В современном градостроительном процессе нет «точки невозврата»

В.А. Виноградов, профессор, архитектор-реставратор высшей категории

Генплан Москвы. Тема на все времена. «История болезни» одной из величайших столиц мира. Есть ли надежда на выздоровление? Об этом размышляет главный архитектор Института «Спецпроектреставрация» В.А. Виноградов.

 

Проблемы пространственного развития Москвы

Москва находится в состоянии транспортного коллапса. Непредсказуемые остановки автомобильного движения по всем радиальным и кольцевым направлениям неизбежно сказываются на задержках в подъездах к аэровокзалам, железнодорожным станциям и станциям метрополитена. Не­управляемый ритм движения наносит неисчислимые потери и издержки каждому жителю и всей социальной структуре города. Эффект информационно-технологического ускорения неизбежно сводится к торможению, развитие перерастает в деградацию системы агломерации. Не могу сказать, что для столичных градостроителей он стал неожиданностью. Эту ситуацию предсказывали 40 лет назад, когда был разработан и, вопреки конструктивной критике оппонентов, принят Генеральный план развития Москвы 1971 г., повторяющий ошибки большевистского Генплана реконструкция 1935 г. Современный Генплан 1998 г. также продолжает расширение территории за пределами МКАД и наращивает тупиковую радиально-кольцевую структуру города.

Все попытки объяснить и решить проблему транспортного коллапса транспортными же средствами обречены на провал. Это знает любой грамотный градостроитель. Вопрос не только в транспортных потоках и планировочной системе города, проблема гораздо серьёзнее и шире. Главный вопрос: административное районирование города и области. Кто районирует, тот и управляет. А это политическая проблема, затрагивающая интересы федеральной, московской и областной властей, а также столичного статуса Москвы, что закреплено Конституцией РФ и требует внесения поправок. Проблема нового административного райо­нирования недоступна мэру и губернатору, поскольку выходит за пределы их компетенции и полномочий. На федеральном уровне эту проблему не видят из-за отсутствия градостроительного понимания или видят, что комплекс сложнейших проблем политического и социального характера не позволяет в отведённые власти выборные сроки прогнозировать ситуацию. Транспортный коллапс сопровождается экологическими катастрофами и демографическим взрывом стабильной коренной структуры населения. Под видимым благополучием Москвы на фоне отсталых регионов на самом деле скрывается глубокий градостроительный кризис всей системы города.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »