Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Комплексное инвестиционное планирование развития города

Е.М. Петрикова,
к. э. н., доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Новый инструмент управления городскими территориями - комплексная инвестиционная программа (план) города - используется для решения проблем, обострившихся в период финансово-экономического кризиса. Комплексная инвестиционная программа необходима для определения размера финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и фондов и построения стратегии социально-экономического развития территории.

Статья Е.М. Петриковой освещает вопросы:

  • комплексного инвестиционного планирования городских территорий;
  • создания комплексной инвестиционной программы города;
  • определения мероприятий комплексной инвестиционной программы с помощью системно-динамической модели города.

 

«Если вам хочется немного изменить жизнь, измените своё поведение,
но если вы хотите больших перемен, вам придётся изменить своё мышление».
Альберт Эйнштейн

В условиях посткризисного развития современной российской экономики всё чаще ставится вопрос о необходимости комплексного инвестиционного планирования развития территорий. Это обусловлено не только необходимостью поиска и привлечения кредиторов и инвесторов для новых инвестиционных проектов, увеличивающих благосостояние населения, повышающих стабильность и наращивающих темпы экономического роста территорий, но и необходимостью улучшения инвестиционного климата в регионах.

Сегодня необходимо заранее планировать социально-экономическое развитие территории и размещение очагов инвестиционной деятельности. Именно инвестиции как совокупность долговременных затрат (финансовых, трудовых, материальных) увеличивают оборот добавленной стоимости, последующие выплаты по отплате труда, налоговые отчисления, накопленную прибыль и, в итоге, конечное потребление в регионах. Построение карты или создание атласа инвестиционных проектов позволит заранее планировать производственную деятельность, бюджетные потоки, уровень занятости и стимулировать ускоренное развитие путём реализации инновационных инвестиционных проектов.

Создание комплексного инвестиционного плана (КИП) заключается не только в стабилизации социально-экономической ситуации города и выходе экономики города на траекторию устойчивого роста, а прежде всего в концентрации и модернизации производства в городе, диверсификации экономики города, развитии инфраструктуры города. Сущность инвестиционного планирования заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие инновационных проектов и продуктов, покупку и выпуск ценных бумаг, реализацию других активов.

Безусловно, роль федеральных и местных властей в создании инвестиционно-привлекательного имиджа субъектов и городских территорий Российской Федерации чрезвычайно высока. В первую очередь это связано с тем, что необходимо оптимальным образом перераспределять федеральные деньги, целевым образом стимулировать развитие регионов, умело сочетать федеральные ресурсы с местными и частными финансами, а впоследствии достичь максимальной эффективности их использования. Однако при реализации инвестиционных проектов возникают некоторые сложности, связанные с бюджетным законодательством.

Начиная с середины 2000-х годов органы государственной власти при расходовании бюджетных средств стали переносить основной акцент инвестиционной политики с федеральных и региональных целевых программ на новые инвестиционные проекты федерального масштаба. В это время получили развитие проекты общегосударственного[1] и регионального масштаба. Такие инвестиционные проекты реализуются на основе механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП), подразумевающего государственные контракты, арендные отношения, лизинг, государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции (СРП), совместные венчурные компании, концессионные соглашения и т. д. Основными институтами, осуществляющими финансирование крупных инвестиционных проектов, являются как государственные институты развития[2], так и крупные частные инвесторы, кредиторы и фонды.

До кризиса основной задачей государства была эффективная трата бюджетных денег на создание инфраструктуры. Чем выше была бюджетная эффективность строительства, тем больше было шансов у частного инвестора, что объекты инфраструктуры будут подведены именно к его предприятию. В этот период традиционная схема освоения бюджетных средств при реализации инвестиционных проектов на условиях государственного и частного софинансирования строилась на завышении стоимости этапа строительства и занижении расходов бюджета на этапе эксплуатации проекта (рис. 1).

 

Рис. 1. Сравнение подходов в реализации инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета.

 

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).