Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Храм в городе

А.Ю. Васюта

Можете ли вы быстро назвать градостроительные доминанты, выполняющие функции пространственных центров современных городов? Затрудняетесь? Неудивительно.

До 1917 года такими организующими центрами были храмы. Сейчас их роль взяли на себя торгово-развлекательные центры. Печально? Да. Скажете, мельчает Россия? Не торопитесь, надежда на возрождение духовности остаётся. Сейчас даже новые храмы, построенные на градостроительных неудобьях, вопреки всем обстоятельствам снова становятся центрами общественного притяжения.

Почему это происходит? Потому что инфраструктура российских городов с момента зарождения на протяжении всей истории их существования создавалась в соответствии с идеалами и нравственными ориентирами православия.

Христианская культура, возникшая в глубинах римской провинции, начала развиваться в мире, обустроенном по образцу античных полисов. Примерно четверть населения огромной Римской империи проживала в городах. Христианство проповедовалось «городам и весям», но горожане принимали его быстрее, да и сами апостолы были городскими жителям. Большинство горожан стало христианами уже при Константине Великом, тогда как в хоре, сельском округе, преобладали язычники.

Древняя Русь тоже принимала христианство через города, которые становились оплотами православной культуры: в них возникали центры епархий, знать и купечество строили в них храмы, именно в городах переписывались книги и работали иконописцы.

Как правило, главный храм фиксировал центр древнерусского города и имел градообразующее значение. Он был не только средоточием духовности, но и надёжным убежищем от врагов. Именно поэтому ­вокруг храмов возникали концентрические круги улиц. Ближние к центру улицы застраивались палатами знати, купеческими теремами, церквями и колокольнями, удалённые от него - избами ремесленников и простого люда. Древнерусским городам был свойственен постепенный переход от жилых окраин к светско-духовным центрам, доминировавшим над городскими ландшафтами. Структура древнерусского города отражала не столько идею противостояния порядка хаосу, сколько идею динамичного восхождения по степеням совершенства.

Иерархическая организация прослеживалась не только во внутренней структуре городского пространства. Иерархические отношения устанавливались и между городами. Они, в частности, отражались в объёмах храмовой архитектуры. По мнению историка И.А. Бондаренко, между русскими городами существовали взаимосвязи, строившиеся по принципу «старший - младший»: Киев - Новгород, Полоцк, Чернигов - Ростов, Суздаль, Галич - Переяславль-Залесский, Ладога, Вчиж, ранняя Москва.

Храмовые комплексы были ядрами городов и высотными доминантами городских пространств. Кресты на их куполах осеняли городские территории. Одна из записей Киевской летописи гласит: <храм Святой Софии> был «създа (создан) на святость и освящение граду». В сознании киевлян он ассоциировался с источником духовности, освящающей и гармонизирующей городское пространство. Средневековый город просто не мог существовать без главного собора, потому что соборный храм задавал его образ, определял его ценность и был символом его независимости. В 1270 г. новгородцы сказали князю Ярославу:

«...Княже, сдумалъ еси на святую Софею, и ты поиди, даже изомремъ честно за святую Софею; у нас князя нету, нъ богъ и правда и святая Софея, а тебе не хощемъ». (Если ты, князь, пойдёшь войной на Святую Софию, то мы лучше умрём, чем впустим тебя. И хотя у нас нет князя, зато есть Бог, правда и Святая София, а ты нам не нужен.)

Храмы обладали высокой общественной значимостью и быстро становились топографическими ориентирами. Этот факт подтверждает планировка древнего Суздаля. При въезде в город находился монастырь Введения Богородицы Во Храм, а на его территории храмы выстраивались в смысловые цепи: Никольские ворота - храм Иоакима и Анны, родителей Богоматери, - храм Рождества Богородицы - храм Успения Богородицы - Ильинские ворота. От храма Рождества начиналась другая линия, ведущая на северо-запад: храм Рождества Богородицы - храм Знамения - храм Положения Риз - храм Покрова Богоматери.

Появление храмов не было случайностью: при выборе места для их строительства учитывались статус и эстетическая ценность городских территорий, а также социальные потребности горожан. Храмы украшали город, причём красота понималась как устроенность и упорядоченность бытия.

Помимо храмов, в древнерусских городах существовало множество домовых церквей, то есть небольших храмов, расположенных в домах богатых горожан. Традиция обустройства домовых церквей пришла на Русь из Византии. В домонгольский период они назывались церквицами, или божницами, и играли в организации города заметную роль: очерчивали

в нём семейно-родовые, профессиональные и уличные пространства. Так проявлялась знаковая, маркировочная функция древнерусских храмов.

Очень часто русские храмы дублировали защитную функцию средневековых городов. Горожане знали, что за крепкими стенами дома Господня можно найти надёжное убежище. Софийский собор Древнего Киева не раз укрывал своих прихожан от вражеских стрел и мечей. Эта функция нашла символическое отражение в мозаичном образе Богоматери Нерушимая Стена, выполненном в апсиде храма Святой Софии. Над фигурой Богородицы можно прочитать написанную по-гречески строку 44 псалма: «Бог посреди его неподвижитися; поможет ему Бог утро за утро».

Киевский храм Благовещения являл собой зримую защиту города и его жителей: по словам епископа Иллариона, князь Яро­слав Мудрый специально построил его на Золотых воротах, чтобы передать «люди... и градъ» под покровительство «всеславней, скорей на помощь христианомъ святей Богородице». В более позднее время градозащитная функция наиболее явно прослеживалась у широко распространённых на Руси успенских храмов, которые обязательно строились в центре оборонительных сооружений - кремлей, крепостей, монастырей. Их характерной чертой было единство архитектурного образа. Исключительную роль в формировании этой функции сыграл христианский смысл успения: смерть для христиан есть таинство рождения в новую жизнь.

Иоанн Дамаскин в одном из трудов упоминает о том, как святая Пульхерия в первый год царствования византийского императора Маркиана перенесла гроб Богоматери вместе с оставшимися в нём одеждами из Иерусалима в специально построенный храм во Влахерну, северо-западный пригород Константинополя. Академик Д.С. Лихачев считал, что именно этот храм «сыграл исключительную роль в религиозном сознании русских людей и в установлении на Руси культа Успения». Повесть временных лет (запись 866 г.) рассказывает о поражении под Константинополем русского флота, случившемся по воле Богоматери: она явилась императору Михаилу III, просящему её помощи в избавлении от врагов, и велела ему погрузить её ризы в море. Как только ризы Богородицы коснулись воды, поднялась сильная буря и разметала русские суда.

Это событие положило начало почитанию на Руси риз Богоматери и Влахернского храма как места их пребывания, потому что наказание Божие было знаком Его особой заботы о заблудших. Покарав захватчиков, Матерь Божия указала им путь к спасению и дала понять, что не греки одержали верх над русичами, а христиане - над язычниками. Для средневекового сознания религиозные различия значили гораздо больше, чем различия национального характера.

Христианская Церковь складывалась в античном полисном мире, поэтому она переняла у него некоторые организационные структуры, например епископальное устройство. Границы епископств (церковных округов) обычно совпадали с границами полисов. В идеале каждый, даже самый маленький, город должен был иметь своего епископа. Греко-римская полисная традиция до наших дней сохранилась в устройстве Православной и Католической Церквей. Система церковного управления по-прежнему привязана к городам. В первые два столетия своего существования Вселенская Церковь не имела сложившейся поместной структуры и состояла только из городских христианских общин, во главе которых стояли епископы.

Ключевое значение города в церковном устройстве подчеркивали правила, принятые на Вселенском Церковном Соборе в Лаодикии. Они закрепляли за сельскими приходами священников невысокого ранга, но запрещали небольшим городским поселениям и сёлам иметь собственных епископов. Уже в конце V в. был восстановлен изначальный принцип пребывания епископских кафедр исключительно в городах.

В России основной единицей епархиального деления был и остаётся приход. Состав и границы приходов постоянно менялись. В нашей огромной стране епархий всегда было меньше, чем требовалось, поэтому роль духовных центров часто переходила к монастырям. Стоящие вдали от городов, крупные монастыри (Макарьев-Желтоводский - на Волге, Борисоглебский Вчиж - под Ростовом, Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белоозерский и Соловецкий) брали на себя и с успехом выполняли соборную, административно-политическую и культурную функции городов.

Монастырские ворота с надвратными церквями и главные фасады монастырей всегда были обращены в сторону ближайшего города или ведущей к нему сухопутной (водной) дороги. История появления надвратных храмов в Древней Руси вызывает особый интерес. Некоторые учёные объясняют их появление влиянием пережитков языческих верований на осмысление городского пространства. «Священную черту, воплощаемую городской стеной, как бы разрывали ворота. Они, как и стена, подвергшись сакрализации, превратились в священные места, имевшие собственных покровителей среди божеств. Это языческое осмысление городских ворот нашло преломление в распространённой в Древней Руси практике строительства надвратных церквей», - пишет историк И.Я. Фроянов.

В домонгольский период на Руси существовало достаточно много надвратных храмов, но первые городские ворота с надвратной церковью появились в Киеве. Знаменитые Золотые ворота с храмом Богородицы были подражанием Константинопольским Золотым воротам, а те в свою очередь копировали восточные Золотые врата Иерусалимского храма. Именно через них, согласно Новому Завету, вошёл в храм Христос, вернувшийся в Иерусалим, чтобы претерпеть крестные страдания.

Христианская культура оказывала мощное влияние на развитие русских городов. Храмы и церкви определяли организацию городских пространств, качество их застройки и выполняли многочисленные социально-культурные функции. Благодаря влиянию храмов формирование русского города происходило во взаимопроникновении духовного и материального начал.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).