Кризис архитектуры и современного градостроения: взгляд из Санкт-Петербурга

Борис Георгиевич Устинов,
архитектор, профессор кафедры дизайна пространственной среды Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна,
член Союза архитекторов,
руководитель архитектурной мастерской

Северная столица России всё чаще упоминается в связи с громкими архитектурными и градостроительными проектами, которые реализуются на её территории.

Петербургский архитектор Борис Георгиевич Устинов предпочитает не вступать в разгорающиеся вокруг них споры, но считает ситуацию, сложившуюся в градостроительной жизни Петербурга, далёкой от идеала.

О глобальном архитектоническом кризисе, поразившем все сферы человеческой жизни, системных ошибках петербургских градостроителей, а также о грамотном отношении к обустройству окружающего пространства-размышления архитектора.

 


Борис Георгиевич, какой архитектурный стиль сегодня превалирует в российском градостроении, и есть ли он вообще?

Я думаю, что есть хорошая архитектура и плохая архитектура. Это главный критерий. А стилевые предписания обычно привязывают художника, архитектора или музыканта к определённому культурно-историческому слою. Не хочу сказать, что стилевые различия бесполезны. Они имеют значение для учебного процесса. Такие философы, как О. Шпенглер и Н.Я. Данилевский, очень тонко чувствовали структуру пространственно-временных определённостей и различали их по культурной морфологии.

Значит, стиль всего лишь обозначает время или эпоху?

Стиль, на мой взгляд, - это способ действия, который более или менее привычен в то или иное время. Корнем этого понятия является архитектоническое чувство, которое закрепляется определёнными навыками. Чтобы объяснить, что такое стиль, расскажу об одном историческом эпизоде. Однажды император Адриан посетил жемчужину Римской империи - Александрию. Осмотрев её, он написал своему родственнику: «Рад, что ты надоумил меня приехать в Александрию. Это бодрый, быстроразвивающийся, процветающий город. Но его судьба висит на тоненькой ниточке моды». Стиль примерно то же самое. Это тоненькая ниточка моды.

Какой оценки может удостоиться современная российская архитектура в будущем? Можно ли отделить процессы, которые происходят в российском градостроительстве, от общемировых тенденций?

Хорошие вопросы. В истории были непродолжительные отрезки времени, когда человеческое сообщество находилось в состоянии относительного благополучия, здорового равновесия, некой архитектонической чистоты. А наше время напоминает мне время кризиса Римской империи - кризиса человеческой чистоты. Тогда он достиг такого страшного пика, что привёл к ужасным последствиям не только в политике и экономике, но и во всех сферах жизни.

Важно отметить, что наше нынешнее состояние характерно не для отдельной культуры или отдельного национального сообщества, а для всего человечества. Особенность сегодняшнего мира в том, что в нём нет отдельных культур. Самое важное обстоятельство, которое сейчас определяет жизнь, - великое смешение народов, и оно, к сожалению, накладывается на глобальный архитектонический (не экономический и не финансовый!) кризис. У людей нет глубинного понимания того, что происходит в мире. Они довольствуются всего лишь поверхностными соображениями, в том числе стилевыми.

Скорее всего из будущего наша жизнь, в том числе и архитектурная, будет казаться временем, когда понимание сущности архитектуры подменялось понятиями о том или ином стиле. Я должен с горечью констатировать, что сегодня всё превращается в товар, потому что забыто наставление всех великих религиозных учений - заповедь трудиться ради смысла, а не ради денег.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »