Проблемы муниципалитетов пока не решаются, а нарастают

С 17 по 19 ноября 2010 года в Москве при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления прошёл III Национальный инвестиционный форум «Муниципальная Россия».

Главные цели форума состояли в привлечении внимания власти и общества к проблемам местного самоуправления в России; содействии заинтересованности законодательных и исполнительных органов власти всех уровней в формировании благоприятного инвестиционного климата муниципальных образований; привлечении внебюджетного финансирования в социально-экономическую инфраструктуру муниципальных образований; обсуждении вопросов, касающихся реализации программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также реформирования законодательства в сфере местного самоуправления.

Председатель Госдумы РФ Б.В. Грызлов направил участникам форума приветствие, в котором подчеркнул значимость этого мероприятия для решения проблем местного самоуправления. В торжественном открытии III Национального инвестиционного форума «Муниципальная Россия» приняли участие председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы РФ, председатель Всероссийского совета местного самоуправления В.С. Тимченко; депутат Госдумы РФ В.В. Якимов, директор департамента развития регионов и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Е.А. Кодина, президент Ассоциации сельских поселений России А.Н. Митин, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Е.Л. Николаева.

О формировании экономически привлекательной среды муниципалитетов

Директор департамента развития регионов и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Е.А. Кодина констатировала, что реформа, предусмотренная Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», состоялась и на повестку дня выходят вопросы создания инвестиционно-привлекательного имиджа муниципальных образований и развития их экономической самостоятельности. Она подчеркнула, что Минрегионразвития РФ прилагает значительные усилия по привлечению различного рода инвестиционных ресурсов для конкретных муниципальных образований.

В 2010 г. большое внимание было уделено анализу экономики российских моногородов. Достигнуты определённые результаты в привлечении инвестиций в развитие муниципалитетов моногородов, диверсификации их экономики, решении вопросов социального развития конкретных территорий. Минрегионразвития РФ рассматривает возможность применения принципов и инструментов, предназначенных для решения проблем моногородов, ко всем муниципальным образованиям РФ.

По словам Е.А. Кодиной, Минрегионразвития РФ разрабатывает ещё один инструмент создания инвестиционно-привлекательного имиджа муниципальных образований и развития их экономической самостоятельности - государственно-частное партнёрство. Однако понятие «государственный» неприменимо к муниципалитетам, поэтому формулировка была изменена на «публично-частное партнёрство». В 2011 г. Минрегионразвития РФ предложит муниципалитетам различные методики осуществления публично-частного партнёрства.

Е.А. Кодина отметила, что форум «Муниципальная Россия» становится всё более актуальным, так как он призван собрать информацию и проанализировать ситуацию в муниципальных образованиях, предложить новые инструменты для привлечения инвестиций на территории и обеспечить обмен опытом формирования экономически привлекательной среды. «Мы рассчитываем увидеть на этом форуме реально действующие проекты и надеемся, что муниципалитеты получат информацию, необходимую для создания инвестиционно-привлекательного имиджа», - заключила Е.А. Кодина.

Дискуссии и мнения

В рамках форума прошли круглые столы, на которых состоялось обсуждение актуальных муниципальных проблем: стратегий развития территорий, энергоэффективных технологий, государственно-частного партнёрства как основы развития жилищного строительства, социальных инвестиций и развития сельских территорий. Открывая круглый стол, посвящённый теме муниципальных финансов, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Института экономики города Д.В. Жигалов отметил: «Реформирование сферы государственных и муниципальных финансов в течение последних 20 лет не прекращалось ни на один день. Сегодня мы подошли к очередному этапу развития государственных и муниципальных финансов, подразумевающему необходимость внедрения преобразований, только что принятых на федеральном уровне. Речь идёт о двух основных тенденциях - принятой в июне 2010 г. Программе повышения эффективности бюджетных расходов, определяющей основные направления реформирования в этой сфере, а также о принятом в мае 2010 г. Законе № 83-ФЗ «О новом статусе бюджетных учреждений». Реализация этих направлений определяет вызовы, стоящие перед органами власти всех уровней».

Участники круглого стола были убеждены в том, что сложность проблем, стоящих перед муниципалитетами, будет постоянно расти. Эксперт аппарата Госдумы РФ С.М. Никифоров выразил мнение, что планируемые изменения налогового законодательства могут весьма неблагоприятно отразиться на и без того тяжёлом финансовом положении муниципалитетов. Он отметил, что «из-за увеличения страховых взносов с 26 до 34 % произойдет снижение налоговой базы по налогу на прибыль. Хотя Правительство РФ считает, что благодаря росту ВВП снижения поступлений от этого налога не произойдёт, многие с этим не согласны. Сокращение поступлений может неблагоприятно отразиться на региональных и местных бюджетах. Вторая сложная проблема состоит в том, что в Налоговый кодекс РФ внесены изменения об отмене авансовых платежей по земельному налогу и НДФЛ: установлен порядок, когда платежи за предыдущий период не могут быть взысканы ранее 1 ноября следующего года. Это означает, что в 2011 г. муниципальные образования практически не будут получать поступлений от этих налогов, что может привести к кассовым разрывам бюджетов, покрывать которые предлагается за счёт бюджетных кредитов. Правительство и федеральный бюджет не предусматривают никаких мер для смягчения этой ситуации».

Глава администрации Вешкаймского района Ульяновской области Ю.Н. Степанов подчеркнул, что «замалчивание проблем российского села, отсутствие реальной финансовой помощи существующим и развивающимся производствам в ближайшие пять лет могут привести к необратимым последствиям в сельской местности. Действующие федеральные программы носят комплексный характер, но суть их неглубока, они не отвечают потребностям отдельных муниципальных образований, в которые не хочет идти ни один частный инвестор». По его словам, «руководители муниципалитетов не могут скрыть оправданное негодование по поводу состояния муниципальных финансов и перечня полномочий», которые приходится исполнять за счёт мизерных бюджетных средств.

Ю.Н. Степанов отметил, что от кризиса, снизившего налоговые поступления, прежде всего пострадали региональные и местные бюджеты. Поэтому нужно «ввести механизм адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам». По его мнению, за решение задач комплексного экономического и социального развития муниципальных образований должна отвечать ещё и федеральная власть.

Ю.Н. Степанов высказал мнение, что муниципалитеты не смогут выполнить многие из своих обязательств, определённых законом № 131-ФЗ. Для обеспечения муниципалитетов достаточными собственными ресурсами и увеличения их доходной базы необходимы такие меры, как начисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщиков; введение налога на недвижимость и зачисление доходов от него в муниципальные бюджеты; направление дополнительных доходов на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников. Ю.Н. Степанов обратился к Правительству РФ с призывом решить важнейшие проблемы муниципалитетов: обеспечить государственное финансирование оформления и регистрации собственности муниципального имущества для последующей реализации или передачи в аренду; разработать федеральную программу поддержки создания муниципальных унитарных предприятий; предусмотреть финансирование из федерального бюджета обязательств муниципалитетов по лицензированию водоснабжения. «Если эти просьбы будут услышаны, нам станет гораздо легче работать и решать проблемы на муниципальном уровне», отметил Ю.Н. Степанов.