Итоги обсуждения проектов

10 февраля 2011 г.
Центральный дом архитектора, Москва

Учитывая важность Президентского проекта Инновационного центра Сколково для развития отечественного градостроительства города Москвы и Московской области, Союз архитекторов России провёл открытое обсуждение проектов финалистов конкурса на разработку градостроительной концепции. Две темы доминировали в ожидании этого проекта: первая - создание пространства инновации, места, где будут жить креативные люди и которое будет способствовать инновационной деятельности; вторая - формирование привлекательной городской среды, устроенной по современным международным высоким стандартам. Обсуждение было посвящено вопросу: насколько представленные проекты отвечают этим ожиданиям? Кроме того, ведущие специалисты в области градостроительства хотели донести до руководства Фонда и Совета «Сколково» позицию профессионального сообщества в отношении дальнейшего продвижения этого проекта.

С информационным сообщением выступил генеральный директор ЗАО «Единая служба заказчика» Н.Н. Складнев. Он обозначил цели и задачи проекта, рассказал о подготовке исходных данных на проектирование и этапах конкурса, представил проекты-победители компаний AREP (Франция) и ОМА (Нидерланды) и ответил на вопросы собравшихся.

Во многом выступавшие архитекторы и планировщики были единодушны. Так, место, выбранное для Инновационного центра, было признано «трудным», с огромными проблемами, в числе которых:

Было отмечено, что оба представленных проекта недостаточно раскрывают пути решения указанных проблем.

1.  Проекты не уделяют должного внимания транспортной доступности Сколково, удобной его связи с важнейшими местами активности - центром города, аэропортами, университетами. Более того, когда здесь поселятся 30 тыс. человек и начнётся активная деятельность, то это место станет мощнейшим фокусом притяжения не только для тех, кто будет работать в Сколково постоянно, но и для многочисленных посетителей. В связи с этим многократно возрастёт нагрузка на дороги и общественный транспорт. Однако представленные в проектах новые развязки на Минском шоссе заведомо недостаточны, а иных существенных попыток ответить на эти вопросы в проектах нет. В связи с этим предлагается:

2.  Инженерное обеспечение проекта основано на устаревших принципах цент­рализованного обеспечения и создания затратных и протяжённых инженерных сетей. Предлагается усилить тему внедрения новых технологий прежде всего в сфере инженерно-технической инфраструктуры.

3.  Оба решения предлагают жёсткую планировочную структуру на ограниченных площадях. Опыт показывает, что реализация инновационных программ связана со стремительным изменением задач и установок. Всё может меняться сразу же пос­ле завершения первой очереди. Особенность инновационной деятельности в том и состоит, что никто не знает, какое будет направление разработок уже в ближайшей перспективе. Удивительно, но опыт постоянно упоминаемой Силиконовой долины с её принципиальной пространственной открытостью в рассматриваемых проектах никак не отражён. Так, в проекте AREP предлагается создание нескольких «деревень» наподобие университетских образований Англии и США XIX века. Проект ОМА (Нидерланды) вообще не предполагает создания сколько-нибудь привлекательной среды и скорее напоминает холодную композицию на тему индустриальной архитектуры середины ХХ века. Представляется, что планировочные решения должны предусматривать значительно более гибкие структуры в отношении научно-производственных и исследовательских функций, быть более «открытыми» к трудно предсказуемым трансформациям, содержать более высокие резервы динамики, изменения и разрастания.

В целом, подводя итог состоявшейся дискуссии, было высказано мнение, что ожидание открытий, прозрений, которые мы были вправе ожидать от конкурса такого масштаба, не подтвердилось. Создаётся ощущение, что представленные решения уже где-то когда-то использовались. Это особенно печально в связи с тем, что российские градостроители и архитекторы не были допущены к участию в конкурсе. Союз архитекторов России считает, что такое положение недопустимо, и готов принять активное участие в разных формах развития этого проекта на следующих стадиях.

25 февраля 2011 г. Виктор Вексельберг, президент Фонда Сколково, объявил победителем конкурса на разработку градостроительной концепции инновационного центра Сколково французское бюро AREP.