Нам нужны советы грамотных специалистов

«Нам нужны советы грамотных специалистов, потому что главное сейчас - понять, в каком направлении двигаться»

Николай Иванович Исаенков,
руководитель администрации Луховицкого муниципального района

 

Беседовала А.С. Курбатова,
д. г. н., профессор,
директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование».

 

Николай Иванович, расскажите о существующих на сегодняшний день планах развития территории Луховицкого района. Связаны ли они с использованием знаменитого бренда «Луховицкий огурец»?

Если говорить о развитии бренда «Луховицкий огурец», то в этом направлении мы не работаем. Честно говоря, администрация не думала о его использовании, потому что выращиванием огурцов занимались в основном частные подворья. Раньше производители свободно торговали на рынках Москвы и Подмосковья, а сейчас не могут на них пробиться, потому что их не пускают перекупщики. Выращивать овощи стало невыгодно, и частники в 2 раза снизили производство не только огурцов, но даже картофеля и капусты.

Перекупщики скупают огурцы практически на корню. Если в Москве цена килограмма огурцов не опускается ниже 40 руб., то луховчан вынуждают отдавать их по 10 руб., ведь они долго не хранятся. Получается, что выращивать знаменитые «Луховицкие огурцы» теперь нерентабельно. Кто-то пытался продавать солёные огурцы, но это выгодно только владельцам индивидуальных хозяйств, более крупные производители оказываются в убытке из-за проблем с хранением и сбытом.

Общественный сектор тоже уменьшил производство овощей с 70 до 20-22 тыс. тонн - в 3,5 раза. Когда я был директором ОПХ «Красная пойма», оно выращивало ­15-16 тыс. тонн овощей, а сейчас всего 7-8 тыс. тонн, несмотря на то что оно обеспечено современными технологиями производства и хранения продукции. И это притом, что потребности населения Москвы и Подмосковья удовлетворяются за счёт импортной продукции, на закупки которой тратятся десятки миллиардов рублей. Наши овощи никому не нужны, потому что мы не можем платить «откаты» торговым сетям, а для иностранных поставщиков, имеющих огромные прибыли,  10 % «отката» - мелочь, всего лишь десятая часть прибыли. Они лоббируют принятие невыгодных отечественным производителям законов.

Правда, производство овощей в Луховицком районе всё же сохранилось. Но какое? Сейчас выращивание картофеля финансируют производители чипсов, но они заинтересованы не в качестве, а в количестве закупаемой продукции, поэтому поставщики выращивают для них специальные «чипсовые», непродовольственные сорта картофеля, главное достоинство которых - высокая урожайность.

Раньше из 15 хозяйств Луховицкого района два были семеноводческими, потому что картофель сохраняет сортовые свойства всего 3 года. Сейчас их продукция оказалась невостребованной, и они закрылись. Следствие не заставило себя ждать - элитные российские сорта стали вырождаться. Даже частники жалуются, что в последнее время клубни больше похожи на каштаны, и постепенно отказываются от посадок картофеля на продажу.

А на каких ресурсах базируется экономическое развитие Луховицкого района?

В основном мы используем качество трудовых ресурсов и экологическую чистоту местности. Промышленность Луховицкого района представлена двумя крупными предприятиями: машиностроительным заводом, выпускающим самолеты МИГ, и предприятием «Диаскан», производящим высокотехнологичное оборудование для диагностики нефтепроводов. Сейчас идёт набор персонала для совместного российско-японского предприятия «СМС-РУС», которое будет выпускать «руки» промышленных роботов - приводы для автоматов, собирающих автомобили. Для производства такой тонкой техники необходимы особые условия, поэтому у учредителей «СМС-РУС» были высокие требования к чистоте воздуха, и мы отвели для строительства этого предприятия участок рядом с лесом. Ещё в нашем районе есть завод по выпуску гофрокартона и фабри­ка, производящая бронежилеты нового поколения.

Известная нефтяная компания хотела построить у нас нефтеперерабатывающий завод и предлагала миллиард рублей за 300 гектаров земли. Но мы посоветовались с экологами, съездили на Рязанский НПЗ, узнали, как там обстоят дела с загрязнением окружающей среды, и не дали согласие на реализацию этой сделки. Ведь даже самое современное оборудование, отвечающее стандарту «Евро-5», не предотвращает утечку микрочастиц продуктов нефтеперегонки в окружающую среду. Конечно, загрязнение проявится не сразу, но мы не хотим, чтобы луховичане через 5 лет стали ругать администрацию за то, что она привела в район предприятие, ухудшающее экологическую ситуацию.

Мы намерены серьёзно развивать новое для Луховицкого района экономическое направление - туризм. У нас хорошие возможности для развития исторического туризма. Например, село Дединово издавна славилось корабелами, строившими самые лучшие на Оке суда. По приказу государя Алексея Михайловича на Дединовской верфи был построен первый русский военный корабль, 22-пушечный фрегат «Орёл». На нём был впервые поднят российский триколор. Позже Пётр I дважды приезжал в Дединово, чтобы набирать мастеров для работы на верфях Воронежа.

Вы планируете использовать эти факты для создания нового имиджа района?

Мы уверены, что Луховицкую землю можно считать родиной Российского флота и Российского флага. Но, к сожалению, у нас нет специалистов, которые могли бы профессионально раскрутить эти бренды. До всего приходится доходить самим. Сейчас надо думать, как сделать Дединово центром притяжения туристов. Условия для этого неплохие: есть музей, 3 красивых храма, причём один имеет статус памятника федерального значения, его уже 20 лет восстанавливает государство. Другой храм мы реставрируем своими силами, причём нам столько времени не потребуется. Кроме того, в Дединово много жилых домов, которые можно считать памятниками культуры.

Земли в пойме Оки подходят для развития аграрного и ландшафтного туризма. Сотрудникам администрации дано поручение разработать документацию, необходимую для организации зон отдыха и оказания рекреационных услуг: рыбалки, прогулок по Оке и т. д.

В наших сосновых лесах есть несколько чистейших озёр, образовавшихся на местах выбранных песчаных карьерах. Их общая площадь составляет 280 гектаров. На озёрах проходят фестивали бардовской песни, собирающие до 7 тыс. человек. Правда, этим летом фестивали пройдут на берегу Оки, в Ганькино, потому что леса сильно пострадали от прошлогодних пожаров.

Мы оформляем документы, чтобы взять лесные озёра в бессрочное пользование и обустроить на них зоны отдыха со стоянками для машин, местами для кострищ, столами и скамейками, с уборкой и вывозом мусора. Нам нужно целенаправленно обустраивать эти территории, потому что туда, кроме луховчан, приезжает отдыхать множество жителей 150-тысячной Коломны.

Других резервов развития у нас нет, а пригласить специалистов по развитию территорий мы себе позволить не можем.

Николай Иванович, для разработки градостроительной документации больших денег не надо. Вполне достаточно средств, заложенных в бюджет района на разработку Схемы территориального планирования. А в рамках её создания можно решить многие актуальные вопросы, о которых вы говорили, причём не просто сделать пакет документации, чтобы потом запереть её в сейф, а чтобы на её основе проанализировать территориально-ресурсный потенциал района и наметить варианты решения жизненно важных проблем его развития.

Мы обеими руками за профессиональный подход к территориальному планированию. Нам нужны советы грамотных специалистов, потому что главное сейчас - понять, в каком направлении двигаться.

Разработка граддокументации начинается с оценки потенциала территории и определения вектора, в котором нужно действовать и власти, и бизнесу, и обществу. Например, сейчас мы разрабатываем Генеральный план Павловского Посада. Мы сразу провели социологический опрос, маркетинговые исследования, выяснили в агентствах недвижимости, интересен ли москвичам Павловский Посад с точки зрения дачного строительства, и определили западную зону как территорию гостеприимства. Она обладает хорошей транспортной доступностью, рядом расположены Носовихинское и Горьковское шоссе. Администрации города стало понятно, какой будет эта территория в ближайшие 10-15 лет и кто будет её потребителем.

А вам сейчас нужно понять, кто будет потребителем земель Луховицкого района, и в первую очередь строящегося у вас промышленного парка «Барсуки-Носово». Уже ясно, что нефтеперабатывающий завод им быть не может. Но тогда, кто должен им стать? Это тоже можно определить в рамках терпланирования.

Мы уже решили, что там должны появиться предприятия, использующие современные технологии, например заводы электронной промышленности. Сложностей с квалифицированными кадрами не будет, ведь у нас в районе выпускаются МИГи и высокоточные «кроты» для диагностики нефтепроводов. Поможет со специалистами и Политехнический университет из соседней Рязани.

Тогда 300 гектаров промышленного парка  «Барсуки-Носово» можно и нужно рассматривать как точку роста промышленности района. Кстати, не слишком ли рано вы решили отказаться от такого раскрученного бренда, как «Луховицкий огурец»? Может быть, за него стоит побороться? Просто нужно найти для него формат. Луховицы могут позиционировать себя как район, точка роста которого лежит в области высокотехнологичных производств, но раз вы не можете отказаться от ведения сельского хозяйства, которое даёт пусть не очень большой, но стабильный доход, этот успешный бренд целесообразно сохранить. Нужно начинать работу по привлечению инвестиций. Как инвесторы о вас узнают, если вы сами о себе не заявите? А известный на всю страну бренд - отличный инструмент для пиара.

Да, вопросов у нас хватает. Особенно остро стоит проблема земель, находящихся в частной собственности. Наши собственники не желают думать о том, как развивать принадлежащие им территории,  мечтают только о выгодной перепродаже. Один из них оформил на себя 41 тыс. гектаров земель - больше 60 % луховицкого земельного фонда - и ждёт, пока они максимально поднимутся в цене. Мы подали на него в суд за неиспользование земельных участков, но он умудрился за два дня передать их в субаренду, и мы остались с носом... Теперь, чтобы доказать, что они не используется, придётся ждать ещё 3 года. А там ответчик снова использует старую схему...

А что касается привлечения инвесторов, то мы, помимо высокотехнологичной промышленности, предлагаем им развивать сельское хозяйство, деревопереработку, производство стройматериалов, логистический бизнес. Хорошей статьёй дохода может и должен стать туризм. У нас есть условия для развития исторического, аграрного, экологического туризма. Нужно строить зоны отдыха с домиками и автостоянками, убирать территории, вывозить мусор, запускать в пруды рыбу, предоставлять услуги по организации рыбалки. Я бы хотел, чтобы у нас было, как в Финляндии: приехал, купил лицензию, поймал рыбу, тут же тебе её приготовили - сиди за столиком, наслаждайся едой, любуйся природой! Правда, чтобы получить право это сделать, придётся потратить немало времени и нервов на бумажную волокиту.

Кстати, у нас есть потенциал и для развития спортивного туризма. В посёлке Фруктовая уже работают три бугельных подъёмника для горнолыжников. Правда, снежных пушек и ратраков пока нет, но природный ландшафт просто создан для катания - есть крутые склоны, есть пологие. Сезон открывается в декабре, заканчивается в марте.

Словом, если мы с вами найдём общий язык в плане развития территории, буду очень рад!

 

 

Вокзал, рынок, огурцы, редиска, капуста...

 

Самый значимый продукт района - МИГи. Их производство дало начало городу.

 

 

Луховицкий огурец - источник стабильных доходов местных жителей.