Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Музыка для архитектурной концепции

Зачем к архитектурным концепциям понадобилось писать музыку? Чтобы произ­вести эмоциональное впечатление на инвесторов и заменить ею собственные комментарии, ведь музыка действует лучше слов!

Беседовал И.В. Афонин

Юрий Алексеевич Алябов,
композитор 

«Музыка ведёт бесповоротно,
Куда глядят глаза мои».
А.А. Блок

Григорий Ревзин, куратор проекта «Фабрика Россия» о фильме, созданном для демонстрации в первом зале российского павильона: «Сюжет едва намечен: старик плывёт на лодке к старой фабрике, вспоминает, как был ребёнком, юношей, какие-то встречи с любимой девушкой, как фабрика работала. Идёт через разрушенный цех в каптёрку, берёт ржавый ключ, оставляет его на проходной. Пожилая женщина приезжает к фабрике на велосипеде, открывает шкаф, с удивлением видит там ключ, входит. И тоже идёт по разрушенным цехам, тоже что-то вспоминает. Жизнь прожита, фабрика разрушена, любовь не случилась: есть ключ - открыть нечего. В общем-то все совершенно безнадёжно, но достаточно поэтично».

(Из статьи «Каналетто работы Поленова. Российская экспозиция на XII Архитектурной биеннале в Венеции», газета «Коммерсантъ» 30.08.2010, №158/П (4458), www.kommersant.ru/Daily/55706).

Юрий, как вы стали участником проекта «Фабрика Россия»?

Пожалуй, это слишком громко сказано. Я написал музыку для короткометражного фильма о Вышнем Волочке, который продюсерская команда Анастасии Бирюковой снимала специально для Архитектурной биеннале в Венеции. Мы случайно встретились с ней на съёмочной площадке сериала о Каменской - я писал музыку для шестого фильма из этого цикла.

Настя познакомила меня с режиссёром Дмит­рием Вениковым, мы подписали контракт, и я получил смонтированный, но абсолютно «немой» киноматериал. Моя задача осложнялась тем, что режиссёр не очень представлял, каким должен быть звуковой ряд. Он только попросил меня сделать трагический акцент на кадрах с остановившимися заводскими часами. А если учесть, что действующие лица не произносят ни единого слова, сложность задачи возрастала в разы, потому что говорить за них должна была моя музыка.

Когда я несколько раз посмотрел отснятый материал, то понял, что его должна сопро­вождать только неосимфоническая классика.

Вы знали, что вашей музыке предстоит участвовать в PR-раскрутке территорий Вышнего Волочка?

Я думаю, что авторы фильма хотели зацепить инвесторов показанной на биеннале историей. Но я писал музыку, не имея об этом никакого представления. У меня была своя цель - я должен был найти правильный музыкальный формат. Эстетика фильма отрицала и джаз, и эстрадный жанр, и рок, а вот синтетический жанр с элементами русской симфоэтники подходил идеально. Где-то пришлось балалаечку пустить, где-то симфонические группы вводить.

Я доволен тем, что получилось. Фильм об архитектурной концепции перспективного развития Вышнего Волочка получил хорошие отзывы. Мне передали, что он произвёл большое впечатление на посетителей российского павильона. Вот только не знаю, выиграл ли от этого Вышний Волочёк. Если организаторы проекта «Фабрика Россия» хотели привлечь внимание к проблемам похожих на него городов, будем надеяться, что им это удалось.

Сейчас формируется рынок территорий. После кризиса федеральные и региональные власти сказали: «Денег нет, выживайте и развивайтесь, как можете». Теперь каждая территория, каждый город пытается создать свой бренд, свою визуальную «упаковку», даже свою песню. Получается, что вы написали музыку, которая будет определять успешность или неуспешность продаж территорий Вышнего Волочка.

Музыкальная «упаковка» товара - приём, который достаточно давно используется для привлечения внимания потенциальных покупателей. Я, например, написал музыку для трёхминутного рекламного фильма о реконструкции площади Белорусского вокзала, который Евгений Никитин снял на деньги фирмы, претендовавшей на выигрыш этого тендера.

Потом фильм Никитина взял первый приз на фестивале рекламных фильмов в Каннах, и моя музыка сыграла в этом не последнюю роль.

Но это был специальный рекламный фильм, заказанный подрядной организацией для раскрутки своего проекта. А я говорю о музыкальной «упаковке» муниципального образования или субъекта Федерации.

У многих городов и субъектов Федерации есть свои песни-гимны. Например, о городе Видное написано около 30 песен.

Но все они писались для «внутреннего» потребления, т. е. для людей, живущих в этих городах. А песен, которые служили бы узнаваемыми брендами территории, привлекая инвесторов и других участников рынка, почти нет. Вологде в этом отношении повезло больше всех, причём повезло случайно, ещё в советское время.

Оказывается, я оказался в центре маркетинговых разработок? Честно говоря, я впервые узнал, что музыка может стать брендом и использоваться для развития городских территорий. В плане творческих перспектив это очень интересно.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2018 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).