Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Территория — источник дохода. Рекреационный бизнес России

Мастер-класс Территория - источник дохода

Тезисы выступления А.С. Курбатовой, директора Института комплексного развития территорий, доктора географических наук

Модель маркетинговой стратегии развития территории

  • Территория становится источником дохода в том случае, если она вовлечена в бизнес-процессы - деятельность, приносящую доход.
    Территория понимается как пространственно-однородный комплекс, культурно-исторических,  природных и трудовых ресурсов, находящихся во взаимодействии в процессе хозяйственной деятельности, регулируемом законодательством различного уровня.
  • Туристический бизнес на территории работает как катализатор развития всех видов бизнеса, занимающегося производством и предоставлением материальных и виртуальных продуктов и услуг, создаваемых на основе  ресурсов территории.

Для управления развитием территории местные власти должны разработать и заставить функционировать ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БРЕНД ТЕРРИТОРИИ.

 

Интегральный экономический бренд территории
Для создания работающего ИЭБТ необходимо проводить маркетинговые исследования в двух направлениях:

  • территориальных условий и возможностей (ниже будет рассмотрен пример - Схема территориального планирования Комсомольского района Ивановской области);
  • потребительских предпочтений (рассмотрим в качестве примера исследование рынка туристических услуг Псковской области).

 

Исследования территориальных условий и возможностей региона

В качестве иллюстраций на мастер-классе использовались схемы территориального планирования Комсомольского района Ивановской области.

Исследования потребительских предпочтений

  • Исследование рынка туристических услуг Псковской области по материалам ГУ «Институт регионального развития» (Псков).
  • В качестве иллюстраций на мастер-классе использовались следующие данные исследований:
    • Посещение туристами мест досуга, отдыха, развлечения с разбивкой по дням пребывания
    • в Псковской области.
    • Трёхдневные «ассортиментные наборы» в поведении туристов. Результаты кластеризации подвыборки респондентов, пребывавших на момент опроса в Псковской области более двух дней.
    • Однодневные «ассортиментные наборы» в поведении туристов. Результаты кластеризации всего массива опрошенных по сведениям за первый день пребывания в Псковской области.
    • Однодневные «ассортиментные наборы» в поведении обладателей коротких туров. Результаты кластеризации по сведениям за первый день пребывания подвыборки опрошенных, общая продолжительность пребывания которых в Псковской области ожидается не более двух дней (n = 658).
    • Распределение туристического потока по расходам на ресторан, кафе (% ответивших).
    • Распределение туристического потока по расходам на посещение музеев, церквей (% ответивших).
    • Сводная характеристика распределения туристического потока по денежным затратам в ходе визита в Псковскую область.
    • Расчёт показателей, позволяющих предварительно оценить объём туристического рынка Пскова.
    • Исследования показали, что среднестатистическая группа туристов, приезжающая в Псковскую область, тратит (помимо собственно оплаты тура, проживания, трансфера) 3750 рублей. Среднестатистический турист тратит в Псковской области 1930 рублей.

Интегральный экономический бренд территории

  • Для реализации стратегии развития территории с использованием ИЭБТ посредством развития туристической отрасли необходимо сформировать организационные структуры - управляющую компанию, работающую на основе государственно-частного партнёрства.
  • Задачи современной туристической организации.
  • Необходимые условия для реализации.

Пример программы, развивающей экономику

О подготовке и проведении Всероссийского фестиваля «Русский лес» в Костроме

  • Фестиваль создавался как первое мероприятие нового формата, устанавливающего эффективные экономические связи Бизнес-Творчество-Власть-Общество, способствующего социализации бизнеса для выхода экономики из кризиса.
  • Планируется проведение в 2011 г. в Костроме I Всероссийского фестиваля «Русский лес», который в дальнейшем станет регулярным. Его целесообразность для Костромской области состоит в том, что на фоне обсуждения и решения общероссийских проблем, Кострома может стать отраслеобразующим регионом, т. е. регионом, где сосредоточен основной деловой, творческий и научный потенциал отрасли.

 

Фестиваль «Русский лес» в Костроме

Цели фестиваля:

  • Развитие экономики Костромской области путем формирования положительного имиджа продукции её предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой леса.
  • Развитие делового сотрудничества и укрепление межрегиональных связей.
  • Привлечение дополнительных инвестиций в экономическое развитие области.
  • Пропаганда творчества мастеров-ремесленников по дереву и изделий художественных промыслов Костромской области.
  • Привлечение внимания молодёжи к экономике Костромской области.

Мероприятия проекта делятся на четыре тематических блока, каждый из которых рассчитан на свою целевую аудиторию и решение своего блока задач.

 

Годовой цикл:

I. Зима. Молодёжный этап фестиваля «Молодо - зелено»

Предлагаемый срок проведения: 8-14 февраля 2010 г. (Масленица)

  • Конкурс «Деревяшка» для молодых специалистов и студентов творческих, художественных, строительных, архитектурных, индустриальных вузов на призы губернатора области, Союза художников России, Союза архитекторов России, соответствующих министерств и общественных организаций. Тема конкурса «Работа с деревом как с материалом (дизайн, мебель, деревянная скульптура и др.)», произведения о лесе.
  • Выставка-продажа творческих работ.
  • Музыкальное выступление групп лесной тематики (например, «Лесоповал»).

Целевая аудитория: студенты, молодые специалисты, работодатели, представители вузов.

Задача этапа: развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, её активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране и регионе, формирование активной жизненной позиции, стремление участвовать в развитии региона.

 

II. Весна. Профессиональный форум лесных и лесоперерабатывающих промышленников «Диалог бизнеса и власти: заготавливаем, перерабатываем, строим, продаём»

Предлагаемый срок проведения: апрель 2010 г.

  • Конференция предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой леса.
  • Выставка предприятий и оборудования.
  • Круглые столы по актуальным проблемам отрасли («Деревянное домостроительство», «Бумага», «Мебель», «Фурнитура» и др.)
  • Культурная программа.

Целевая аудитория: малый и средний бизнес, органы власти (профильные министерства и ведомства), профильные союзы и ассоциации.

Задача этапа: привлечь внимание инвесторов, создать дискуссионную площадку для бизнеса, инвесторов и власти, на которой заинтересованные стороны обозначают свои позиции и обмениваются взглядами на проблемы отрасли и развитие лесного хозяйства.

 

III. Лето. Туристско-краеведческий блок фестиваля

Предлагаемый срок проведения: июль 2010 г.

  • Конференция для российских организаций, музеев и структур, связанных с деревянным зодчеством, краеведением, народными промыслами, историей.
  • Мероприятие для российских туристских агентств по теме  «Наследие деревянного зодчества».
  • Выставка картин «Русский лес» в Романовском музее.
  • Фестиваль этномузыки.

Целевая аудитория: Министерство культуры РФ, структуры и организации, связанные с деревянным зодчеством, музеи деревянного зодчества, реставраторы, творческие мастерские, умельцы народных промыслов.

Задача этапа: пропаганда творчества мастеров-ремесленников по дереву и изделий художественных промыслов Костромской области, привлечение туристов в Костромскую область, налаживание связей с туристическими агентствами России, развитие туристического потенциала Костромской области.

 

IV. Осень. Подведение итогов форума, торжественное награждение победителей

Предлагаемый срок проведения: конец октября 2010 г.

  • Мероприятие с участием Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства регионального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, творческих союзов и др. Торжественное награждение победителей конкурсов первых трёх этапов фестиваля. Завершается гала-концертом и торжественным приемом у губернатора Костромской области. Мероприятие освещается журналистами и ТВ.

Все мероприятия фестиваля освещаются в специальной постоянной телевизионной программе «Русский лес» на телеканалах «Россия», «Русь», «Звезда».

Всё время функционирует информационный сайт фестиваля, выпускается «Вестник фестиваля».


Территория - источник дохода

Примеры использования бюджетных средств для повышения экономического потенциала территории

  • Разработка концепции размещения наружной рекламы в Костроме.  Это первая уникальная комплексная концепция городской наружной рекламы: никогда ранее наружная реклама не упорядочивалась единовременно в рамках целого города.
  • Благоустройство набережной р. Волги в исторической части города Костромы. Проект направлен на создание рекреационной зоны исторического города, приносящей максимальный экономический эффект от обслуживания отдыхающих горожан и туристов.

 

Превращение территории в источник дохода - стратегическая задача власти.

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2020 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).