Музейный туризм как фактор развития территорий

E.М. Палевская,
художник, народный мастер РФ, кандидат искусствоведения

Если добавить к термину «туризм» определение «музейный», получится название нового инструмента социального управления. Музейный туризм способен вдохнуть силы в экономическое развитие регионов, а расширение миссии музеев позволяет им участвовать в решении культурных, воспитательных, образовательных проблем современного общества.

«Вся провинция, все просторы Российского Союза вдобавок к сильному (и все растущему весу)
самоуправлению должны получить полную свободу хозяйственного и культурного дыхания».
А.И. Солженицын

Музей, как и многие другие традиционные институты, в современном мире ищет адекватные пути взаимодействия со своей аудиторией. Мнение, что музей - это незыблемая структура, основная миссия которой - сбор, описание, хранение и демонстрация объектов, показывает отсутствие информированности (незнание его истинного предназначения). Увы, оно небезобидно, но вредоносно и для Общества, и для Музея, ибо они неотделимы друг от друга. Музеи, которые соединяют в себе традиционность и современность, нужны школам, вузам, бизнесменам, власти, отдельным гражданам - в конечном итоге тому самому обществу. Они могут показать, доказать, разъяснить объективные процессы в истории и современности, не мешая, а способствуя и самостоятельному мышлению, и творческой созидательной деятельности. Поэтому близость общества и музея, в числе иных факторов, определяет духовное благополучие нации.

Неоспоримым фактом является то, что изменения в политической, экономической и социальной структуре общества в нашей стране, произошедшие за последние два десятка лет, детерминировали развитие музейного дела. Новые исторические условия, в которых теперь работают музеи, потребовали от последних определения, а иногда и переосмысления своей деятельности, формирования новой миссии и поиска своего места в новой реальности. Следует констатировать, что многие музеи нашли свою нишу в отраслевой системе, отвечающей как возможностям музея, так и требованиям индустрии культурных услуг. Сфера внутреннего туризма, динамично развивающаяся в России в последние годы, органично включила в себя музеи (здесь подразумеваются также парки, выставочные комплексы, усадьбы и иные формы образований, несущих музейную функцию) как один из основных элементов показа или пребывания.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »