Нет повести запутанней на свете, чем повесть о...

...том, как в России пытаются экспонировать произведения современного искусства, а также о том, каких профессионалов не хватает в этой области и куда при этом смотрят местные власти.

А.А. Курбатов

«Разве „ель на косогоре" не художественное произведение?».
В.В.Розанов

В четырёх часах езды от Москвы, в национальном парке «Угра» Калужской области, в деревне Никола-Ленивец проводится фестиваль архитектурно-ландшафтных объектов «АрхСтояние», названный в честь исторического события - стояния на реке Угре войск хана Большой Орды Ахмата и Великого князя московского Ивана III, положившего конец монголо-татарскому игу. Побывать на историческом месте интересно, но фестиваль не является музейным мероприятием. В первый же год своего существования «АрхСтояние» победило в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и получило от фонда В. Потанина 24 тыс. 653 долл.

В музейной среде, если говорить о Москве и области, есть учреждения с внушительной посещаемостью в миллион посетителей - музей «Коломенское», мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе. Однако статистические данные не уточняют, сколько людей приходит специально на выставки, а сколько просто гуляет в парковых зонах, ведь процент таких посетителей достаточно высок. Отсутствие постоянных экспозиций в музеях «Царицыно» и «Архангельское» не уменьшает количества посетителей. Поэтому фонд В. Потанина решил, что парк с интересными архитектурными объектами - это своеобразный музей под открытым небом.

Таким образом, у «АрхСтояния» есть высокие шансы стать не только первым в России круглогодично действующим парком, посвящённым исключительно современному искусству, но и первым тематическим парком, так лэнд-арт - самое близкое к природе направление современного искусства, перекликающееся и с архитектурой, и с ландшафтным дизайном. Так что место для такого парка выбрано чрезвычайно удачно.

Автор идеи и вдохновитель фестивальной деятельности художник Николай Полисский и раньше проводил в Никола-Ленивце подобные перформансы: зимой - лепку снеговиков, летом - постройку зиккурата из сена. Арт-объекты живут своей жизнью: прочные служат несколько лет, эфемерные - утрачиваются. Среди деревянных объектов «АрхСтояний» выделяется «Маяк», ставший, похоже, негласным логотипом фестиваля. Со временем таких объектов прибавится, и они создадут более или менее постоянную экспозицию парка.

Казалось бы, кто захочет четыре часа трястись по разбитым калужским дорогам? Но, на удивление, желающих даже в год открытия фестиваля оказалось довольно много. Да и на следующих фестивалях подготовленная парковка-поле пустой не стояла. Кафе, туалеты, сцена для музыкантов - все сооружения выполняются в фирменном экологическом стиле: никаких голубых пластиковых кабинок, нейлоновых палаток и металлических конструкций - только дерево, кривизна веток и сучков считается только плюсом. Гостям предлагают отдыхать не на парковых скамейках, а на качелях. Они расположены не только на детской площадке, их много - достаточно, чтобы хватило и детям, и взрослым. На фестиваль приезжает довольно много родителей с детьми, бабушек и дедушек с внуками, мам с колясками - совсем как на прогулку в городской парк.

Получается, что мероприятие развивается и процветает: в прошлом году его посетило уже 10 тыс. человек. Но есть одно «но» - фестиваль называется «АрхСтояние». Это подразумевает участие в нём людей, так или иначе связанных с архитектурой. Изучив контингент посетителей, можно узнать, что 90% - это люди, приехавшие на фестиваль «просто так», и лишь 10% - люди искусства.

Правда, последнее «АрхСтояние» было, в основном, художественным, его курировал Олег Кулик. Обсуждать художественные проекты не имеет смысла, но художники всё-таки мыслят не так, как архитекторы. Их больше интересует не пространство, а концепция, но природа всё поглощает, в ней всё кажется миниатюрным, и если не думать о форме, получается нечто странное, маленькое, трудноопределимое».

Фестиваль «АрхСтояние» можно охарактеризовать двумя словами - «современное искусство». Это мероприятие, собирающее людей свободного склада ума. Оно демонстрирует смелые и глобальные идеи, удивляет формой и содержанием, но в тоже время не имеет целевой аудитории.

Несмотря на то, что фестиваль проходит всего пять лет, на него съезжается до 10 тыс. человек. Это, конечно, серьёзный показатель общественного интереса, но будет ли он развиваться? Конечно, можно говорить: «Мы такие, какие есть, и делайте с нами, что хотите!» Но, принимая такую позицию, организаторы выставляют над собой некий потолок развития. Например, нужно заботиться о более активном привлечении к его проведению администрации области. Почти в каждом репортаже (и даже на официальном сайте «АрхСтояния») упоминается, какая ужасная, почти непроходимая дорога ведёт к Никола-Ленивцу. Но ведь засыпать ямы гравием стоит не так дорого, требуется лишь согласовать решение этого вопроса с местной властью!

Получается, что некоторые (возможно, очень важные) посетители на «АрхСтояние» просто не доезжают, потому что берегут свои автомобили. Обидно, что по такой нелепой причине интересные и неординарные работы художников остаются без внимания, а фестиваль - без посетителей и их денег. Местные жители пока тоже не задействованы в этом мероприятии, а ведь они могли бы зарабатывать, обслуживая его посетителей.

Художественная коммерция

Из беседы с Иваном Полисским: «В Никола-Ленивце никто деньги не зарабатывает. Всё, что там организуется, можно проводить только при спонсорской поддержке. Правда, приезжают люди, которые хотят торговать вареньем, соленьями или сувенирами. Но мы с отцом считаем (и это наше экспертное мнение), что сопутствующая торговля - непринципиальное дополнение фестиваля, она не даст большого приработка, а нас могут обвинить в пошлости. Мы всё же создаём произведения современного искусства, а не товары для торговли. Вот если придумать какие-то сувениры, отражающие идеи высокого искусства... Но мы с отцом смотрим на это издалека: мы не «против», но и не «за». Такая суета отнимает слишком много времени и отвлекает от творчества».

Слова И. Полисского ещё раз подтверждают, что любым делом - будь то создание художественной инсталляции или проведение фестиваля под открытым небом - должны заниматься профессионалы. Конечно, одному человеку трудно быть одинаково компетентным и в искусстве, и в маркетинге общественного мероприятия. Значит, нужно привлекать к его организации компетентных специалистов. Они есть, просто почему-то никто не предложил им заняться созданием первого в России парка-музея современного искусства.

Из беседы с Иваном Полисским: «Отец не задумывался над необходимостью «оживления» территории, на которой проходит фестиваль. Скорее, он заботился о воплощении своих творческих замыслов. Его удивило, когда в Никола-Ленивец в таком количестве стали приезжать посетители и пресса».

В этом контексте уместно сравнить «АрхCтояние» с похожим фестивалем Burning man, который в течение 20 лет проходит на другом конце света, в США, штате Невада. У этих мероприятий много общего: оба начинались как провинциальные перформансы друзей-художников, места их проведения так же труднодоступны, на территориях обоих нет ни водопроводов, ни электричества. И тот, и другой появились в результате эксперимента создания сообщества радикального самовыражения, не преследовавшего коммерческие цели.

Однако цена билетов на Burning man начинается от 200 долл. США. Вот здесь и кроется кардинальное различие: мало того что американский фестиваль сам себя окупает и обеспечивает, благодаря ему развиваются два соседних городка - Герлах и Эмпайр. Это именно то, к чему нужно стремиться «АрхСтоянию».

Ещё одно отличие фестивалей заключается в размытости эстетической цели «АрхСтояния». Об этом свидетельствует его тематика: «Вне земли», «Пространственная литургия», «Девять ключей лабиринта». Но красивые слова не вносят ясность в тематику. Читая их, трудно даже примерно представить, что можно увидеть, приехав в Никола-Ленивец. Поэтому вполне закономерно, что в 2010 г. крупнейший фестиваль лэнд-арта превратился в крупнейший мастер-класс по холотропному дыханию и добровольно-принудительную медитацию под аккомпанемент этнической музыки. С точки зрения бизнес-процесса решение доверить кураторство прошлогоднего «АрхСтояния» известному в московских арт-кругах мистику и теософу Олегу Кулику было неудачным. Вряд ли кто-нибудь может объяснить, как его мистические действа были связаны с архитектурой и созиданием.

Пока что всё, что происходит в Никола-Ленивце, - чистой воды веселье узкого круга друзей. Однако при грамотном подходе фестиваль может стать мощным двигателем современного российского и даже мирового искусства. Такую возможность упускать нельзя, однако использовать её или нет - всё-таки личное дело художников. Но инструменты, необходимые для развития «АрхСтояния», можно применять и для развития прилегающих территорий.

Механизм очевиден: если туда уже приезжают люди, то не с пустыми кошельками. Проблема в том, что они увозят деньги обратно - их просто некуда потратить. Если организаторы видят цель фестиваля не в обогащении, это прекрасно, но совсем не значит, что финансовый поток должен утекать в никуда. Нужно всего лишь направить его русло в сторону улучшения качества жизни местного населения. К тому же первый шаг в этом направлении сделал сам Николай Полисский, когда сколотил из местных мужиков дееспособную арт-группу, которую несколько раз приглашали на крупные выставки и биеннале. Без сомнения, это достойное дело, которое ни в коем случае нельзя прекращать.

Современное искусство очень концептуально, но чтобы в глазах широкой общественности оно не осталось лишь на стадии концепта, фестивалю необходим грамотный менеджмент. «АрхСтояние» - это стартовая площадка для экспозиции, на которой ленд-арт имеет равные права со скульптурой, архитектурой и свето-звуковой инсталляцией. Такие объекты, безусловно, нужны и Калужской, и Московской областям, причём как людям искусства, так и его ценителям. Несмотря на некоторые просчёты организации, «АрхСтояние» всего за пять лет сумело стать известным брендом. Используя его возможности, можно сделать многое, но начинать необходимо прямо сейчас. Нельзя пускать на самотёк развитие территории, которая может приносить стабильный доход.

Из беседы с Иваном Полисским: «Отец приехал в Никола-Ленивец в конце 80-х. Сначала он просто искал дом, чтобы заниматься живописью. До 2000 г. он много писал, выставлялся, делал инсталляции. Он входил в творческую группу питерских «Митьков», но потом отошёл от них, потому что понял, что нужно делать что-то более современное.

Когда отец ехал в Нижний Новгород на творческий слёт арт-мира, он увидел заснеженные поля и вдруг понял, столько вокруг бесплатного материала, который никто не использует. Вернувшись, он организовал производство снеговиков по 10 рублей за штуку. Идея, которую он подарил местным жителям, очень гармонично легла на их культурные традиции. Дело в том, что жители Никола-Ленивца уже давно делают снеговиков, и у них получается настолько красиво и естественно, что дипломированные скульпторы им в подмётки не годятся».

 


 

О названии места

На берегах Угры произошло не одно знаменитое сражение. Летописи не сохранили название древнего поселения, которое сейчас называется Никола-Ленивец. Легенда гласит, что в начале Средних веков в канун Дня святого угодника Николая на него напали враги, переправившиеся с другого берега Угры. Сейчас никто не может сказать, были это татаро-монгольские воины, литовские рыцари или кто-то иной, но внезапное вторжение рассеяло защитников посёлка. Они предпочли отступить, чтобы уберечь свои дома от пожаров. Враги, обрадовавшись лёгкой победе, стали пировать и потеряли бдительность - «обленились». Тогда жители посёлка окружили неприятеля и на рассвете следующего дня разгромили его. С тех пор посёлок называется Никола-Ленивец - в честь Николая Чудотворца и в память о быстром поражении сначала защитников посёлка, а затем и неприятельских воинов.

 

 

Ландшафтный проект Николая Полисского «Маяк на Угре» (2004 г.).

 

 

Карта фестиваля «АрхCтояние-2010».

 

Проект Дениса Крючкова «Алатырь».
Безусловно, самый концептуальный путеводитель по «АрхСтоянию-2010».

 

 

Свето-водяная инсталляция «Водяной» - архтворение архитектурного бюро «Проект Меганом».

 

 

Попытка украсить красивую природу за счёт создания гармоничного сочетания природного и искусственного.
Ландшафтный проект Николая Полисского (в соавторстве с Константином Батынковым) «Сенная башня» (2000 г.).

 

 

Навигационные знаки в мире «АрхСтояния-2010».

 

 

Ландшафтный проект Николая Полисского «Снеговики» (2000 г.)

 

 Скачать статью в pdf-формате