Перестать смотреть на землю. Увидеть территорию

Говоря об инвестициях в землю, в нашей стране этот процесс понимают очень просто: вложил средства - получил прибыль. С точки зрения экономической теории это, без сомнения, правильно, а вот в реальности необходимо смотреть несколько шире, учитывать множество сопутствующих факторов, в противном случае на долгосрочную перспективу такие вложения обернутся лишь спекуляцией. Мы имеем в виду создание разветвлённой инфраструктуры объектов, которая обеспечивает их функционирование в дальнейшем, и постоянную прибыль, которые эти объекты будут приносить. Если будут.

Для примера возьмём Галичский район Костромской области. Здесь находятся несколько деревообрабатывающих предприятий, в которые инвесторами были вложены определённые средства. Но через несколько лет производство зачахло - на лесопилках и фабриках просто некому работать! «Приезжаешь в деревню, видишь там отличные, крепкие деревянные дома, которые простоят ещё лет сто, а в них никто не живёт!» - сокрушается руководство области, говоря о «мёртвых» и «полумёртвых» деревнях, каких много в Галичском районе. Проблема известна ещё с брежневских времен, а сейчас осложняется глобализацией: вся молодёжь стремится в город, а у тех, кто остаётся жить в деревне, условия жизни, её качество оставляют желать много лучшего. Какое уж тут развитие региона в такой ситуации? А ведь если бы инвесторы думали шире, вкладывались не только в сами предприятия, но и в формирование социальной структуры, ситуация могла бы быть иной.

Сейчас Институт комплексного развития территорий предложил администрации Костромской области организовать Всероссийский фестиваль «Русский лес». В рамках фестиваля предлагается провести конкурс деревянного зодчества для молодёжи и студентов, привлечь губернатора области, Союз архитекторов, заинтересованные министерства и ведомства. Это мероприятие, по мысли его инициаторов, должно способствовать, во-первых, формированию положительного имиджа деревообрабатывающих предприятий региона, а во-вторых, что не менее важно, - поднять престиж региона среди самих его жителей, показать им, что они живут в исторической области, в которой сохранились национальные традиции ремёсел, что они сейчас по-прежнему актуальны. (Читай: «Мы не просто пилим бревна, мы делаем важное и интересное дело». - Прим. авт.) И ведь это лишь один пример того, как при помощи различных социальных мер можно создавать инфраструктуру, обеспечивать инвестиции не только по вертикали, но и по горизонтали. Такая конструкция бизнеса, без сомнения, будет куда более устойчивой, чем современная российская схема инвестиций в землю «вложил - получил».

Другой пример. Листаем роскошно изданный «Справочник инвестора Сочи - 2014». После краткого экскурса в историю, культуру и экономику региона начинается самое интересное - многостраничный каталог объектов, которые предлагаются к инвестированию всем заинтересованным лицам и организациям. В глазах рябит от многочисленных отелей, рекреационных комплексов и торговых центров, но после просмотра возникает всё тот же вопрос: что будет сделано (и будет ли) для развития инфраструктуры в городе? Планируется ли уже сейчас схема управления этими объектами, или подрядчики рассуждают по принципу «Давайте построим, а там главное, чтобы объект окупился»? Ведь без грамотного менеджмента все эти прекрасные отели, если они будут построены, останутся вложением в воздух.

Вот Международный Олимпийский комитет присылает нашему Организационному комитету перечень индикаторов, которые должны быть установлены и переданы в МОК. Среди 111 пунктов - заполняемость гостиниц, загрузка транспорта, индекс потребительских цен, качество воды, импортно-экспортный баланс, операционные расходы и капитальные вложения в олимпийские объекты, уровень преступности, количество бездомных и т. д., и т. д.

По этому крайне интересному документу можно судить, как именно относятся во всём мире к мероприятиям такого масштаба, сколько факторов пытаются оценить, сколько проблем предугадать и заранее их решить.

А у нас - всё по старинке. Красивые трёхмерные макеты объектов рисовать научились, а мыслить комплексно - далеко не всегда. Скажем, где-то ближе к концу в упомянутом «Справочнике инвестора» скромно притулился кадровый центр по переподготовке персонала. Сама мысль, без сомнения, прекрасная, вот только сможет ли небольшой кадровый центр обеспечить на выходе тот уровень сервиса, к которому россияне привыкли, последние 15 лет отдыхая в Турции и Египте? С нашим тотальным хамством, начиная от уборщицы и заканчивая менеджерами в отелях, потребуется настоящая революция в головах, чтобы туристический вектор начал поворачиваться в сторону Сочи, а не Хургады и Анталии.

Инвестиции в недвижимость - это не просто вложение в квадратные метры. Это сложный многоуровневый процесс, который требует повышенного внимания прежде всего к социальным факторам. Тогда прибыль можно будет получать и полвека спустя, а не просто наживаться один раз.

М.В. Депутатов