Великий Сибирский путь. Транссиб — становой хребет России

Сегодня, когда вопрос развития территории нашей страны стоит как никогда остро и является краеугольным камнем ее территориальной целостности, мы хотим обратить внимание на бесценный опыт осуществления одного из самых крупных территориальных проектов современности - строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

«Транссиб на перевале двух веков - это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVII-м и XVIII-м, но это ещё и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с «прошивом» Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим «арканом» за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нём уверенно, и даже обрушившиеся на неё в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули её в могильную яму, и ещё через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав. Что было главной опорой страны в Отечественную войну, когда большая часть европейской территории оказалась в руках врага? Огромные пространства на востоке, великий дух народа и Транссиб. По Транссибу в декабре 1941‑го пошли под Москвой в бой сибирские дивизии, по нему выходили из цехов танки, и по нему же взлетали в воздух самолеты» (Распутин В. Транссиб // Огни Кузбасса. 2007. №1).

Этапы строительства магистрали

Предыстория (1857-1891гг.)

Во второй половине XIX в. благодаря географическим открытиям капитана Г.И. Невельского и успешной дипломатической миссии графа Н.Н. Муравьёва, завершившейся подписанием Айгунского договора с Китаем, оформились восточные границы России. Сразу же обострилась давняя проблема Российской империи, связанная с необходимостью экономического освоения ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Иностранные державы с завистью смотрели на огромные российские территории. Восточное побережье, удалённое от столицы на тысячи вёрст, по сути пустынное, нужно было немедленно брать под государственный контроль. Это можно было сделать лишь одним способом - связать европейскую и восточную часть империи железной дорогой, функционирующей 24 часа в сутки в течение всего года и не зависящей ни от капризов погоды, ни от рельефа местности. Создание такой потоковой системы обеспечивало обмен информацией и грузами, а также гарантировало развитие периферийных территорий России.

Предложение о строительстве железной дороги на восточных окраинах России появилось уже в 1857 г., его инициатором был генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв. Он предложил маршрут «однотропной чугунки» от Байкала на Иркутск, Красноярск, Омск, Уфу и Самару. По его поручению военный инженер Д. Романов провёл изыскания и составил проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. Однако после поражения в Крымской войне правительству было не до осуществления Сибирского проекта.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »