Откуда у проектов «ноги растут»

А.С. Курбатова,
директор Института комплексного развития территорий, д. г. н.

Стимулирование активности местных властей по развитию территорий нужно начинать с образовательного процесса, направленного на сближение позиций и интересов администраций разного уровня компетенции, инвесторов и специалистов по развитию территории.

«Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей - решительно зависит не от Москвы, ...- а от провинции».
«Совета по каждому делу никто не даст лучше, чем представители данной специальности».
А.И. Солженицын

 

Если искать ответ на вопрос, как в условиях отсутствия планирования у местных властей возникает желание приниматься за новые, нацеленные на развитие проекты, быстро начинаешь ходить по кругу...

Есть инвесторы и девелоперы, которые относятся к категории специалистов, потому что в своё время получили экономические (макроэкономические!) знания вне нашей страны. Так вот, они утверждают, что системность их знаний и подходов делает их бизнес-планы безукоризненными с точки зрения «правильного» бизнеса и мешает им только одно - недостаточные знания и нерасторопность региональных властей в деле привлечения на территории их «правильных» денег. И тут с обеих сторон начинается критика, активно препятствующая общему делу. Если оно, конечно, общее...

Инвесторы стремятся найти прямой путь к представителям власти, от которых зависит судьба проектов, и чаще всего делают это с помощью денег, хотя сами критикуют власть за коррумпированность. Власть в свою очередь недолюбливает инвесторов за «неправедное» богатство и не выстраивает чёткие схемы взаимодействия, ссылаясь на несовершенство федерального законодательства и сетуя на необходимость «ручного управления» развитием того или иного направления экономики региона.

Ситуация в стране дошла до того, что на одном из программных мероприятий инвестиционного форума «Сочи-2010» - круглом столе «Регионы в конкуренции за инвесторов» - губернаторам практически официально рекомендуют раздавать инвесторам номера своих мобильных телефонов, чтобы последние могли жаловаться на нерадивый аппарат, консультироваться по жизненно важным проблемам, словом, пользоваться ими как телефоном службы «SOS». Но ведь с точки зрения инвестиционного процесса и грамотного инвестирования это нонсенс! В стране, где почти нет оригинальных работающих стратегий СЭР и воспринятых властями СТП, положенных в основу хотя бы чьёго-то развития, оставлять эти вопросы без внимания и усугубляться в личные контакты - это путь в никуда...

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его». (Псалтирь, каф. 20, псал. 145)». А мы опять пытаемся сработать «вопреки». Тогда зачем нам такие форумы? Делиться «хитростями» общения?

Я побывала на стенде одного из экспонентов (не буду называть, какого именно, таких на выставке было 80%), который представлял проект крупного логистического комплекса, расположенного на автотрассе нефедерального (!) значения, вдали от железнодорожных путей и аэропорта. Когда я спросила заместителя главы района, честно работавшего на стенде и горящего искренним желанием развивать родную территорию, об интенсивности движения на этой трассе, он, смутившись, принялся прикидывать, сколько машин обычно проходит по ней в течение часа.

Боюсь, что одного энтузиазма таких малоопытных стратегов территориального развития (а их в нашей стране большинство) будет недостаточно для успешного развития её необъятных территорий... Хотя, к чести чиновника, нужно сказать, что когда я 5 минут спустя проходила мимо его стенда, то слышала, как он по мобильному телефону требовал у подчинённых ответа на мой вопрос. Дай Бог, чтобы он успел подготовиться к вопросам других посетителей!

Да, ещё одна деталь. На представленном всеобщему вниманию Генеральном плане проекта планировки новой логистической зоны были нанизаны объекты такого разного масштаба, как зона размещения объектов логистики и... фонтаны в зоне общественно-делового центра. Оказалось, что проект логистического центра делала команда молодых неопытных проектировщиков, которая в условиях чёткого заказа «нарисовала» всё, что смогла... Я поинтересовалась, насколько важен на концептуальной стадии вопрос размещения фонтанов, но замглавы района не нашёл, что ответить. Это грустно. Придумывать - так придумывать до конца! Можно было бы сказать, что это символ оазиса в пространстве движения или что-нибудь в этом духе...

Вывод: он не участвовал в разработке этого проекта даже как заказчик. А если он не заказчик, то кто же тогда? Ведь, кроме него, больше им быть некому!

Итог этой печальной истории: если один - не Заказчик, другой - не Проектировщик, значит, третий (тот, для которого всё делалось) не сможет стать Инвестором!

Мой последний вопрос - «С какого объекта вы планируете начать реализацию проекта?» - тоже поставил заместителя главы района в тупик. «С чего инвесторы захотят, с того и начнут. У нас есть обращение по поводу строительства АЗС... А ещё нам нужен мотель для дальнобойщиков!» Вот вам и представления о масштабе проекта! Скорее всего это и есть уровень компетентности районной власти.

А в Краснодарском крае, наиболее «выстроенном» на сегодняшний день регионе, районным властям доверяют принимать решения по проектам стоимостью от 30 до 300 миллионов рублей, да и то при полностью разработанных и согласованных СТП, контроль которых осуществляли чиновники областного и федерального уровня компетенции.

Почему возникают такие ситуации? Как не отбить, а напротив, стимулировать активность местной власти, начиная с уровня глав управ или сельских поселений? Первое, что нужно делать, - начинать образовательный процесс, направленный на сближение позиций и интересов властей разного уровня компетенции. Люди, которые делают общее дело, переживая за его успех, всегда сумеют договориться. Утрата межчеловеческих связей сначала «по Бозе», а потом и «по партийной линии» привела к тому, что сегодня почти утрачено единство нации. Пока не до конца потеряно только одно объединяющее начало - любовь к малой Родине (при общей нелюбви к «Москве»). У чиновников загораются глаза, когда выясняется, что они земляки.

Согласитесь, для развития российских территорий это уже немало. Нужно, чтобы жители регионов больше знали о том, кто из их земляков пробился на разные уровни власти. Это поможет поднять уровень доверия к власти и будет способствовать росту её уважения.