Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Международный инвестиционный форум «Сочи-2010»

Конференция «Регионы в конкуренции за инвесторов»

Как улучшить инвестиционный климат регионов? Какова роль федеральных и местных властей в создании инвестиционно-привлекательного имиджа субъектов Российской Федерации? Использование каких инструментов может значительно повысить привлекательность российских территорий?

Эти и другие вопросы обсуждались на конференции «Регионы в конкуренции за инвесторов», прошедшей 18 сентября в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» при партнёрской поддержке Красноярского экономического форума. Предлагаем вниманию читателей конспективное изложение выступлений её участников.

 

Модераторы конференции:

Булат Столяров, генеральный директор IRP Group.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики.

Участники дискуссии:

Эдхам Акбулатов, первый заместитель Губернатора Красноярского края, председатель Правительства Красноярского края.
Виктор Басаргин, министр регионального развития Российской Федерации.
Александр Галушка, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Альберт Еганян, управляющий партнёр юридической фирмы «Вегас-Лекс».
Леонид Казинец, председатель совета директоров инвестиционно-строительной корпорации «Баркли».
Сергей Морозов, губернатор, председатель правительства Ульяновской области.
Анатолий Тихонов, первый заместитель председателя Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Михаэль Хармс, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Андрей Шаронов, управляющий директор и председатель совета директоров инвестиционной компании «Тройка-Диалог».
Максим Шерейкин, заместитель губернатора Калужской области.

 

Модератор: Стратегия развития регионов должна базироваться на развитии инвестиционных площадок. Практика показывает, что взаимодействие федеральных, региональных, а также муниципальных властей определяет успех реализации инвестиционной политики региона. Эта проблема очень сложная, в ней множество подводных камней. Мы пригласили для её обсуждения профессионалов, имеющих богатый опыт работы в сфере инвестиционного развития территорий. Слово для доклада предоставляется министру регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргину.

Виктор Басаргин: Без организующей роли государства регионам сложно реализовать свой инвестиционный потенциал и становиться «моторами экономического развития». В этой сфере давно назрела потребность в новых идеях, радикально меняющих традиционные подходы.

Государство будет оказывать содействие регионам. Но кому из них нужно помогать? Возможно, настало время отказаться от курса на выравнивание уровней развития регионов и модели, основанной на поддержке лишь «регионов-локомотивов». Мы предлагаем использовать инструменты, сочетающие элементы поддержки депрессивных и отсталых территорий на новых принципах, и поддержку развития регионов-лидеров. При этом концепция помощи переориентируется на стимулирование точек роста на всех территориях, поощрение реального роста экономики и социальной сферы.

Как выделять такие территории? Существующие методы типологизации и оценок развития не вполне отвечают требованиям современного момента. Мы планируем перейти на методику определения поощряемых субъектов, учитывающую одновременно и динамику, и достигнутый уровень эффективности деятельности органов власти субъектов Федерации. Такой подход станет ещё одним инструментом стимулирования регионального развития.

Как помогать регионам? Главными механизмами для стимулирования инвестиций всегда были концентрация и перераспределение ресурсов, в том числе и бюджетных. Совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования. Не безвозмездные трансферты, а меры федеральной поддержки, максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов. Представляется целесообразным создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные ресурсы и предоставляемые бизнесу на определённых условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада.

Разумеется, финансовая помощь важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Наша цель - создать в регионах инвестиционные возможности, привлекающие инвесторов, такие, например, как в Калужской области и Татарстане, где созданы условия для бизнеса и необходимая инфраструктура. На этом пути следует сделать два важных шага: отработать новации посредством пилотных проектов, а также совершенствовать и расширять использование механизмов государственно-частного партнёрства.

Очень важно выявлять и активировать потенциальные «точки роста» региональной экономики - крупные инвестиционные проекты. Министерство уже приступило к выполнению функций координатора инвестпроектов социально-экономического развития федеральных округов. В настоящее время дорабатывается Концепция комплексных проектов развития территорий федеральных округов. Идея состоит в получении синергетического эффекта в результате одновременного развития территории, развития бизнеса и инфраструктуры, объединения государственных и частных средств для достижения единой стратегической цели.

Есть много инструментов государственной поддержки инвестпроектов. Для каждого существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Концепция обеспечит координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацией будет заниматься Минрегионразвития РФ.

Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста - потенциальных точек роста региональной экономики. Одним из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности станет создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. При реализации крупных региональных проектов очень важно использовать их в качестве «якорных», заранее прорабатывая дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в них все потенциальные сопутствующие бизнес-направления.

Проводя региональную политику, Минрегионразвития РФ будет использовать принципы, заимствованные у европейских партнёров: ориентацию на долгосрочное, крупномасштабное и сбалансированное пространственное развитие, тесную кооперацию между пространственным планированием и отраслевыми программами развития, использование принципов сплочённости территорий, учёта экологического фактора.

Мы хотим выйти на стройную систему согласованных и взаимоувязанных друг с другом документов стратегического планирования. Минрегионразвития РФ уже проводит работу по подготовке стратегий социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов, в которых уделено большое внимание реализации межрегиональных проектов, базирующихся на так называемом поле общих интересов регионов. В рамках этих документов стратегии развития субъектов Федерации должны согласовываться и между собой, и со стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы страны. Составляющей стратегического планирования станет учёт обязательного использования механизма государственно-частного партнёрства. На этой стадии должны достигаться и фиксироваться взаимные обязательства сторон.

Необходимо взаимоувязывать стратегическое и территориальное планирование. Стратегии развития регионов должны стать основой для разработки схем терпланирования субъектов Федерации. Этот принцип заложен в проект Закона «О государственном стратегическом планировании». Такие меры обеспечат предсказуемость развития территорий для инвесторов и позволят перейти к долгосрочному планированию финансовых вложений.

Хотелось бы услышать мнения участников форума о том, чего не хватает для незамедлительной модернизации и технологического обновления всей производственной сферы. На мой взгляд, не хватает «перезагрузки» в отношениях всех участников инвестиционного процесса, в первую очередь между региональными властями и инвесторами. Сегодня инвестиционная активность регионов во многом определяется их самостоятельной инициативой в борьбе за своего инвестора.

В то же время неполностью раскрыт имеющийся потенциал территорий. Необходимо вместе подумать, как заставить руководство регионов активнее включаться в работу по привлечению инвесторов, активнее развивать международное экономическое сотрудничество, как сместить его аспекты в сторону передачи новых технологий.

Не менее важным направлением наших перспективных действий должно стать снижение административных барьеров на пути организации нового бизнеса. Я призываю руководство регионов идти навстречу инвестору, быть в своей работе более гибкими.

Решение этих задач возможно только в рамках совместных усилий государства и бизнеса.

Модератор: слово предоставляется вице-президенту Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» А.С. Галушке.

Александр Галушка: В рамках Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» создана Программа модернизации и инновации производства, в её основе лежит анализ успешных бизнес-практик, ведущихся на территории России. Но эта программа может быть реализована регионами только при наличии благоприятного инвестиционного климата. Чтобы бизнес приносил прибыль, российским регионам нужно разработать такие же благоприятные программы, как та, что имеется в Калужской области - несырьевом регионе, который в этом году обогнал Сахалин по показателю привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения.

  • Наш анализ показал, что существует 8 ключевых факторов успеха (КФУ):
  • благоприятная административная среда,
  • доступное финансирование,
  • доступная инфраструктура,
  • обеспеченность кадрами,
  • обеспеченность поставщиками,
  • нормальные привлекательные тарифы,
  • налоговое стимулирование инвестиций,
  • стимулирование спроса.

Аналитики «Деловой России» сформулировали 56 мер повышения инвестиционной активности. Модельная программа улучшения инвестиционного климата находится в открытом доступе на сайте «Деловой России».

Практика успешных регионов показывает, что губернатор играет главную роль в успехе проектов экономического развития, при этом важны четыре следующих компонента:

  • понятная стратегия, у которой есть успешная история реализации;
  • сплочённая команда;
  • гарантии продолжительной неизменной стратегии бизнеса;
  • личное участие губернатора в инвестиционным процессе (вплоть до того, что у инвесторов должен быть номер мобильного телефона главы региона, чтобы иметь возможность решать с ним неотложные вопросы).

Важными мерами для создания промышленной площадки являются межевание инвестиционного земельного участка, хорошие дороги, коммуникации, бесплатное к ним подключение, ведь на создание инфраструктуры нужно изыскивать дополнительные инвестиции. Наличие этих условий в разы увеличивает эффективность включения инвестиций в бизнес-процессы, развивающиеся на инвестиционной площадке.

Следующая важная мера - создание негосударственного регионального агентства по привлечению инвесторов и обслуживанию инвестиций, работающего по принципу «Одно окно». Это региональное акционерное общество, учреждённое субъектом Федерации, которому инвесторы доверяют все согласования. Поскольку его через наблюдательный совет патронирует губернатор, оно внушает доверие и сочетает в себе компетентность и административный ресурс. Если инвестор выдаёт сотруднику агентства доверенность на проведение согласований, то их сроки кардинально уменьшаются. Практической пользой таких агентств является создание проектной команды с едиными целями, идеями и методами.

Ещё одна важная мера - финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций. Если проанализировать практику успешно развивающихся регионов, можно увидеть, что в части мер по финансовому стимулированию преобладают бюджетные инвестиции с расширением базы налогообложения. Инструменты финансового стимулирования разные: субсидирование процентной ставки, государственные гарантии, льготы по налогу на имущество, арендные ставки и т. д., но в целом важна идеология финансового стимулирования.

Перспективным является создание индустриальных парков, но только в том случае, если их создают частные девелоперы, знающие логику развития бизнеса.

Не менее важна обеспеченность кадрами и поставщиками в том смысле, что регион не навязывает своих поставщиков, но создаёт центры компетенции, которые при необходимости могут их предоставить.

Стимулирование спроса по этим четырём основным направлениям уже идёт во многих регионах. В целом важно понимание инвестиционного климата как комплекса перечисленных выше факторов, потому что они работают только в синергии. Этот подход формирует новую культуру работы с инвесторами - их надо не доить, а любить, им надо создавать инвестиционно-привлекательные условия, и им всё-таки нужно знать номер мобильного телефона губернатора, чтобы бороться с коррупцией, рейдерством и прочими негативными явлениями.

Виктор Басаргин: Необходимо стимулировать не только региональные органы власти, но и муниципальные, именно на их уровне много страхов и сомнений. Мы поддерживаем Программу «Деловой России», сегодня это некая модель системной работы в регионе.

Модератор: Слово предоставляется Л.А. Казинцу, председателю совета директоров инвестиционно-строительной корпорации «Баркли».

Леонид Казинец: Нашей корпорации удаётся благополучно осуществлять все европейские проекты, а российские - нет, хотя многие губернаторы - мои друзья, у меня есть их мобильные телефоны и даже телефоны более высоких чиновников. Но в России это не помогает.

Я считаю, что технологии не могут заменить мозги. Человек с улицы не в состоянии управлять самолётом или делать операции на сердце, даже если у него перед глазами отличная инструкция. Для этого необходим опыт и отточенные профессиональные навыки. Технологии и процедуры управления тоже требуют серьёзного и глубокого изучения, их нужно знать и профессионально применять.

Могу привести пример. Я вложил в один крупный российский проект миллион долларов. На предварительной стадии были заключены предварительные договоры со многими заказчиками и пользователями - казино, банками и т. д., но получилось, как в анекдоте, когда клиент приходит в ресторан и просит картошки с мясом, а ему говорят: «Картошка в огороде, свинья в сарае, но учти: она кусается». Когда мы приступили к реализации проекта, пришли люди и сказали: «Давайте все распродадим по кускам, получим деньги, а потом работайте с покупателями, как с инвесторами, и осуществляйте программу». Естественно, проект провалился!

Итак, первое: сколько бы мы ни говорили, что есть прекрасные программы, пока нет понимания, как их реализовать на уровне макроэкономических процессов, толку не будет. Их надо изучать или нанимать людей, которые в них разбираются. Второе: то, что написано, не всегда выполняется. Надо идти в регион и понимать местные реалии, иначе ничего не получится. Что делать бедному инвестору в этой ситуации? Искать достойный регион, достойных партнёров, которые остаются достойными даже при дележе прибыли, а не начинают аккуратно вытеснять тебя из региона. Поэтому надо и для частного бизнеса, и для регионов создавать взвешенные продуманные стратегии и строго им следовать, а не работать по принципу «нравится не нравится». Например, я, президент корпорации, в этом году не могу принять супервыгодные предложения друзей-губернаторов, так как у «Баркли» есть стратегия посткризисного развития и в соответствии с ней мы сейчас никуда не инвестируем. Приходится отвечать, что мы, может быть, рассмотрим перспективные предложения в следующем году.

Еще раз повторяю: надо иметь технологии управления, долгосрочные стратегии, людей, которые в них разбираются и которым можно доверять. Иначе будет хаос в инвестиционных делах России в целом и в регионах, в частности.

Модератор: Готовясь к конференции, мы провели профессиональный опрос «Как вы оцениваете качество инвестиционного регионального климата?» и попросили респондентов использовать ответы «хорошо», «в целом нормально», «в целом неважно», «безобразно». Нетрудно догадаться, что больше всего оказалось ответов «в целом неважно, нужны значительные изменения!»

Итак, бизнес высказал свое мнение, теперь слово предоставляется заместителю губернатора Калужской области М.Л. Шерейкину. Этот регион успешно осуществляет инвестиционную политику, в нём создана инвестиционная корпорация, инфраструктура, индустриальный парк, в который пришли иностранные инвесторы. Нам надо обсудить право на риск, ведь регион был дотационным, поэтому вложить все деньги в индустриальный парк - это рискованное решение. Расскажите, как вы на это решились.

Максим Шерейкин: Мы использовали все 8 КФУ, о которых говорил Александр Галушка, но решающим оказался субъективный фактор: пять лет назад социологический опрос показал, что люди, живущие в Калужской области, не хотят срываться с обжитых мест в поисках высоких заработков. Мы поняли, что главный капитал нашего несырьевого региона - рабочая сила, и сделали пять конкретных шагов по книге П. Фишера «Пять шагов привлечения иностранных инвестиций».

Несмотря на то что нашим венчурным инвестором является «Фольксваген», Калужская область не стала автомобилестроительным регионом. Мы производим бытовую технику, телевизоры, компьютеры, фармацевтическую продукцию. «Фольксваген» - это всего 40 % гарантий по кредиту. Внешэкономбанк дал нам 5 млрд руб., теперь у нас большой государственный долг.

У нас есть одна большая проблема - нужно просчитывать наши интересы с точки зрения налогообложения, т. е. основная масса налогов должна идти не в федеральный бюджет, а в муниципальный. Сейчас с рубля налогов 85 копеек идут федералам, 14 - в регион, и только 1 копейка - в муниципалитет. Надо перевернуть эту пирамиду, тогда появится хороший конкурентный инвестиционный климат и за инвестора будут бороться многие регионы.

Модератор: Плохо, что показатель «привлеченные инвестиции» не является оценочным в деятельности губернатора. А кто всё-таки является двигателем программы - «Фольксваген» или губернатор?

Максим Шерейкин: Инвестор просил площадку площадью 800 га с соответствующей инфраструктурой, но на его требования не пошли ни Московская, ни Ярославская области. А мы предоставили инвестору то, что он хотел, потому что у нас была стратегия, но не было инвестора-якоря, под который можно было бы взять кредит. Но когда пришёл «Фольксваген» со своими условиями, мы рискнули, и риск оказался оправданным.

Модератор: Прошу первого заместителя председателя «Внешэкономбанка» А.В. Тихонова рассказать о роли банков в ходе улучшении инвестиционного климата регионов.

Анатолий Тихонов: Сейчас мы финансируем примерно 20 инвестиционных проектов в Калужской области, Красноярском крае, некоторые проекты на Кавказе. На самом деле многое зависит от регионов. Работая по проектам «Вода Ростова», «Пулково», мы поняли, что регион сам должен грамотно и технологично готовить инвестиционные площадки под кредитование. По постановлению правительства «Внешэкономбанк» должен оказывать определённые услуги по созданию инвестиционных площадок, но нам необходимо, чтобы в регионах были компетентные специалисты. Чтобы их готовить, мы совместно с экономическими вузами создали специальные программы по обучению инвестиционных партнёров.

Модератор: Прошу губернатора Ульяновской области С.И. Морозова рассказать об уникальном проекте маркетинговой стратегии и создании бренда региона для продажи его отечественным и иностранным инвесторам.

Сергей Морозов: Каждый регион должен иметь своё лицо. В советское время у Ульяновской области был бренд «Родина Ленина». Мы попробовали использовать его для привлечения зарубежных инвестиций: приехали в Канны на МИПИМ-2005, поставили баннер «Ленин в кепке», но все инвесторы разбежались - испугались, что русские опять всё национализируют.

Поэтому мы разработали маркетинговую стратегию под бренд «Авиационная столица», выиграли у многих регионов право быть центром особой федеральной экономической авиационно-промышленной зоны, начали создавать региональные промышленные зоны. Недавно подписали контракты с двумя известными фирмами на строительство завода по производству небольших самолётов, на другом заводе будут производиться системы безопасности.

Если регион хочет развиваться, он должен трезво взглянуть на ситуацию и понять, как можно это сделать с позиций маркетинговых стратегий и брендирования. 56 мер «Деловой России» полностью одобряю. Используя их методики, мы за 4 года вышли из депрессии и стали вполне инвестиционно-привлекательным регионом. Нужно иметь желание работать, любовь к инвесторам, стратегию, корпорацию по её реализации; региональное законодательство, предоставляющее льготы и привилегии инвесторам; компетентные обученные кадры, развитую инфраструктуру и комфортную для жизни среду. Последнее очень важно, ведь налоговые преференции у нас почти одинаковые, поэтому людей интересует транспортная комфортность, обеспеченность жильём, возможность общения на родном языке. Чтобы соответствовать этим запросам, мы реализуем проект «Ульяновск - культурная столица 2020».

Министр регионального развития задал вопрос «Кому оказывать федеральную помощь?» Я считаю, что любой инвестор, который приходит на территорию, должен получать и региональную, и федеральную поддержку. Нужно полностью компенсировать затраты на обучение и переквалификацию безработных. Надо перенимать положительный опыт Евросоюза.

И последнее, нужно, чтобы проблемы региональной экономики решало не несколько министерств, а одно.

Модератор: Слово предоставляется первому заместителю губернатора Красноярского края, председателю правительства Красноярского края Э. Акбулатову.

Эдхам Акбулатов: Регионы должны конкурировать за инвесторов. В нашем крае разработана программа социально-экономического развития, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, подготовили все документы территориального планирования - СТП, генпланы и т. д. В этом году в создание инфраструктуры вложено 18 млрд руб. У нас введена персональная ответственность чиновников за реализацию конкретных проектов, есть команда профессиональных менеджеров.

Мы готовим профессиональных управленцев - они получают специальное образование в Сибирском федеральном университете. Регион финансирует его лабораторные корпуса, библиотеки, общежития. Мы стимулируем приток квалифицированных кадров.

Чтобы обострить дискуссию, скажу, что в чистом виде конкуренция за инвесторов нецелесообразна, эта проблема требует осмысления на государственном уровне.

Инвестиционная стратегия нашего края предполагает развитие трёх поясов: сырьевого (но не примитивного), промышленного (но не похожего на калужский вариант) и агломерационного, тяготеющего к Красноярску. У нас нет потребителя, как в Москве и Петербурге, значит, если не регулировать инвестиционные потоки, произойдёт отток населения из восточных регионов. Если государство не будет использовать такие инструменты регулирования развития, как Федеральный инвестиционный фонд, «Внешэкономбанк» и т. д., конкуренция не будет эффективной, произойдёт перекос в развитии регионов.

Другими словами, я - за конкуренцию, но за конкуренцию, регулируемую государством.

Модератор: Я уже говорил о том, что мы проводили профессиональный опрос инвесторов. Мы предложили им ответить на вопрос, какие факторы инвестиционной политики регионов являются сегодня самой болезненной проблемой для инвесторов, используя варианты: «неясность стратегии развития региона», «плохое инвестиционное законодательство», «высокий уровень коррупции и монополизации экономических возможностей», «низкое качество жизни в регионе, включая качество городской среды», «низкое качество менеджмента». Лидером стал ответ «коррупция и монополизация»...

Слово предоставляется управляющему директору и председателю совета директоров инвестиционной компании «Тройка-Диалог» А.В. Шаронову.

Андрей Шаронов: Во-первых, я бы хотел высказаться по поводу доступности телефона губернатора как «показателя прогрессивности» региона. Но тогда получается, что надо иметь телефон водителя троллейбуса, чтобы доехать до работы, и телефон крестьянина, чтобы купить килограмм картошки. Вместо того чтобы изобрести колесо, мы таскаем тяжести на себе да ещё пытаемся обратить внимание на то, какие мы герои.

Задача федеральной власти состоит в разработке процедур, которые минимизируют роль губернатора в реализации проектов. «Ручное управление» нужно сокращать, повышая профессиональное образование чиновников и качество исполнения ими своих обязанностей.

Институты развития важны. Я несколько разочарован текущими результатами, но не разочарован жанром, и если появилось Сколково, то нельзя уменьшать роль особых экономических зон. Нужно продвигать эти институты. Идея централизации бюджетных средств правильная, она заставляет регионы думать о том, как конкурировать и развивать свой потенциал.

Модератор: Программа «Деловой России» на данный момент правильна, но надо развивать институциональные подходы к развитию инвестиционного климата в регионах.

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).