Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Растекание городом по территории = «растеканию мыслью по древу»

Е.И. Загороднов,
главный архитектор Новосибирской области

Необоснованное перенесение центра тяжести развития городов, особенно крупных, на незастроенные территории провоцирует разрастание их площадей. С одной стороны, оно порождает напряжённость проблем пространственных коммуникаций, с другой - оставляет в «теле» города «больные места», которые со временем превращаются в «чёрные дыры». Снижая качество городской среды, эти явления ослабляют позиции города в конкурентной борьбе за инвестиции. Статья нашего постоянного автора, эксперта в области градостроительства Е.И. Загороднова рекомендует, как избегать опасностей, таящихся на «лёгком» экстенсивном пути развития города.

Неблагодарное, доложу я вам, это дело - борьба с объективными законами природы, например с законом перехода количества в качество, от экстенсивной модели развития к инновационной. С позиции градостроительства это означает переход от безумной гонки в водовороте рыночного саморегулирования за гектарами городских территорий и квадратными метрами малодоступных квартир к регулируемой градостроительной политике, основанной на достижении качественных показателей на базе градостроительных нормативов и документов. В первую очередь я, разумеется, имею в виду Генеральный план (ГП) города Новосибирска.

Так вот, окунувшись в этот основной документ городского территориального планирования, можно обнаружить, что самая главная проблема нашего города, как ни парадоксально, - огромность его территории: по площади он третий в России. При этом средняя плотность населения весьма низкая - порядка 200 чел./га, что опосредованно влияет на деградацию городской среды и, как следствие, на снижение уровня комфорта проживания, ибо современный подход к градостроительству характеризуется ни показателями преодолеваемых жителями километров, ни числом автомобильных пробок, ни подобными сомнительными количественными достижениями. Тем более странными представляются назойливые планы по клонированию этих застарелых проблем путём расширения границ города под надуманным предлогом недостаточности пространства для развития. Ну а пока генплан ещё не стал настольной книгой руководителей, а развитие не приобрело безграничный характер, попробуем провести независимый анализ некоторых положений этого документа.

Итак, на основании данных Генерального плана Новосибирска планируемая численность населения на период до 2030 г. определена в 1 млн 700 тыс. человек, что соответствует увеличению жилого фонда с учётом расселения ветхого и аварийного жилья на 26,368 млн м2 (ГП, с. 92, п. 5.3.1.3.1). В соответствии с ГП города планируемые территории для жилищного строительства совокупно составляют 2187,6 га (ГП, с. 93, п. 5.3.1.4). При застройке этих территорий с нормативной плотностью 420 чел./га (СНиП 2.07.01-89) из расчёта перспективного расселения 30 м2/чел. достигаются следующие показатели:

а) численность населения: 420 чел./га × 2187,6 га = 918 792 человека;
б) количество жилого фонда: 30 м2/чел. × 918 792 чел. = 27,564 млн м2.

Таким образом, планируемые территории, определённые ГП для перспективного жилищного строительства, с большим запасом обеспечивают потребности города в земельных ресурсах на плановый период до 2030 г. (по ГП - 27,564 млн м2 против 26,368 млн м2).

Кроме того, необходимо отметить, что в Новосибирске существуют так называемые зоны сезонного характера, занимаемые садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, определённые ГП в размере 30 831 га (7,8% общегородской территории) (ГП, с. 17, п. 3.1.5). Возможность использования этих городских территорий в целях жилищного строительства позволяет достигнуть следующих показателей:

а) численность населения: 420 чел./га × 3831 га = 1,61 млн человек;
б) количество жилого фонда: 30 м2/чел. × 1,6 млн чел. = 48,27 млн м2.

Отсюда следует, что дополнительные территориальные возможности города, определённые ГП даже без учёта территорий реконструкций и реновации устаревшего жилого фонда, суммарно составляют:

а) численность населения: 420 чел./га × (2187,6 га + 3831 га) = 2,528 млн человек;
б) количество жилого фонда: 30 м2/чел. × 2,528 млн чел. = 75,84 млн м2.

В итоге с удивлением обнаруживаем, что территориальные ресурсы Новосибирска обеспечивают возможность увеличения жилого фонда на плановый период до 2030 г. до 75,84 млн м2 при потребности, определённой ГП в 26,328 млн м2.

Учитывая изложенное выше, перспективы развития Новосибирска до 2030 г. в соответствии с утверждённым Генеральным планом территориально обеспечены с большим (тройным) запасом. Развитие города должно быть основано не на простом количественном росте за счёт увеличения территории города, а за счёт качественных показателей: выхода на нормативную плотность застройки, ликвидации ветхого жилья и реконструкции устаревшей застройки, а также выноса промпредприятий за городскую черту. Изменение границ города не подтверждается данными ГП и поэтому может быть признано нецелесообразным. Подводя итог этой части анализа, приведу характерную цитату из текста Генерального плана Новосибирска (с. 52): «Поскольку резервы свободных территорий для комплексного строительства подходят к исчерпанию, необходимо будет осваивать неудобные территории, прибрежные территории, реконструировать обширные участки усадебной малоэтажной застройки и промышленные зоны». Ну что можно добавить? Золотые слова!

Идея гиперразвития, основанная на идеологии саморегулируемого рынка, блуждает в головах некоторых новосибирских чиновников, но она должна быть решительно отвергнута как несоответствующая мировым тенденциям развития социума. Процесс, именуемый полицентризмом, предполагает усиление роли государства в вопросах регулирования территории. С этой точки зрения государственная власть должна быть заинтересована в гармоничном развитии всех своих территорий, а не только очень важных их частей, таких, как, например, город Новосибирск.

Развитие конкурентоспособных территорий на базе передислокации стагнирующих ныне объектов в Новосибирске не что иное, как создание многополярности, столь желанной в экономике и политике, а теперь и в территориальном планировании. Принцип многополярности предполагает противодействие тенденции любого крупного градостроительного образования к растеканию. Это объективный процесс, требующий градостроительного регулирования и нормативного упорядочения на базе Генерального плана Новосибирской агломерации, создаваемого на следующих фундаментальных принципах:

  • предпочтительное развитие урбанизированных пространств в пределах существующей городской территории; линейное растекание урбанизированного пространства не приветствуется и не поощряется;
  • развитие урбанизированных территорий на приоритетных принципах обеспечения качественных показателей комфортности среды (комфортной инфраструктуры, в первую очередь дорожно-транспортной сети, озеленения и т. д.);
  • развитие урбанизации предполагает определённую плотность населения. Это позволит сохранить от изъятия из оборота ценные природные и сельскохозяйственные территории, что наряду с многоэтажной предполагает высокоплотную малоэтажную застройку городского типа в пригородах;

Генеральный план агломерации со всей очевидностью должен подтвердить нецелесообразность её линейного расползания за счёт приращения городских территорий и ликвидации зелёной прослойки между агломерационными «островами».

Обладающий богатой историей, динамичный Новосибирск «без страха» должен смотреть на города-конкуренты, соседствующие с ним по региону. Экономический, природный и культурный потенциал нашего города открывает перспективы и способствует его гармоничному развитию посредством:

  • формирования предпосылок развития города в границах существующей территории, обеспечивающих возможности замены устаревшего жилого фонда, выбора удобств проживания, создания инновационных рабочих мест для привлечения нового населения;
  • реализации городского проекта освоения деградированных (ул. Кирова - ул. Никитина, Затон и др.) и находящихся на пути к деградации территорий (панельные микрорайоны);
  • улучшения соотношения численности населения и рабочих мест в зонах, где этот дисбаланс наиболее заметен (Кировский район, Затулинка);
  • создания лучших условий жизни путём выделения мест для торговли и сопутствующей экономической деятельности;
  • обеспечения условий для улучшения социальных, культурных, образовательных и транспортных услуг.

Решение этих задач позволит:

  • соответствовать политике обустройства территории города, которая сводится к удовлетворению амбиций столицы региона, взаимодействию с остальной территорией, сотрудничеству с Новосибирской агломерацией, осуществлению сдержанного территориального роста на базе приоритета качественных показателей над количественными;
  • развивать и обустраивать территории с учётом решения проблем охраны среды, городской структуры и транспорта в контексте стратегии территориального развития на базе генплана.

Так что, вперёд к сияющим градостроительным вершинам утверждённого генплана, надёжного залога наших будущих градостроительных побед. Хорошо бы при этом научиться побеждать не числом, а умением. Не правда ли, господа?

 

Карта-схема поэтапного развития границ территорий населённого пункта города Новосибирска на период до 2030 года

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).