Как ландшафт может увеличить продажи?

А.С. Курбатова,
главный редактор журнала  «Территория и Планирование»,
директор Института комплексного развития территорий, д. г. н.

Инвесторы коммерческой жилой недвижимости часто экономят именно на разработке проектов благоустройства территории. Происходит это, с одной стороны, от недооценки значимости их вклада в успешность реализации проекта, а с другой стороны, от неадекватного подхода проектировщиков к такого рода проектированию. Можно ли изменить ситуацию и сделать проект, исполняющий роль маркетингового инструмента?

Есть проекты благоустройства, а есть хорошие проекты благоустройства. В чём между ними разница с точки зрения инвестора, строящего жилой комплекс? Ответ достаточно очевиден. Хорошим может быть тот проект благоустройства, который позволит сделать продажи квартир более успешными. А вот что за этим может стоять, станет понятным только тогда, когда будет проведён анализ потребительских предпочтений покупателей жилья в том или ином сегменте рынка.

Если представить процесс продаж «на уровне булочной», как советует Дюпон-старший, то станет понятным, что кто-то идёт покупать чёрный хлеб, а кто-то - торт. В первом случае благоустройство должно быть «чистеньким и бюджетным», а во втором - с изюминкой. Чтобы понять, какой именно она должна быть, необходимо провести маркетинговый анализ местоположения и планировочной структуры комплекса, экологических и инженерно-технологических особенностей территории в контексте потребительских ожиданий, существующих у покупателей этого сегмента жилой недвижимости. Успех проекта будет зависеть от того, насколько грамотным будет этот анализ и насколько грамотно ландшафтные архитекторы смогут воспользоваться им при подготовке проекта.

Проиллюстрируем это примером из личной практики. Компания «Интеко» выступила заказчиком строительства жилого комплекса премиум-класса рядом со станцией метро «Университет», на пересечении проспектов Ломоносовского и Вернадского. Площадка трудная: каждый москвич знает, что такое городская среда периода «сталинского расцвета». Упоминание об «университетских» домах сразу заставляет вспомнить просторные, хорошо озеленённые дворы с множеством малых форм, выполненных в имперском стиле. Сыграть на этом поле так, чтобы попытаться превзойти «сталинских» коллег, может решиться не каждый современный архитектор, потому что инвестор, помимо требования красоты, обычно задаёт рамки экономической эффективности проекта. А у архитекторов послевоенного времени их не было - они не стеснялись ни в средствах, ни в приёмах. Работать в такой ситуации можно только на идеях, на новой легенде, которую нужно придумать для ландшафта.

Кроме того, планировочная структура будущего жилого комплекса предусматривала выделение не только дворовых, но и общественных пространств. Особая трудность состояла в том, что комплекс располагался на бойком месте и, по соображениям безопасности, нужно было огородить его территорию. Классность объекта предполагала наличие паркингов, а ограниченность территории диктовала необходимость использовать для их строительства подземное пространство под дворами жилых корпусов.

Таким образом, для ландшафтного проектирования было предложено огороженное дисперсное пространство с ограниченными возможностями для посадок растительности. Его мелкодисперсность навела на мысль сыграть на разнообразии и более чётком выделении функциональных задач отдельных участков. Закрытость территории подсказала идею рассматривать её не как часть единого городского пространства, а как самостоятельное образование. Его захотелось выделить и тем самым показать будущим жителям, что за порогами квартир лежит их лично-общая городская среда. Ограничения для роста деревьев и кустарников побудили активнее использовать цвет.

Такие обстоятельства предшествовали рождению образа «Десятой планеты», которой нет в Солнечной системе. В этот ассоциативный ряд удачно вписались слова Маленького принца: «Встал утром - убери свою планету». Они настраивают жителей на заботу о своей территории и оправдывают её выделение из окружающего городского пространства.

Ну а дальше всё просто: у настоящей планеты должно быть ядро, а ещё горы, долины, стихии. Ядром стала зона общественного центра, горами - зона спортивных развлечений для молодёжи, долиной - зона пеших прогулок, равниной - зона плоскостных спортивных площадок. А дворы каждого из четырёх корпусов жилого комплекса символизируют четыре стихии - огонь, воздух, воду и землю. Стилистика ландшафтов задана. Концепция рекламы ясна - «Гармония стихий».

Больше внимания к качеству, и получится хороший проект, а значит, хороший ландшафт. Вот, собственно, и всё: с чего начали, к тому и вернулись.

 

НИиПИ экологии города
Ландшафтное проектирование
проекты комплексного
благоустройства территории
проекты компенсационного озеленения и пересадки зелёных насаждений

 

cтихия огня


Колористическое решение пространства позволяет в условиях недостаточной инсолируемости обеспечить психологический комфорт


Цветная отсыпка обеспечивает сохранение высокой декоративности территории в межсезонье и является дренирующим буфером между проезжей частью и игровой зоной

 

общественные пространства


«Зелёная равнина» - зона игр и отдыха


«Долина ручьев» - променад

 

 Скачать статью в pdf-формате