Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Маркетинг территории: от теории к практике

А.С. Курбатова,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»,
директор Института комплексного развития территорий, д. г. н.

В мае этого года Институт комплексного развития территории, Агентство маркетинговых коммуникаций «Би-Арт-груп» и Московская международная бизнес-ассоциация объявили о совместном проведении блока практических семинаров по темам «Профессиональная подготовка и организация публичных слушаний по градостроительной и проектной документации» и «Маркетинг мест. Методика и технология эффективного маркетинга территорий».

За четыре месяца в семинарах приняли участие 120 представителей администраций различных субъектов РФ. Наиболее активно маркетингом территорий интересуются руководители регионов Центрального, Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

В период кризиса особенно чётко проявилась позиция федеральной власти в отношении субъектов федерации, которым оказывается исключительная экономическая поддержка. Это обстоятельство подстегнуло интерес руководства остальных субъектов федерации к инструментам привлечения средств в развитие территорий, имеющимся в российской и зарубежной практике управления.

Сейчас инструменты маркетинга используются на всех товарных рынках. Не составляет исключение и начавший формироваться ввиду резкого сокращения федеральной поддержки рынок территорий городов, муниципальных образований, субъектов федерации. Знания о маркетинге российских территорий, которыми располагают лица, принимающие решения, в основном носят теоретический характер. Практические разработки ведутся пока в области так называемого брендинга территории, но они не приносят ни быстрого, ни желаемого результата, т. к. опираются не на комплексный анализ социальных, экономических и градостроительных проблем территории, а на благие пожелания и теоретические представления о том, как власти других регионов (большей частью иностранных) добивались экономического роста. Однако бренд - это не набор заклинаний, волшебным образом преображающих территорию. Это ось и вершина огромного айсберга - работы, которая называется маркетингом территории.

Именно поэтому огромный интерес вызывают первые практические разработки, выполненные в русле методологии маркетинга и обоснованные реальными оценками потенциала места. В отличие от «брендовых» разработок они приводят к реальным, т. е. измеряемым (в том числе экономическими параметрами) результатам, а также содержат понятные расчёты их величины и прогнозы изменений, ожидаемых в течение ближайших 5 лет.

Слушатели семинара «Маркетинг мест. Методика и технология эффективного маркетинга территорий» знакомятся с работами второго типа, анализ работ первого типа предлагается для обсуждения причин неудач.

Фирменным стилем проведения семинаров становится деловое обсуждение проблем, так как их посещают представители региональных властей, заинтересованные в достижении практических результатов маркетинга территории и обладающие высоким уровнем профессионализма. Они сразу перерастают уровень простых слушателей и становятся участниками «мозговых штурмов», потому что в ходе семинара формируется беспрецедентная рабочая атмосфера, способствующая совместному решению проблем, стоящих перед конкретными руководителями региональных департаментов.

Именно поэтому мы расширяем формат общения со слушателями, которые стремятся стать участниками рабочего процесса и хотят получить от него конкретный результат.

Помимо существующей формы, по предварительной заявке семинар «Маркетинг мест. Методика и технология эффективного маркетинга территорий» будет проводиться в форматах:

  • однодневного семинара-консалтинга,
  • анализа проблем конкретной территории и подготовки проекта технического задания к разработке маркетинговой стратегии её развития.

Такие формы работы будут удобны руководителям, которые ясно представляют проблемы, препятствующие развитию вверенной им территории, и хотят найти их решение. Подготовка проекта регионального документа даст им возможность выработать алгоритм использования маркетинговых составляющих развития территории и повысит результативность этой работы.

Блок семинаров «Маркетинг мест. Методика и технология эффективного маркетинга территорий»

Тип мероприятия

Период проведения

Программа

Примечание

Семинар

1 день

21 октября

25 ноября

16 декабря

Программа 1

1. Почему сейчас нельзя пренебрегать маркетингом территорий? Если вы не начнёте заниматься маркетингом вверенной территории, т. е. продвижением производимых на ней товаров и услуг, то этим займутся конкуренты на других территориях и добьются успеха, потому что независимо от чьих-то желаний территория уже стала товаром. Где тогда окажетесь вы?

Цифры и факты, опыт успехов и неудач. Поведение на рынке территорий администраций российских и европейских городов в условиях глобализации как пример успешной реализации стратегий территориального маркетинга.

2. Какие виды исследовательских и проектных работ должны лежать в основе маркетингового анализа территории? Использование схем территориального планирования и генпланов поселений для разработки маркетинговых стратегий территорий, улучшающих инвестиционный климат региона.

3. Способы представления территории как товара для конечного потребителя (формат В2С - бизнес для потребителя). Роль администрации как коллективного брэнд-менеджера или руководства корпорации «Территория».

4. Способы представления территории как товара для бизнес-структур (формат В2В - бизнес для бизнеса). Роль администрации как совета директоров.

5. Набор инструментов, мероприятий, механизмов, продвигающих на рынке потребительского спроса производимые на территории товары и услуги.

6. Роль и ценность вербальных и визуальных образов территории.

7. Как сделать население территории активным продавцом и потребителем производимых на территории товаров и услуг.

8. Ценообразование в сфере маркетинга территории.

Участники семинара бесплатно получают:

  • пособия «Эффективный маркетинг территории», «Экологический аудит территории»;
  • обзоры «Территория - источник дохода. Рекреационный бизнес России», «Эффективная градостроительная документация»;
  • презентацию семинара в электронном виде

Семинар-консалтинг

1 день

26 октября

30 ноября

21 декабря

10.00-13.00

Программа 1 без рассмотрения примеров отрицательного опыта маркетинга территорий и вопросов подготовки эффективной градостроительной документации

14.00-17.00

Консультации по конкретным вопросам маркетинговых составляющих развития территории

Заказчик должен предварительно прислать перечень интересующих его вопросов и базовые документы по обозначенным проблемам. Перечень материалов и документов уточняется после подачи заявки

Менеджмент-проектирование

2 дня

21-22 октября

25-26 ноября

16-17 декабря

1-й день - семинар

2-й день - менеджмент-проектирование

Предварительно согласуется перечень исходных материалов, необходимых для менеджмент-проектирования. По окончании семинара Заказчик получает буклет с результатами менеджмент-проектирования.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).