Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Матрёшка как отрасль экономики

М.Э. Шелкова

Матрёшка - бесспорный символ России и всемирно известный бренд российских народных промыслов, которые сегодня находятся в плачевном положении. Бросив их на произвол судьбы, государство забыло, что они не только обеспечивали занятость населения малых городов, сёл и деревень. Их продукция формировала культурную самоидентификацию российского народа. В день, когда исчезнет последняя матрёшка, Россия превратится в безликую американскую провинцию.

Корни народных художественных промыслов восходят к древним деревенским ремеслам. Например, дымковская глиняная игрушка появилась в XV - начале XVI вв. благодаря опальным жителям Великого Устюга, переселённым Иоанном III на реку Вятку в окрестности Хлынова, которые основали там слободу Дымково.

Работающие на рынок кустарные промыслы и частные мастерские стали формироваться лишь в XIX в. Вологодское кружево как промысел существует с 1820 г. Именно тогда местные помещики поняли, что продажа кружев, которые их крепостные бабы и девки плели на коклюшках, - неплохая статья дохода: не только российские, но и европейские модницы с удовольствием покупали работы, похожие на узоры на замёрзшем стекле.

Промышленная революция конца XIX в. поставила под угрозу существование ручных кустарных производств. Распространение фотографии означало конец моды на живописные миниатюры; изготавливавшиеся вручную жестяные подносы массово штамповались на прессах; невиданный спрос на фабричный фаянс и заводской фарфор не оставлял шансов кустарным мастерским, выпускавшим художественную майолику.

Англичане первыми в Европе столкнулись с феноменом «ненужности» труда прикладников. Английский поэт, художник, и общественный деятель Уильям Моррис понял необходимость сохранения ручного художественного ремесла и вместе с единомышленниками основал первое в Европе «Движение искусств и ремёсел».

Российские государственные деятели, представители творческой, промышленной и интеллектуальной элиты были знакомы с идеями У. Морриса и применяли его опыт, понимая, что без их поддержки кустарные художественные промыслы не смогут выжить в условиях индустриального общества.

Основную заботу о сохранении и возрождении художественных промыслов взяло на себя государство в лице губернских земских управ. Они не только предоставляли мастерам работу и контролировали качество их продукции, но и обеспечивали рынки сбыта. Такой подход позволял развивать губернские территории и препятствовал обезлюдеванию сёл и деревень. Круглый год их население было занято работой, позволявшей и жить достойно, и откладывать на чёрный день. Летом мастера занимались крестьянским трудом, а долгой зимой - кустарным промыслом. Времени на водку и глупости не оставалось.

Любое государственное начинание приобретает наибольшую эффективность, когда его поддерживает бизнес. России повезло: движение по сохранению ручного художественного ремесла поддержал неравнодушный гражданин своего Отечества, промышленник Савва Иванович Мамонтов, вложивший в этот проект немалые средства и сплотивший вокруг себя лучших художников того времени. В его знаменитый Абрамцевский кружок входили В.М. Васнецов, К.А. Коровин, В.А. Серов, И.И. Левитан, М.А. Врубель, Е.Д. Поленова, С.В. Малютин. Ими двигало желание создать новый стиль искусства, в котором бы возродилась национальная русская самобытность.

В декабре 1882 г. в Москве был основан Кустарный музей, состоящий из трёх отделов: Музея образцов для кустарей, Торгового отделения и Бюро по содействию кустарной промышленности. Взяв на себя организационную функцию, государство заботилось о повышении качества кустарной продукции и постоянно контролировало его уровень, поощряя мастеров, стремившихся к творческому развитию. Одно из изданий того времени писало: «До земского содействия кустарям их изделия были грубы, аляповаты и некрасивы, неправильны и непрочны. Теперь каждому культурному москвичу хорошо известно, что в Леонтьевском переулке Москвы помещается земский Кустарный музей, а в нём имеются самые разнообразные коллекции очень оригинальных и изящных кустарных изделий» (Из истории кустарной промышленности Московской губернии и России. М.: Новый колос, 1914).

Государство заботилось не только о создании внутреннего рынка сбыта кустарной продукции, но и о его расширении за счёт поставок изделий народных промыслов на рынки Америки, Европы и Азии. Одно из положений о Кустарном музее гласило: «Кустарный музей берёт на себя всю торговлю и развитие её за границей, ввиду того, что отдельным кустарям и даже организациям совершенно невозможно вести заграничную торговлю вследствие незнания языков, сложности дела и отсутствия капитала».

Первая партия кустарных изделий на сумму 800 руб. была отправлена в Нью-Йорк, потом их увидели Париж, Берлин, Лондон, Константинополь. Через некоторое время в Московское губернское земство стали поступать заказы от иностранных фирм. С период с 1909 по 1913 гг. оборот экспорта кустарных художественных изделий достиг 2 187 000 руб.

Кустарный музей проработал 28 лет. Говоря современным языком, он был своеобразным логистическим оператором, осуществлявшим художественно-методическую, торговую, маркетинговую и организационную функции. Он имел неплохие торговые прибыли, однако губернские и правительственные субсидии составляли 56% всех расходов. Например, в 1913 г. доходы музея составили: «из губернских средств - 38 355 рублей, торговых прибылей - 56 000 рублей, правительственных субсидий - 5000 рублей, пожертвований С.И. Морозова - 1000 рублей».

Чиновники Московской губернской земской управы заботились о расширении спектра народных ремёсел и привлечении лучших кустарных мастеров. Протокол одного из заседаний земского комитета, ведавшего делами народных промыслов, отражает обсуждение этих вопросов. В ходе дебатов присутствующие пришли к выводу, то привлечь кустаря к сотрудничеству можно единственным образом - показав ему «осязательную пользу: устранить перекупщиков и продать товар дороже, чем он сам».

РОЖДЕНИЕ МИРОВОГО ХИТА

В один из сентябрьских дней 1890 г. в Абрамцево, подмосковную усадьбу мецената Саввы Мамонтова, на званый обед съехался цвет столичной художественной элиты. Хозяйка дома, Елизавета Григорьевна, показала гостям японскую игрушку, купленную в парижском сувенирном магазине, - деревянную фигурку мудреца Фукурумы - добродушного лысоватого старичка с вытянутой от напряжённых раздумий головой. Точёная игрушка оказалась с сюрпризом: она разнималась на две части, внутри прятались фигурки поменьше, тоже разъёмные, изображавшие его учеников. Последняя, пятая куколка была цельной. Забавный японский сувенир пришёлся гостям по сердцу: было в нём что-то неуловимо родное - он напомнил деревянные пасхальные яйца, которые тоже вкладывались друг в друга.

Разъёмная игрушка заинтересовала живописца Сергея Малютина, который иллюстрировал детские книги для издательства А.И. Мамонтова. Ему захотелось сделать такую же, но на русский лад. Токарную форму для неё разработал потомственный мастер-игрушечник Василий Звёздочкин, уроженец подольской деревни Шубино. Вот так в Леонтьевском переулке в игрушечной мастерской А.И. Мамонтова «Детское воспитание» родилась русская матрёшка. Роспись первых образцов была поручена С. Малютину.

Матрёшка изображала крестьянскую девочку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом, серпом и хлебом в руках. За девочкой следовал мальчик, потом опять девочка - всего восемь фигурок, последним был спеленатый младенец. Увидев забавную игрушку, кто-то воскликнул: «Ну, прямо Матрёна!» Возможно, кукла была похожа на настоящую крестьянскую девочку Матрёшу, и она получила имя так же, как и знаменитый Оскар, похожий «на чьего-то дядюшку Оскара». А может быть, её назвали так потому, что в переводе с латыни «Матрона» означает «мать».

В 1900 г. матрёшка попала на Международную выставку кустарных ремёсел в Париже, где завоевала всеобщее признание и золотую медаль «За своеобразную роспись».

Сначала рисунок на игрушке выжигали, поэтому её цена была достаточно высокой - 30-50 руб. Но, несмотря на дороговизну, расписные деревянные куклы пользовались большим спросом. В 1902 г. мастерскую «Детское воспитание» приобрёл представитель одной из пяти влиятельных московских купеческих семей С.Т. Морозов. Производство матрёшек было переведено в Сергиев Посад. В нём принял активное участие известный предприниматель В.И. Боруцкий. Купив у А.И. Мамонтова образцы матрёшек, он стал распространять их среди кустарей. В Сергиевом Посаде появились мастерские Никаноровых, Ивановых, Богоявленских. Матрёшечный бизнес оказался настолько прибыльным и перспективным, что вскоре возникло несколько новых центров производства уникального русского сувенира: в городе Семёнове и селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии.

В 1904 г. товарищество «Русские кустари» открыло в Париже собственный магазин. Тогда же посыпались заказы на поставку деревянных кукол.

Из отчётов Московского губернского земства: «На Лейпцигской ярмарке в тысячи экземпляров шли складные игрушки из дерева, расписанные в русском стиле». 1910 год: «Имеют хороший сбыт различные токарные и резные изделия, как то деревянные куклы». 1911 год: «Заказы на матрёшки выполнены для 14 государств».

Видя огромную популярность русского сувенира, предприниматели-иностранцы стали выбрасывать на рынок контрафактных матрёшек. По этому поводу российский консул доносил из Германии в Санкт-Петербург: «Нюрнбергская мебельная фирма «Альберт Герх» и токарь Иоганн Вильде подделывают деревянные фигурки».

Матрёшку до сих пор упрекают в японских корнях. Но на острове Хонсю существует предание, что первую фигурку старца Фукурумы выточил живший на нём русский (!) монах. Сотрудники музея «Матрёшка», который находится в здании бывшего Кустарного музея, вообще сомневаются в существовании куклы Фукурума, хотя и рассказывают историю её появления в Абрамцево. Они утверждают, что им известны только ритуальные деревянные японские куклы Дарума и Фукурокудзю.

Директор Художественно-педагогического музея игрушек в Сергиевом Посаде Н.Д. Бартрам тоже сомневается в том, что матрёшка заимствована нами у японцев: «Они большие мастера в изготовлении токарных игрушек, но их деревянная кукла кокеси не похожа на матрёшку даже конструктивными признаками».

Кокеси появилась в XVIII в. в северо-восточном регионе Японии Тохоку как сувенир, который можно было купить на память о посещении горячих лечебных источников. Как и матрёшка, она покрыта росписью, но у неё совершенно другая конструкция. Кокеси состоит из цельного, неразборного цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головки. Ещё одно отличие в том, что у японской куклы нет ни рук, ни ног, а у нашей матрёшки обязательно рисуются ручки.

Кокеси до сих пор сохраняет статус самого популярного японского сувенира. Его производство развивается в двух направлениях: традиционном - денто и авторском - шингата. Кокеси шингата выглядят как популярные персонажи мультфильмов Миядзаки.

ВАЛЮТНЫЙ ЦЕХ СТРАНЫ СОВЕТОВ

Советская власть, помня недавний успешный опыт торговли царской России изделиями кустарных промыслов, сделала ставку на объединение кустарей и ремесленников в кооперативы. В 1918 г. было создано Всероссийское кооперативное товарищество по производству и сбыту кустарных и артельных товаров - Кустарьсбыт. Постановлением ЦИК СССР от 5 декабря 1924 г. кустари в сельской местности освобождались от промыслового налога, а в апреле 1925 г. было облегчено общее налогообложение кустарей. Можно только удивляться тому, что в СССР, где жестоко преследовалась любая частная производственная инициатива, культивировались и всячески поощрялись «единоличные» кустарные производства. Мало того, мастерам, имеющим учеников, полагались особые льготы - государство заботилось о развитии и расширении народных промыслов. В 1920-30-х годах значительная часть изделий художественных производств продавалась на внешнем рынке через Госторг. В «валютном цехе» страны Советов трудилось более 40 тыс. кустарей. К 1931 г. объём экспорта изделий кустарно-художественной промышленности достиг 4 млн золотых руб.

В 1941 г. на базе бывшего Кустарного музея был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП). В 1942 г. лучшие мастера были отозваны с фронтов, их запрещалось использовать на других работах - они должны были пополнять валютные запасы. Несмотря на то что в шла Великая Отечественная война, художественные предприятия бесперебойно снабжались дефицитными инструментами, сырьём и материалами.

В 1960-1980-х годах внимание к художественным промыслам достигло пика. Их продукция стала визитной карточкой СССР. Она формировала благоприятный образ страны, противостоящий имиджу «империи зла». В то время оборот изделий художественной промышленности достигал 1,5 млрд долларов США, причем 300 млн долларов США приносили продажи за свободно конвертируемую валюту на внутреннем и внешнем рынках. Продажи осуществлялись через внешнеторговые организации - Внешпосылторг, Новоэкспорт и Росинвалютторг (магазины «Берёзка»).

САМОВАР НА ОБОЧИНЕ: ЭПОХА УПАДКА

В 1990-х годах начали воплощаться в жизнь планы Аллена Даллеса, имевшие целью покорение России за счёт разложения национального самосознания её народа. Мощная инфраструктура народных промыслов была разрушена едва ли не в первую очередь, потому что прикладное искусство является воплощением творческой самобытности российских народов. В период с 1990 по 1998 гг. закрылось более 100 предприятий, за последние десять лет погибло ещё 50. Утрачен ряд уникальных промыслов: киришское кружевоплетение в Ленинградской области, вятское кружевоплетение в Кировской области, воронежское, ивановское и карсунское ручное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка, тюменское ковроткачество. По данным Росстата, в 14 регионах полностью прекращён выпуск изделий народных промыслов. В тяжелейшем положении находятся промыслы Богородска, Жостово, Федоскино, Холуя, Лихославля, Гусь-Хрустального.

Народные промыслы оказались в прямом смысле вытесненными на обочину: их высокохудожественные изделия стали продаваться на уродливых придорожных развалах вместе с кичем и китайским ширпотребом.

Чтобы сохранить народные художественные ремесла и хоть как-то защитить интересы их изготовителей в федеральных и региональных органах исполнительной власти, в 1990 г. по инициативе руководителей предприятий народного промысла была создана негосударственная некоммерческая организация Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Сейчас она объединяет 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Наиболее ощутимыми преференциями членства в ассоциации являются бесплатное консультирование по правовым вопросам, вопросам финансово-экономической деятельности, оформлению документации по регистрации изделий признанного художественного достоинства и для возмещения затрат на электроэнергию и природный газ за счёт средств федерального бюджета, а также льготное участие в организуемых ею выставках.

Одно из направлений деятельности ассоциации - законотворчество. Она провела через Госдуму Федеральный закон г. «О народных художественных промыслах» №7-ФЗ от 6 января 1999 г. и его редакции (от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 05.12.2005 г. №157-ФЗ), разработала перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций народных художественных промыслов, направила в Правительство РФ предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах организаций народных художественных промыслов и установлении для них специального режима налогообложения, аналогичного применяемому к товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции. Был создан Проект Федерального закона «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», а также подготовлены поправки к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» № 94777-5, касающиеся увеличения финансовых средств из федерального бюджета, предназначенных на сохранение народных художественных промыслов.

Однако ни одна некоммерческая организация, какие бы благие цели она перед собой ни ставила, не в состоянии справиться с тяжелейшими проблемами этого сектора экономики, имеющими межотраслевой, межведомственный и межрегиональный характер. Они настолько сложны, что их решением должно заниматься государство. Именно оно должно взять на себя возрождение пришедшей в упадок отрасли народного хозяйства, которая всегда, и в капиталистической России, и в социалистическом СССР, была дотационной. Ю.М. Лужков и С.М. Линович, опираясь на данные исторических источников и научных исследований, убедительно доказывают, что расцвет художественной промышленности России в 1885-1916 и 1920-1988 гг. произошёл исключительно благодаря мощной и систематической государственной поддержке и высокому общественному вниманию. («Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения». М.: Московские учебники, 2009).

Вопрос о бедственном положении мастеров народных промыслов не однажды поднимался на самых разных уровнях власти, в том числе и на уровне Президента России. 30 декабря 2004 г. состоялась беседа В.В. Путина с председателем комитета Госдумы по культуре И.Д. Кобзоном. Президент сказал, что «на современном этапе невозможно заставить магазины продавать подлинные изделия народных художественных промыслов. Для спасения культурного достояния России необходимо создать системы поддержки народных художественных промыслов».

С того времени прошло шесть лет, но по какому пути пойдёт государство в XXI в., до сих пор неясно. Россия конца XXI - начала ХХ вв. использовала принцип частно-государтвенного партнёрства, СССР - принцип плановой экономики. Можно лишь констатировать, что принятые за последние годы меры не дают основания говорить, что народные промыслы получили эффективные законодательную и материальную базы, необходимые для устойчивого существования и дальнейшего развития. Это подтверждает хотя бы тот факт, что министр промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко утвердил Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 г. Приказом № 854 от 24 сентября 2009 г., но уже через месяц, 3 ноября 2009 г., председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Г.А. Дрожжин направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, содержащее просьбу государственной поддержки этой отрасли экономики и предложения по её реализации для включения их в поручения Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти (с ними можно ознакомиться на сайте www.nkhp.ru/index.htm.) Наибольший упор был сделан на необходимости разработки федеральной целевой программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов России, предусматривающей механизмы софинансирования из федерального и региональных бюджетов.

Экономический кризис усугубил тяжёлое положение предпринимателей, занятых выпуском продукции народных промыслов, но это не значит, что на их товары нет спроса. На вопрос, хорошо ли идёт торговля, продавщица сувенирной ярмарки на Театральной площади Москвы ответила вопросом: «А иначе зачем бы здесь сидели?» «Только матрешек и покупают!» - говорят сотрудницы магазина «Народные промыслы» в Леонтьевском переулке. Прошлой зимой на сувенирном рынке Санкт-Петербурга ощущался дефицит матрёшек с изображением Барака Обамы - их задолго до выборов президента США раскупили американские туристы. Сейчас в интернет-магазинах пользуются популярностью свадебные (от 5000 руб.) и портретные матрёшки (от 1000 до 14 000 руб.), а в зимние праздники неплохо идут матрёшки-снеговики (от 2500 до 18 000 руб.)

Правительство Москвы подсчитало, что жители столицы ежегодно тратят на подарки более 200 млрд руб., и стало бороться за русификацию подарочного рынка путём формирования товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов (ТПИ НХП). Ядром ТПИ НХП должен был стать оптово-логистический комплекс и торгово-выставочный центр «Российский подарок». «Это только первый шаг на пути вытеснения подделок и контрафакта и прекращения надувательства российского и зарубежного покупателя», - заявил на его открытии в декабре 2006 г. Ю.М. Лужков. С 2008 г. ТПИ НХП поддерживают столичные розничные торговые сети «Российский подарок» и «Подари!». В планы Московского правительства входит развитие региональных продаж за счёт увеличения мощностей оптово-логистического комплекса, способного обеспечить региональные сети. На эту программу возлагаются большие надежды, но пока она не оправдала завышенных ожиданий. Подмосковные промыслы медленно умирают и держатся только за счёт изобретательности и энергии подвижников.

КОМУ НУЖНА ПРОДУКЦИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ?

Редакция журнала «Территория и Планирование» не случайно подняла тему плачевного состояния народных промыслов. Мы рассматриваем её с профессиональной точки зрения - в плане развития сельских муниципальных территорий России. В условиях, когда развалились колхозы, закрылись предприятия, обрабатывающие их продукцию, а идея повсеместного развития фермерства ещё не оправдала себя, сельское население лишилось возможности зарабатывать на жизнь. В этой ситуации ручное производство продукции художественных промыслов могло бы стать хорошим подспорьем. Ремесло - это синица, которую всякий человек способен удержать в руках. Народные промыслы могут стать главными факторами развития небольших муниципальных поселений. Если у людей появятся работа и стабильные заработки, сократятся миграционные потоки и перестанет спиваться трудоспособное население. Вот реальный пример печальной статистики потерь.

В начале 90-х годов прошлого века 30-летний фрезеровщик Роман Муртазин, житель села Давыдово-Куровское Московской области, остался без работы и, чтобы как-то сводить концы с концами, стал расписывать деревянные игрушки. Он оказался талантливым резчиком и художником, сам придумывал эскизы и новые стили росписи и продавал свои работы на Старом Арбате. Первую партию обожжённых резных матрёшек с лицами, напоминавшими лики святых, буквально смели американцы.

Расписные матрёшки стали кормить семью. Но в 1994 г. появилось множество конкурентов, спрос на деревянных кукол упал. Муртазина одолела безысходность. Навалилась депрессия, он забросил ставшее неприбыльным ремесло, начал пить. Он умер нынешней осенью, не дожив до пятидесяти, не передав сыну секретов мастерства...

Забота о благосостоянии народа - основная обязанность государства. Оно должно наладить и производство, и рынки сбыта товаров народных промыслов. В рамках глобализации экономики происходит унификация сувенирной продукции, которую в любом количестве может производить тот же Китай. Грубо вырезанных китайских «денежных» жаб можно купить в любом уголке планеты. Российские кустари, предлагая более трудоёмкую, а значит, более дорогую продукцию (кружева, художественную ковку, резьбу и роспись по кости, дереву и металлу), находятся в заведомо проигрышном положении.

Значит, на законодательном уровне нужно принимать квоты на ввоз в Россию низкокачественной сувенирной продукции и законы, повышающие конкурентоспособность отечественных производителей продукции народных промыслов. Чтобы выжить в условиях современного рынка, мастера вынуждены назначать за свои изделия достаточно высокие цены. Например, за симпатичные круглые половички из полосок разноцветного ситца, которые вяжут бабушки из костромских сел, просят 500 руб. Для покупателей, привыкших считать деньги, это дорого. Но дешевле быть не может, потому что это минимальная сумма, окупающая затраты на покупку ткани, на транспорт, оплату электроэнергии (освещение и работу трепального станка), труда вязальщиц, сторожа и продавцов. Поэтому, для того чтобы продукция российских народных промыслов была конкурентоспособной, государство должно дотировать её производство и снижать налоги. Не случайно Ассоциация «Народные художественные промыслы России» направила в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в законодательство об установлении для организаций народных художественных промыслов специального режима налогообложения, аналогичного тому, что применяется к товаропроизводителям зерна, мяса и овощей.

НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

Предприниматель из села Давыдово-Куровское Орехово-Зуевского района Московской области Сергей Коблов занялся изготовлением и продажей матрёшек в начале лихих 90-х годов прошлого столетия. Окончание МВТУ им. Баумана совпало с женитьбой и рождением первенца, молодой семье были нужны деньги. Сергей попробовал резать деревянную скульптуру, но она не пользовалась спросом. Помог случай: ему удалось получить заказ на матрёшки от продавца, работавшего на вернисаже в Измайлово. «С тех пор этим и занимаюсь, - говорит Сергей, - хотя всё-таки сомневаюсь: тем ли путём иду, не повернуть ли? Но сейчас уже сложно: вместе со мной работают жена, дети, друзья, знакомые».

До недавнего времени Коблов с выгодой реализовал свою продукцию на вернисаже в Измайлово. Московские площадки притягивали мастеров народных промыслов из России, Украины и Белоруссии. Но сейчас торговля на них стала неэффективной, потому что значительные потоки туристов оттянули на себя города Золотого кольца. «Я бы с удовольствием выставлялся в регионах, если бы власти обустроили там постоянные ярмарочные площадки. Но их нет, поэтому я второй год участвую в «Ярмарках выходного дня», организованных отделом управления торговли Орехово-Зуева: надеваю красную рубаху, картуз, шучу, балагурю. Людям нравится праздничная атмосфера, они возвращаются, приводят знакомых, торговля идёт живей. Жаль, что не удалась последняя выставка-ярмарка «Золотые руки мастеров», организованная Московской палатой ремёсел, - столичные власти сэкономили на рекламе», - отметил С. Коблов.

Сергею Коблову постоянно приходится искать новые формы продаж. Он идёт в ногу со временем, у него есть свой сайт: www.studiosk.ru и свой магазин «Подарки», открытый в Давыдово-Куровском. Но интернет-продажи идут хуже реальных, несмотря на то, что виртуальные покупки ощутимо дешевле реальных. Магазинная торговля тоже не так бойка, как хотелось бы. «Когда мы открывали магазин, хотели воспитывать в покупателях гордость за продукцию российских прикладников. У нас можно было найти изделия всех художественных промыслов Подмосковья. Китайская дребедень, вроде глиняных копилок и безделушек с иероглифами достатка, была под негласным запретом. Но нам пришлось быстро отказаться от принципов, потому что покупатели заставили нас "прогнуться" под спрос. Конечно, мы чувствуем недоработки в области подачи продукта. Что ж, будем отрабатывать "технику боя"» - говорит С. Коблов.

Многие друзья Сергея по сувенирному цеху давно «сбежали» из этого сложного бизнеса, потому что конкурировать с китайцами почти невозможно, и подались в сетевой маркетинг китайских же компаний, распространяющих «продукты для здоровья». По словам С. Коблова, «нужно постоянно делать что-то новое, потому что конкуренты буквально дышат в затылок. Раньше мы производили много недорогих вещей, но сейчас отдаём предпочтение более сложным и качественным изделиям. Наш товар отличается от китайщины тем, что в него вложена душа мастера, да и сделан он на совесть. Конечно, брелоки, ручки, матрёшки, детские наборы матрёшек-раскрасок всегда востребованы, но я подумываю о разработке сувениров другого рода: хочу попробовать делать резные наличники или барометры».

Надолго ли хватит сил у хорошего парня и патриота С. Коблова продержаться на рынке и в одиночку сражаться за сохранение исконно российского народного промысла? Всё, что можно было сделать, он уже сделал: создал производство, открыл магазин, позаботился о подготовке молодых мастеров в организованной при содействии местной администрации студии народного творчества «Гуслица». Он говорит: «К нам приходят по зову души: кто-то разрабатывает токарные методики, кто-то точит игрушки, кто-то любит рисовать. Со временем у каждого студийца появляется собственный проект. В работе с людьми нет клише, из каждого нужно вытаскивать талант».

Но ОДИН в поле не воин...С. Коблов не входит ни в какие национальные художественные объединения и даже не состоит в Московской палате ремёсел, хотя это непременное условие для работы на зарубежных ярмарках. Это не значит, что его туда не приглашают - просто его не устраивает отсутствие ощутимых выгод при необходимости платить членские взносы и представлять документы бухгалтерской отчётности. «Вообще-то я давно хочу уйти из сферы рыночного сувенира в производство полезных вещей, которые бы не только радовали глаз, но были бы функциональными», - отмечает С. Коблов.

Значит, куровская матрёшка-мордашка тоже скоро исчезнет...

ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ

В отличие от азиатского ширпотреба, рассчитанного на людей-сорок, падких на яркое и блестящее, российские сувениры затрагивают человеческую душу, развивают способность ценить прекрасное и даже желание пробовать в творчестве свои силы. С. Коблов не случайно стал выпускать наборы для творчества для детей разного возраста. Он считает, что нужно развивать в подрастающем поколении творческое начало, умение ставить цели и добиваться их исполнения, потому что китайские пазлы, наводнившие магазины игрушек, не столько развивающие игры, сколько «оружие массового поражения». Собирая разрезанные на кусочки картинки, ребенок идёт к вполне очевидной цели, то есть приучается мыслить в рамках строго заданного формата. Так растят поколение безынициативных исполнителей. Воздействие «стандартизованных» игр так велико, что под него попали практически все молодые россияне. Не обошла эта беда и семью С. Колобова, он говорит: «Сейчас мы «воюем» со старшим сыном, который живёт по программам, заданным компьютерными играми. Мы постоянно говорим: "Формируй свой мир, ставь себе цели, думай, как их достичь, пытайся что-то делать сам. Не жди, что кто-то поведёт тебя за руку". Как заставить его это понять?».

Мир стремительно меняется. Хотим мы или нет, молодое поколение будет играть в электронные игры. Значит, надо по-новому представлять и предлагать ему продукцию народных промыслов. А для этого нужно решить, пойдём ли мы по пути мультикультурализма или возьмём за основу концепцию плавильного котла, предполагающую слияние национальных культур. Если предпочтём второй путь, то потеряем безопасность страны, потому что «массовая» культура поражает не только духовное, но и физическое здоровье человека, оторвавшегося от родных корней. А если выберем первый путь, придётся создавать и осуществлять образовательные программы, воспитывающие уважение к самобытным культурам народов, входящих в Российскую Федерацию, и планировать развитие территорий её субъектов, причём подходить к этим процессам нужно ответственно и творчески. Кроме того, нужно помнить, что до тех пор, пока государство не поймёт, что Россия держится на конкретных людях, реальных результатов не будет.

История российских народных промыслов в датах

1885-1910 гг. - объединение разрозненных кустарей в центры народных художественных промыслов под эгидой Московского торгово-промышленного музея кустарных изделий.

1900-1917 гг. - расцвет предприятий народных художественных промыслов в России.

1923-1988 гг. - превращение художественной промышленности в процветающую отрасль экономики СССР.

1990-2010 гг. - разрушение государственной инфраструктуры производства и сбыта предприятий народных художественных промыслов. Период выживания отдельных мастеров и мастерских при отсутствии ощутимой государственной поддержки.

 

Результаты опроса, размещённого на сайте студии народного творчества «Гуслица» на 7 апреля 2010 г.
Результаты опроса, размещённого на сайте журнала «Территория и Планирование» на 12 апреля 2010 г.

    

    

    

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).