«Переходный период: от градостроительства к градоустройству»

А.А. Шагова,
главный архитектор проектов
отдела градостроительного планирования и аудита территории ИКРТ

Современная градостроительная практика в нашей стране принижается до уровня инструментария, признанного решать тактические задачи хозяйственной деятельности. На самом деле, сегодня градостроительство необходимо рассматривать как один из гарантов безопасности страны.

Современные проблемы разработки градостроительной документации городских и сельских поселений в регионах ЦФО.

Градостроительство в сегодняшнем его понимании превращается в инструмент размещения различных объектов хозяйствующих субъектов и рационального использования земельных ресурсов, а также в некий второстепенный инструмент регулирования земельных проблем отдельных собственников. Однако следует обратить внимание на традиции, менталитет, историю и культуру территорий, а также на приоритетные методы работы с ними и отношение к их использованию. Только при учёте этих реалий отечественное градостроительство может приобрести черты социально направленного вида деятельности, гаранта социальной безопасности страны.

Сегодняшние территории городских и сельских поселений можно сравнить с планетарными системами, вращающимися вокруг солнц - центров наиболее сильного притяжения населения. В ЦФО их роль играют Москва (по большинству функций) и Санкт-Петербург. Областные административные центры отдают им часть человеческого ресурса. Но территории, обладающие богатыми природными ресурсами (полезными ископаемыми, пресной водой, развитой инфраструктурой, трудоспособным населением), остаются по-прежнему привлекательными. Развитие территорий необходимо рассматривать в контексте динамики миграций населения, анализируя причинно-следственные связи их передвижений, выявляя привлекательные ключевые территории и благоустраивая их в первую очередь.

Актуальные проблемы разработки и реализации градостроительной документации

Прежде чем приступить к конкретным предложениям по теории развития современного градостроительства, необходимо коснуться проблематики разработки региональной градостроительной документации в целом:

1. Проведение тендеров в соответствии с ФЗ № 94 по критерию «кто дешевле и быстрее» ведёт к неизбежному ухудшению качества градостроительной документации и неизбежной деградации градостроительной деятельности. Большинство проектных решений непрофессионально и требует переработки. Сроки разработки документации неприемлемы и чреваты недолжным качеством проектных решений. Часто случается так, что проектировщики не выезжают на территории проектирования, получая исходные данные и документацию через посредников или в региональных центрах, которые чаще всего не соответствуют действительности.

2. Цифровые показатели аналогичных исходных данных, полученные из разных источников, как правило, значительно отличаются друг от друга. Основная сложность заключается в том, что ни подтвердить, ни опровергнуть их не представляется возможным. Актуальных данных о площадях территорий различного функционального назначения и землепользователях не существует - они устарели и «не бьются» между собой. Свести их в один проект крайне сложно. Создаётся ощущение, что большинство данных «рисуется в прикидку», как будто вся статистическая деятельность - гадание: может, так, а может, и по-другому, ведь точного ответа не знает никто.

3. Отсутствие векторной актуальной подосновы в ГИС-системе повергает разработку проекта в состояние ступора. Иногда стоимость актуальной подосновы превышает стоимость муниципального контракта, поэтому актуализация происходит «вручную», методом прорисовки, а источниками информации являются беседы с местными главными архитекторами и представителями муниципальных администраций. Это обстоятельство определяет потерю качества проектных решений ещё до начала их разработки. Неточности в площадях, несоответствие балансов территории исходным данным характерны практически для каждого проекта, тогда как графические материалы генпланов по точности привязок участков и площадей должны быть аналогичны дежурным кадастровым картам.

4. Градостроительная деятельность в экономически выгодных регионах предельно субъективна и зависит от воли крупного бизнеса. Этот факт отрицательно сказывается на процессе развития социальной инфраструктуры и модернизации инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с нормативными требованиями. Результат проектирования, как правило, обходит все возможные нормативы социальной и инфраструктурной обеспеченности. Как правило, проектировщики применяют те нормативы, которые выгодны заказчику (так как многие нормативы не соответствуют друг другу по задаваемым рамкам проектирования) или сводят их к минимуму, не достаточному для комфортного проживания и деятельности граждан. Территория цельного населённого пункта превращается в лоскутное одеяло из распроданных клочков земли, застройка которых зависит от воли новых собственников и не только не вписывается в общую планировочную структуру территории, но и порой разрушает её историческую целостность и гармоничное средовое восприятие.

5. Отсутствие методических документов, определяющих обязательный состав, содержание и критерии качества проектной документации территориального планирования ведёт к неопределённости результатов работы. По причине того, что большинство нормативных документов и инструкций носит рекомендательный характер, каждая организация - разработчик проектной градостроительной документации - вынуждена создавать собственные стандарты и нормативные требования к графическим и текстовым материалам.

6. Отмена Градостроительным кодексом РФ обязательной экспертизы документов территориального планирования привела к безответственности отдельных исполнителей, разрабатывающих СТП и генпланы городских и сельских поселений.

7. Дефицит квалифицированных кадров - одна из основных причин невозможности разработки документов территориального планирования на высоком профессиональном уровне. 20-летнее пренебрежение вопросами градостроительства привело к потере целого поколения градостроителей, отсутствию новых идей в развитии граддеятельности и утрате отечественной градостроительной культуры.

8. Отсутствие контактов между разработчиками граничащих друг с другом муниципальных образований ведёт к нецелесообразной повторяемости проектных предложений и мероприятий территориального планирования. Как правило, СТП района, объединяющего муниципальные образования, и СТП субъекта РФ, принимаются значительно позже, чем начинается разработка генпланов поселений. Эти документы не в состоянии урегулировать несоответствие проектных предложений, которые в дальнейшем потребуют пересмотра и актуализации проектных решений большинства генпланов, входящих в состав муниципального района субъекта.

9. Существует необходимость пересмотра муниципальных границ городских и сельских поселений: разбивка на сельские поселения в ряде регионов - излишне дробная и необоснованная с точки зрения ежедневных миграций населения. При поездках на работу, походах в магазины и учреждения социального обслуживания жители многократно пересекают границы муниципальных образований. Ситуация, складывающаяся на территориях, и состояние их бюджетов требуют объединения отдельных сельских поселений в более крупные муниципальные образования, ориентированные на ежедневные трудовые миграции населения и местоположение полюсов роста территории. Это обстоятельство потребует повторного пересмотра и актуализации уже разработанных генеральных планов поселений.

10. Почти у всех сельских поселений нет документов межевания границ. Некоторые города и небольшие городские образования не имеют проектов городской черты и красных линий и не могут предоставить полные исходные данные для большинства объектов проектирования. Однако проект генерального плана должен их отражать, поэтому получается, что его разработчики должны решать и эти актуальные на сегодняшний день проблемы, так как отсутствие таких документов уже привело к множеству нарушений земельного и градостроительного законодательства РФ.

11. Ряд проектных решений и разработок не учитывал возможность ухудшения экономической ситуации вследствие экономического кризиса, в условиях которого «инновационно-прорывной» сценарий развития, признанный в большинстве документов в качестве основного, становится нереализуемым.

12. Наблюдается существенный дисбаланс в развитии крупных городских образований, и малых городов, и посёлков. Становится очевидным значительное отставание в сферах благоустройства жилищного фонда, инженерного обеспечения и социального обслуживания населения, ухудшается состояние социально значимых объектов. В сельских населённых пунктах ситуация еще более острая - они пустеют и вымирают.

13. Инвестирование идёт только на экономически выгодных территориях, а сельская местность и сельскохозяйственное производство остаются практически без инвестиций. На большей части территории страны сельхозпроизводство является нерентабельным, а в благополучных в сельскохозяйственном отношении районах частично или полностью «уходит в тень». Объёмы производимой продукции не соответствует статистическим данным.

14. В малых городах и посёлках местные бюджеты не только не в состоянии инвестировать в развитие инфраструктуры, но и поддерживать качественный уровень их нынешнего состояния.

Все эти обстоятельства ведут к потере возможности управления территориями и утрате градостроительной культуры в целом.

На рубеже ХХ и ХIХ веков настало «время городов» (1). Это значит, что перед проектировщиками стояла задача учёта влияния глобальных процессов урбанизации: потери исторического облика территорий, роста автомобилизации, изменения качества жизни населения, вызванного различным уровнем развития инфраструктур, дисбалансом в наращивании энергетических мощностей на отдельных территориях и выходе из строя инженерных сетей. Сегодня приоритетной задачей развития территории является не градостроительство, а градоустройство. Города необходимо развивать в границах существующих территорий, их нужно сохранять, поддерживать и восстанавливать, причём решать эти задачи следует на всех уровнях управления. Архитекторы и управленцы муниципальных образований должны перейти к пониманию градоустройства как прямой перспективы развития населённых мест на ближайшие 30 лет - расчётный срок реализации градостроительной документации.

Принципы современного градостроительства

Работа с городскими территориями должна рассматриваться не в контексте строительства, а в контексте целостного управленческого процесса, объединяющего экономические и финансовые, социальные и экологические, юридические и культурологические аспекты жизни города и городского сообщества. Для профессионалов это означает смену парадигмы градостроительства на парадигму градоустройства (2), то есть ориентацию на управление пространственным развитием территорий, связанное с планированием урбанизированных территорий и регулированием прав текущих и перспективных собственников на использование и развитие территорий, участков, а также расположенных на них зданий и сооружений.

Градоустройство - это субъектно и объектно ориентированная технология работы с участками, зданиями, помещениями, сооружениями, а также со взаимодействиями субъектов в отношении объектов. Методы градостроительного планирования и проектирования должны быть следствием проанализированного и чётко выявленного социального действия субъекта, его согласованных миграций по территории.

Концепция градоустройства должна осуществить перевод понимания города как «всегда растущего», к городу, «существующему для населения», а во многих случаях - к городу «выживающему». Он должен рассматриваться в контексте окружения - прилегающих территорий района и связанных с ним экономически важных центров (иных населённых пунктов).

В свете обозначенных приоритетов первоочередными задачами градоустройства являются:

1. Зонирование городских территорий. Членение территории города должно быть разнообразным и неравномерным. Кварталы, средние и крупные блоки формируются в зависимости от их расположения в городе, интенсивности освоения территорий и предпочтительной организации локальных сообществ.

2. Реконструкция инженерно-транспортной инфраструктуры. Дорожно-транспортная сеть городов требует реабилитации - возврата к исторически сложившейся сети улиц, выделения магистралей непрерывного движения или их проектирования в обход исторически важных градостроительных образований.

Социальная направленность градоустройства состоит:

Современное развитие территории базируется на её природных и технологических ресурсах (коммуникационных возможностях). Именно по этой причине на фоне сокращения общей численности населения муниципальных образований отчётливо видна тенденция сокращения численности населения труднодоступных населённых пунктов и практически полного исчезновения деревень и посёлков, не обеспеченных транспортным сообщением и инженерной инфраструктурой.

Основными критериями транспортной доступности территории являются стоимость транспортных услуг, время пути, комфортность достижения цели маршрута (работа - дом - социально-значимые учреждения).

Население концентрируется на наиболее комфортных центральных территориях городов - в центрах муниципальных районов. Сейчас большинство из них находится в упадке: отсутствуют места приложения труда (производственная база), нуждается в реконструкции инженерная и транспортная инфраструктуры. Эти сети, а также сети энергоснабжения многих городов и сельских поселений выходят из строя по причине ветхости оборудования (большинство из них были созданы 50-60 лет назад). Их реконструкция требует колоссальных капиталовложений.

В погоне за стремительным развитием и невероятными прибылями мы теряем нашу историю, а взамен получаем «квадратные метры» весьма сомнительного качества и отсутствие необходимой социальной инфраструктуры. Такому положению дел во многом способствовала неконтролируемая рыночная экономика, «капитанов» которой административный ресурс (в большинстве случаев по причине отсутствия квалифицированных кадров) наделил полным правом решать вопросы территориального развития.

Для решения территориальных проблем нужно, во-первых, задать вектор инвестиционного развития территории; во-вторых, градостроительная документация должна определить территориальные границы и нормативные экономические пределы этого развития на основе оценки критериев выхода из кризиса, постепенной стабилизации экономики, вложения бюджетных средств в инженерную и транспортную инфраструктуру, а также в развитие социально значимых объектов.

Пространственная организация урбанизированных территорий

Архитектурное пространство территории - это организованная планировочная структура, возникшая в результате взаимовлияния трёх составляющих: исторически сложившегося освоения территории, её современных транспортных планировочных осей и маршрутов ежедневных и периодических миграций проживающего на ней населения, а также статичных полюсов её роста. (Под полюсами роста понимаются экономически привлекательные и социально значимые территории крупных населённых пунктов и административных центров муниципальных образований.)

Архитектурное пространство городского и сельского поселения - это система расселения территории, пространственная организация урбанизированных территорий, связанных коммуникационными коридорами и экологическим каркасом в единую многофункциональную сеть, по которой, как по кровеносной системе, движутся социально-биологические потоки. Если этот организм целостен и работает без сбоев, то создаётся пространственная среда комфортной жизнедеятельности человека в рассеянном по территории относительно урбанизированном пространстве. Отличие сельских поселений от городов состоит в том, что в поселениях экологический каркас территории доминирует в балансе площадей и должен быть признан приоритетным по значению. Решение экологического каркаса и определение мероприятий по охране окружающей среды должны стать главными задачами градостроительства и основой устойчивого развития территории сельских поселений.

Понимание специалистами местных администраций задачи «устойчивого развития территорий» как стремительного территориального роста и увеличения площадей жилищного и промышленного строительства ошибочно и ведёт к неправильному распределению территорий по функциональному назначению и определению возможных собственников земель. Ошибки градостроительной деятельности на начальном этапе незаметны, но к расчётному сроку реализации проекта (2030 году) они станут явными и трудноразрешимыми проблемами территорий.

Архитектурное пространство города - это сложное многослойное явление, состоящее из исторических пространственных напластований и современного пространства физической и социальной активности населения, которое в свою очередь делится на приватное (домашнее) и публичное (городское) пространство. Перспективное развитие форм связи этих пространственных структур должно определить будущий облик города, его черты, которые со временем станут историческим результатом градостроительного развития территории.

К сожалению, современные тенденции реализации глобальных градостроительных проектов далеки от такого понимания термина «градоустройство». Проектировщики по-прежнему выделяют в ткани города участки и проектируют на них объекты, что называется, «с листа». При этом ткань города не дополняется, а покрывается многочисленными заплатами, поставленными отдельными застройщиками, пренебрегающими существующими стилистическими нормативами застройки и не обладающими элементарной градостроительной культурой. Проектируемые пространства становятся несомасштабными, новые здания выламываются из архитектурного контекста, разрушая комфортность урбанизированных территорий.

Сегодня нужно переориентировать развитие архитектурного пространства в границах существующей застройки и разгрузить переполненную инфраструктуру. Необходимо организовать профессиональное ведение территорий (управление территориями) на местах, добиваясь минимизации затрат на функционирование без потери качества обслуживания. Решения, связанные с управлением территориями, должны приниматься коллегиально. Необходимо, чтобы в их принятии участвовали представители администраций, специалисты в области градостроительства и земельных отношений, а также юристы. Такой подход позволит исключить большинство ошибок, допускаемых сегодня из-за халатного отношения к вопросам развития территорий.

Сохранение среды исторических городов

Организация территории, учитывающая лишь пространственные элементы, была бы неполноценна без учёта исторически сложившихся тенденций планировочного каркаса застроенных территорий городских образований. Структуру исторических слоёв территориального развития можно сравнить со структурой земной коры с различными типами отложений: современная застройка точно так же скрывает древние слои исторического контекста, как молодые отложения - древние геологические породы.

Одной из первостепенных задач градоустройства должно стать сохранение исторической среды городов. Город - сложнейшая из систем антропогенного происхождения, в которой заложена потребность сохранения исторической среды.

Историческая среда города состоит:

Образ города, его «генетический код» формируется под воздействием исторической среды. Она оказывает огромное влияние на формирование гражданского общества, от которого зависит устойчивое развитие территории. Историческая среда порождает по-настоящему ценных членов общества, воспитывает их патриотические чувства и твёрдые гражданские позиции. Территории, сохранившие историческую среду, имеют потенциал стабильного развития, так как сохраняют население. Только в этих условиях возможно рождение новых идей, концепций и определение перспектив их развития.

В настоящее время начался процесс перерождения населения крупных агломераций, являющийся следствием вырождения среды на территориях массовой жилищной застройки. Деградировавшая в историческом отношении среда порождает у населения равнодушие к прошлому и будущему и приводит к отсутствию гражданской позиции. Заместитель директора департамента строительства Минрегионразвитя РФ Э.А. Шевченко в статье «Сохранение исторических городов» утверждает: «Города, утратившие свой генотип, и Среда, утратившая генетический код города, становятся социально опасны».

Нужно отказаться от распространения массовой застройки городов и организовать их пространство в контексте теории градоустройства и пристального внимания к историческим и культорологическим аспектам каждой городской территории.

Пример разработки генерального плана малого исторического города Российской Федерации

Город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области

Город Солигалич был возведён в 1332 году для защиты рубежей Галицкого княжества от врагов. В 1779 году он получил герб, в верхнем синем поле которого изображена галера, а в нижнем золотом поле - три стопки соли, означающие, что в этих местах издавна вёлся соляной промысел.

Географическое положение Солигалича определило его судьбу. Он стал одним из торгово-промышленных центров русских княжеств, расположенных в верхнем течении Волги. Через Солигалич проходил главный торговый путь к Белому морю и на Северный Урал. В районе Костромы происходила перевалка товаров, подвозившихся сухопутным трактом или по Волге, далее они шли на север по левым притокам Волги, рекам Костроме, Унже и по сухопутной дороге на Галич и Чухлому.

Солигалич быстро развивался и обрастал слободами. Расцвет города пришёлся на XVII век. Основу его благополучия составляли добыча соли и извести, дегтярный и кузнечный промыслы, торговля и заготовка леса. В это время в Солигаличе было построено несколько удивительных храмов, частично сохранившихся до нашего времени.

В 1841 г. местный купец В.А. Кокорев открыл в Солигаличе водогрязелечебницу. В 1858 г. по его просьбе доктор медицинских наук А.П. Бородин (впоследствии знаменитый химик и композитор) исследовал воду минерального источника и подтвердил её целебные свойства. По его совету лечебница была расширена. В конце XIX в. Кокорев подарил участок земли с минеральными источниками городу, и земство построило на его территории несколько лечебных учреждений. Одно из них сохранилось до наших дней, сейчас в нём находится санаторий им А.П. Бородина.

В начале ХХ века Солигалич был тихим уездным городом, стоящим вдалеке от железных дорог. Жизнь в нём оживала с только открытием курортного сезона.

Сегодняшний Солигалич - это центр Солигаличского муниципального района Костромской области с населением 6  693 человека.

Оценка историко-культурного потенциала территории города

Возникновение города Солигалича принято связывать с основанием в 1335 г. Воскресенского монастыря, хотя соляной промысел и поселение варщиков соли появились несколько раньше.

Солигалич расположен по обоим берегам реки Костромы. В этом городе сохранились регулярная планировочная структура, выдающиеся произведения архитектуры, массовая историческая застройка, позволяющие считать его ценнейшим памятникам русского градостроительного искусства. Солигаличские каменные храмы второй половины XVII века (Рождественский и Воскресенский соборы, церкви Богоявления Воскресенского монастыря и Николая Чудотворца в храмовом комплексе на Наволоке) представляют собой значительные явления в истории отечественной культуры.

Хорошо сохранились Входоиерусалимский (1804 г.). Крестовоздвиженский (1809-1816 гг.) и Преображенский (1821 г.) храмы, построенные в первой четверти XIX века. Большой интерес представляет отличающаяся цельностью застройка центральной площади города с уникальным ансамблем деревянных торговых рядов (вторая четверть XIX века), общественными и жилыми зданиями конца XVIII - начала XX веков, а также городская застройка, расположенная вдоль центральных улиц.

Солигалич - один из немногих исторических городов европейской части России, которым удалось сберечь исторический облик. Вкрапление современных зданий в его историческую застройку минимальны, поэтому он обладает высоким потенциалом для развития планировочной структуры, базирующейся на историческом каркасе и основных планировочных осях.

К сожалению, практически все памятники федерального и регионального значения находятся в критическом состоянии. Невнимание государства к проблеме сохранения исторического наследия в советское время и нынешнее отсутствие бюджетных средств на восстановление и поддержку архитектурных ценностей привели к ужасающим последствиям.

Если ситуация не изменится, к 2030 году большинство памятников культурного наследия будут безвозвратно утрачены. Исторические города потеряют самобытность, и это обстоятельство приведёт к ослаблению гражданских позиций, вырождению традиционного уклада жизни, оттоку населения и вымиранию оставшейся его части.

Фотографический анализ архитектурных памятников Солигалича демонстрирует проблемы, типичные для всех малых городов Российской Федерации.

 

Планировочная структура и развитие территории городского поселения города Солигалича

Планировочная структура

Солигалич имеет исторически сложившуюся радиально-кольцевую структуру. Лучевые направления расходятся из центральной правобережной части города - Красной площади и санаторного комплекса, являющихся историческими центрами активности населения.

Доминирующим направлением развития транспортной инфраструктуры является южное направление, идущее в направлении центра области - города Костромы. Северо-западное направление ведёт к известковому комбинату и железнодорожной станции и тоже имеет важное значения для развития ткани города. Остальные лучевые направления завершаются площадками промышленных предприятий. Вдоль них, в пределах первого и второго транспортного кольца, расположена вся социальная инфраструктура Солигалича. Основные историко-архитектурные объекты городского округа находятся в пределах первого кольца. Второе кольцо притягивает большинство ежедневных миграций населения.

Левобережная часть города характеризуется отсутствием социально-значимых объектов, инженерной инфраструктуры и ясных планировочных решений. Она была искусственно внесена в планировочную структуру Солигалича и остаётся оторванной от неё по сей день. Но на её территории находятся самые древние археологические памятники - южнее моста через реку Кострому расположена зона, представляющая интерес в археологическом отношении. В XVII веке на левом берегу находился Успенский храмовый ансамбль. XIX век усугубил дисбаланс развития обеих частей города из-за процветающего санаторно-курортного комплекса на правом берегу Костромы. В 30-х годах ХХ века Успенский храм был разрушен, и эта левобережная территория утратила связи с основной частью города до тех пор, пока в 70-х годах она не была присоединена к городу в связи с расширением городской черты. Правобережная часть города по уровню комфортности существенно опережает левобережную. Основным типом застройки городской среды являются дома усадебного типа и блокированные дома (дуплексы); в восточной и северной частях города встречается секционная застройка малой этажности (до 3 этажей).

Промышленные центры оттягивают потоки ежедневных миграций на окраину города по радиальным направлениям, что компенсирует ограниченную активность населения за пределами второго транспортного кольца. Социальная структура города имеет кольцевой характер и провоцирует движение потоков преимущественно по направлениям двух центральных внутренних полуколец.

Радиальные направления делятся на основные и второстепенные. Основными в планировочной структуре города можно считать радиальные улицы, ведущие на юг (в сторону Костромы), на север (к больничному комплексу и крупнейшему производственному предприятию района), на северо-восток (к основному рекреационному центру). Остальные радиальные направления следует признать второстепенными, их развитие в процессе роста городской ткани будет менее явным.

Сейчас рекреационная ось выражена неявно, но она подкреплена исторически сложившейся гидрографической осью развития территории, расположенной в направлении север - юг, и подтверждает планируемое жилищное строительство домов усадебного типа в левобережной части городского поселения. Центром притяжения этой территории является рекреационно-спортивный комплекс. Предполагается благоустройство особо охраняемой природной территории, расположенной в северо-восточной части городского поселения.

На осевом направлении север - юг сосредоточено большое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Исторически сложившаяся южная часть этой оси усложняет кольцевую планировочную структуру, растягивая историко-культурную зону к юго-востоку от центра города.

Методы пространственной организации планировочной структуры городов

Архитектурно-планировочная организация города определяет общие основы пространственной морфологии, структуры и композиции городов, сложившиеся к началу XXI века. Синтезированное понимание структуры города позволяет решать социальную, экономическую, экологическую, эстетическую и культурологическую проблемы города.

Функциональное размежевание территории города постепенно замещается интегрированной планировкой города. Преобладавшая в прошлом застройка свободных земель на окраинах дополняется и постепенно сменяется инвестиционной активностью на освоенной территории города в границах существующей городской черты. Это означает, что города переходят от внешней экспансии застройки к использованию технологий градоустройства -реконструкции в пределах освоенных территорий и технической модернизации зданий и сооружений. Будет налажена система интенсивной реставрации и восстановления памятников культуры и архитектуры. Намечается постепенный переход от механического сокращения загрязнений городской среды промышленными производствами к стратегии её комплексного оздоровления и внедрению технологий очистки выбросов на территориях промышленных предприятий. Монополия немногих строительных систем уступает место активному использованию различных технологий строительства. Лимитированное потребление ресурсов сменяется установкой на применение ресурсосберегающих технологий, конструкций и материалов (3). Таким образом, определяющим в развитии города становится ресурсный подход, предполагающий выявление потенциальных возможностей его территорий и их всестороннее использование.

В основу формирования планировочной структуры города Солигалича положены следующие принципы:

Проект Генерального плана города предлагает прекращение избыточного территориального разрастания города и переход к его активной реконструкции и к интенсивному темпу развития города в XXI веке, которое сопровождается не опережающим увеличением, а удельным сокращением потребляемых ресурсов (в физических единицах территории, протяженности коммуникаций, энергопотребления и т. д.) и уплотнением застройки на освоенных территориях. Радиально-кольцевая планировочная структура - наиболее экономичный вариант для интенсивного развития города в пределах городской черты. В этом случае затраты на благоустройство (например, на трассировку инженерных и транспортных коммуникаций) значительно меньше, чем в случаях линейной и протяженной узловой структур застройки. Переход к интенсивному типу развития города создаёт основы для интеграции его структуры.

Принципы интеграции городской структуры воплощаются в создании по основным планировочным осям территории многофункциональных городских зон и комплексов, многопрофильных градостроительных узлов, крупных зданий, совмещающих разные функции и активно использующих подземное пространство. Такие подходы развивают и обогащают функциональный подход, возвращают городской среде её интегральное качество. Эти принципы, обозначенные проектировщиками в генеральном плане, должны быть реализованы в проектах планировки разных городских территорий и определении векторов инвестиций. Градостроительные задачи первоочередного порядка должны воплощаться в постепенной перестройке и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда при сохранении исторического облика зданий в границах охранных зон памятников историко-архитектурного наследия и в сносе и замене жилищного фонда за границами таких зон.

Комплексная градостроительная реконструкция застройки и её регенерация за пределами исторических охранных зон (за счёт модернизации или замены зданий) повысит социальный статус обветшавших и ставших непрестижными фрагментов городской застройки. Это избавит город от появления трущоб, увеличит разнообразие жилищ и типов застройки, радикально преобразует архитектурные, экологические и эстетические качества городской среды, а также стимулирует участие населения в модернизации собственных домовладений и городской среды в целом.

Если удастся создать полноценную архитектурную систему зданий и сооружений, город из «продукта планиметрии» превратится в произведение градостроительного искусства. Это необходимо учитывать на территориях нового строительства и реконструкции в городской черте. Особую значимость в условиях реконструкции имеет органичность взаимодействия новых форм архитектуры с исторически сложившимся окружением, утверждающим непрерывность развития городского пространства.

Архитектура - это один из главных ресурсов равновесия экологии и культуры. Ориентация на ресурсы интенсивного роста города в границах городской черты должна получить практическое воплощение во всей гамме градостроительной проектной документации,  от градостроительного плана до проектов планировки и застройки территорий.

Проектная планировочная структура г. Солигалича является системной моделью градостроительного проектирования (4), отправными структурными подсистемами которой являются природа, население, хозяйство, организация пространства. В подсистемах природы и организации пространства ключевым и отправным ресурсным компонентом является территория. Выявление проектной планировочной структуры территории проведено на основе разработки и сравнения внешних и внутренних вариантов развития и их возможных комбинаций, а также на основе определения наиболее инвестиционно привлекательных городских территорий, развитие которых обещает максимальный экономический эффект.

Первоочередная задача реализации проекта Генерального плана Солигалича - сохранение, реконструкция, совершенствование и развитие объектов городской инфраструктуры. Только её решение обеспечит условия для комфортного проживания населения.

Ценность территорий для жилищного строительства определяется с учётом расположения основных планировочных осей и центров, планируемых мероприятий по развитию, а также ограничений развития территории. Планировочную структуру необходимо учитывать при размещении социальных, торговых и бизнес-объектов, так как они предполагают высокий уровень посещаемости. Для этого в планировочной структуре территорий определяются зоны влияния планировочных осей и центров. В местах их наибольшей концентрации при отсутствии инженерно-геологических и санитарных ограничений выявляются наиболее благоприятные зоны жилищного и общественно-делового капитального строительства. Планировочные оси, зоны и направления развития Солигалича отражены в проектной планировочной структуре его территории.

 


Герб Солигалича


Современная панорама Солигалича


Солигалич в начале ХХ века


Собор Рождества Богородицы

 

Схема расположения солигаличских храмов

 

Центральная часть

  1. Входоиерусалимская церковь
  2. Быв. уездное земство
  3. Быв. Дворянское собрание
  4. Быв. трактир купца Завьялова
  5. Быв. дом купца Завьялова
  6. Церковь Преображения
  7. Церковь Николы на Наволоке
  8. Быв. торговые ряды
  9. Крестовоздвиженская (Борисоглебская) церковь
  10. Городище «Усольская осада» («Макарьевский вал»)
  11. Быв. уездное училище
  12. Рождественский собор
  13. Быв. духовное училище
  14. Богоявленская церковь
  15. Воскресенская церковь
  16. Быв. Присутственные места (полицейского управления)
  17. Памятник Г.И.Невельскому
  18. Церковь Петра и Павла

 

Сравнительный фотографический анализ памятников архитектуры г. Солигалича

1. Церковь входа в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Фото С.А. Орлова начала XX в. Фотоархив ИИМК РАН.
2. Церковь входа в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Современное состояние..

3. Крестовоздвиженская церковь. Фото С.А. Орлова начала XX в. Фотоархив ИИМК РАН.
4. Крестовоздвиженская церковь. Современное состояние.

5. Слева направо: Преображенская церковь, колокольня, Никольская церковь. Фото С.А. Орлова начала XX в. Фотоархив ИИМК РАН.
6. Ансамбль Преображенской церкви и церкви Николая Чудотворца. Современное состояние.

7. Храмовый комплекс бывшего Воскресенского монастыря. Фото С.А. Орлова начала XX в. Фотоархив ИИМК РАН.
8. Церковь Св.Апостолов Петра и Павла. Современное состояние.

9. Успенская церковь. Фото С.А. Орлова начала XX в. Фотоархив ИИМК РАН.
10. Успенская церковь. Современное состояние.

  

 

Существующая планировочная структура территории г. Солигалича

Проектная планировочная структура территории г. Солигалича

 

Примеры схем, представленных в проекте генерального плана городского поселения г. Солигалича

Схема использования территории городского поселения (опорный план)

Схема планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке

Схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон

 

1. Формулировка Пекинской хартии Международгого союза архитекторов

2. Это определение дал А.А. Высоковский в статье «Стратегия профессионального развития: от градостроительства к градоустройству.

3. Разработка генеральных планов на основе ресурсного подхода / Под ред. акад. РААСН Л.В. Ваваркина и И.М. Смоляра, сов. РААСН С.Г. Сафонова. М., 2004.

4. Смоляр И.М. Принципы градостроительного проектирования и предложения по разработке генеральных планов городов в новых социально-экономических условиях. М., 1995. С. 20

 

Институт комплексного развития территорий
Разработка стратегий и концепций развития территорий, проведение социально-экономических исследований, градостроительное проектирование и нормативно-методическое обеспечение территориального планирования и градостроительного проектирования.

 

 Скачать статью в pdf-формате