протокола и посткиотского процесса, расширения их на все виды загрязнений и антропогенного воздействия.

Необходимо определить перспективы развития и позиционирования России как страны, обладающей самыми богатыми природными ресурсами, как экологического донора планеты, развивающего внутренний и внешний рынки экосистемных услуг, предоставление которых открывает большие политические и финансовые возможности. Крайне важно обеспечить выстраивание развития страны на основе приоритетов повышения ценности природы и её ресурсов, а также ценности жизни и здоровья человека.

Пути и средства реализации государственной экологической политики определяют принципы развития нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и взаимодействия органов власти, а также предусматривают механизмы административного взыскания и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов. В этом разделе документа сформулированы задачи экологического мониторинга территории страны, описаны приоритетные направления научного обеспечения, экологического воспитания и просвещения, региональной и территориальной экологической политики, международного сотрудничества.

Необходимо создать механизм содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления производств и территорий, а также принять меры по обеспечению широкого применения частно-государственного партнёрства при реализации экологических программ.

«Основы экологической политики РФ на период до 2030 г.» должны стать базой экологической стратегии России на двадцатилетний период и учитываться как не­отъемлемая часть общей стратегии развития России за счёт модернизации всех сфер деятельности общества. Для реализации стратегии экологической политики необходимо разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий, которые нужно положить в основу системы нормирования воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду, а также подготовить предложения о механизмах содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления производств и территорий.

Субъекты РФ должны незамедлительно приступить к разработке документов по реализации «Основ экологической политики РФ на период до 2030 г.». При этом целесообразно применять системный подход, предусмотрев не только разработку «Основ экологической политики субъекта РФ на период до 2030 г.», но и «Стратегии реализации экологической политики субъекта РФ» и плана её осуществления на 2011-2015 гг. с конкретными индикаторами и показателями.

По итогам выступлений участников совещания было принято решение рекомендовать Правительству РФ одобрить представленные Министерством природных ресурсов, природопользования и экологии РФ проект «Основ экологической политики РФ на период до 2030 г.» и проект Указа Президента РФ «Об утверждении Основ экологической политики РФ на период до 2030 г. и мерах по их реализации» и направить их на подпись Президенту РФ.

Реализация намеченной экологической политики РФ позволит решить проблемы в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обеспечить высокий уровень качества жизни россиян и сохранить природу России для будущих поколений.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).