Управленцы - дилетанты, дилетанты - управленцы

И.В. Афонин

Эта статья продолжает ряд публикаций, посвящённых проведению публичных слушаний. В ней рассматривается роль власти, состоящая в налаживании диалога с населением и популярном объяснении ему социальных преимуществ новых градостроительных проектов.

«Приучайтесь жить вместе. В том и культура и история, чтобы вырабатывать привычки корректного поведения».
В.В. Розанов

В России процедура проведения публичных слушаний проектов градостроительной документации появилась относительно недавно. В большинстве случаев муниципальные власти воспринимают эти мероприятия как некое обременение, лишнюю головную боль. Во многом это объясняется объективными причинами. Действительно, как простой горожанин, не имеющий профессиональной подготовки, может адекватно оценить Генеральный план города - сложнейший стратегический документ, задающий направления развития конкретной территории на многие годы вперёд? Именно поэтому обывательские оценки проектной документации, как правило, бывают некомпетентными.

Даже при обсуждении проекта планировки микрорайона его жители высказывают настолько утопические идеи, что их не то что реализовать - на бумаге изобразить невозможно. Принцип «Требую, чтобы всё было сделано так, как мне хочется» часто лежит в основе позиции, которую большинство жителей занимает на публичных слушаниях. И это понятно: откуда бабушке-пенсионерке или молодой маме знать, что проблемы территории можно решать только в комплексе, учитывая все факторы жизнеустройства, начиная от демографического прогноза и связанного с ним выбора типа проектируемого жилья и заканчивая решением проблем эксплуатации и обслуживания (поддержания благоустройства, вывоза мусора и т. д.)? А когда речь заходит о стратегии развития территории, то обсуждение начинает напоминать разговор двух глухих: «Что, рыбу ловишь?» - «Нет, рыбу ловлю!» - «А я думал, рыбу ловишь...»

Вот поэтому представители муниципальной власти стараются всячески минимизировать общение с населением: собирают на публичные слушания только «своих людей» (представителей населения, которые чаще других общаются с властью - старших по подъездам, ветеранов и т. д.) или проводят их формально при полной неинформированности жителей по принципу «Кто не успел, тот опоздал». Сейчас такие приёмы иногда ещё позволяют добиться поставленной цели, но в перспективе их использование станет крайне неэффективным и даже опасным. С чем это связано?

Дело в том, что муниципальные территориальные образования втягиваются в конкуренцию за привлечение инвесторов, трудоспособных людских ресурсов, получение права проведения тех или иных мероприятий, создание собственных брендов и т. д. Города и другие муниципальные образования становятся участниками рынка территорий, поэтому их население начинает играть ключевую роль, не похожую на ту, что оно исполняет сейчас.

Во-первых, от принципиальной поддержки населением того или иного проекта напрямую зависит направление вектора развития территории. Конечно, бессмысленно спрашивать у жителей, как развивать территорию (об этом надо говорить с инвесторами и потенциальными потребителями товаров и услуг, предоставляемых территорией), но выяснить, согласны ли они с предложенной стратегией развития, отражённой в градостроительной документации, необходимо, ведь именно им придётся её осуществлять.

Есть примеры, когда неприятие населением того или иного проекта развития территории приводило к тому, что даже самая благоприятная рыночная конъюнктура (выгодное экономико-географическое положение, самобытная история, богатые традиции, потребности рынка) не использовалась, и территории не развивались, а деградировали. Например, города «Золотого кольца» вместо того, чтобы превратиться в успешные международные турцентры, влачат жалкое существование дотационных территорий. Это связано прежде всего с нежеланием населения заниматься сферой обслуживания. Поэтому вся индустрия гостеприимства заканчивается бабушками, торгующими льном на набережной Костромы, и подвыпившими мужиками, продающими расписные ложки в Угличе. Это происходит потому, что жителям никто не объясняет, каким образом представленная на обсуждение градостроительная документация определяет развитие их города: как и за счёт чего город должен зарабатывать деньги, и как в этом процессе должно участвовать городское население.

Во-вторых, население само может стать инвестором территории проживания. В этом случае предлагаемые властью градостроительные решения необходимо максимально подробно объяснять жителям, буквально «разжёвывать» все аспекты предлагаемых проектов. В качестве примера можно привести глобальный московский проект «Народный гараж», необходимый городу, как воздух. Постоянно увеличивающееся количество личного автотранспорта и неприспособленность придомовых территорий для его хранения привели к парковочному коллапсу. При этом минимальная рыночная цена за машино-место в «Народных гаражах» составляет 350 тыс. руб. Но население психологически не готово платить за место для парковки столько же, сколько за автомобиль бюджетного класса. Горожанин не понимает, что, приобретая автомобиль, он фактически захватывает участок городской территории, площадь которого равна площади днища его машины. Но ведь город не резиновый: он должен удовлетворять не только запросы автолюбителей, но и обеспечивать условия для игр детей, прогулок пенсионеров, проезда спецтранспорта. Возникает дилемма: или покупать гараж, или продавать автомобиль. (Кстати, власти Японии отказывают в регистрации автомобиля, если у его владельца нет справки о наличии парковочного места.)

Строительство каждого нового паркинга по программе «Народный гараж» предваряют публичные слушания. Учитывая то, что в разных округах Москвы гаражи находятся в разной пешеходной доступности от жилья, подготовка и проведение публичных слушаний становятся основными элементами маркетинг-плана по продаже машино-мест и наполнению паркинга.

В-третьих, от позиции населения на публичных слушаниях может зависеть, кто из инвесторов получит право развивать территорию. Пока это звучит, как утопия, потому что в нашей стране не так много территорий, за которые идёт борьба между инвесторами. Но развивать территорию и вкладывать в неё деньги всё равно придётся, и тогда мнение жителей войдёт в сферу интересов бизнеса. В этом случае публичные слушания формально проводить больше не удастся.

Всё сказанное можно свести к следующему: в условиях рынка процедура публичных слушаний при всех объективных трудностях, связанных с налаживанием диалога между властью и населением, является необходимым элементом маркетинга территории в рамках её развития. Она требует скрупулёзной работы по выявлению общественного мнения, основных предпочтений населения, групп влияния и т. д. В ходе подготовки к публичным слушаниям необходимо убеждать людей, разбирая и объясняя ключевые моменты проекта, создавать инициативные группы - в общем, нужно работать с населением. Такой подход к организации публичных слушаний со стороны муниципальной власти является залогом эффективного управления развитием территории.

 

Роль населения в развитии территории на современном этапе 

 

Публичные слушания по проекту планировки одного из московских кварталов:

 

 

 Скачать статью в pdf-формате