Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Большой турбизнес малых городов

И.Р. Бордунова

Для многих малых городов туризм стал важной отраслью экономики, тем самым спасательным кругом, который позволяет им держаться на плаву. Именно поэтому так важно наладить взаимодействие органов местной власти и частного бизнеса. Как разные муниципальные образования решают такие задачи?

В ходе маркетингового исследования рынка внутреннего туризма специалисты Института комплексного развития территорий (ИКРТ) побывали в Суздале, Угличе, Костроме, Дмитровском районе Московской области, Ивановском районе Ивановской области и обсудили эти проблемы с руководителями туристических отделов местных администраций. Оказалось, что каждое муниципальное образование идёт собственным путём, который определяют специфические особенности культурно-исторической базы и природно-рекреационные условия территорий.

Администрация Дмитровского района, счастливого обладателя разнообразных ландшафтов, сделала ставку на использование природных рельефов, пригодных для создания горнолыжных курортов, которые в летнее время превращаются в спортивно-развлекательные парки. Зная эту особенность Дмитровского района, ­инвесторы сами приходят в его администрацию и приносят готовые к реализации проекты, а местные власти обеспечивают их бизнесу условия для успешного развития. Именно так на севере Подмосковья появились спортивные парки «Волен», «Яхрома», «Сорочаны», «Лисья нора».

Суздаль стал лидером в туристическом рейтинге малых городов, потому что использовал созданную в советское время базу, ориентированную на развитие культурно-познавательного туризма. Правда, в новых экономических условиях пришлось подумать, как привлечь инвесторов, готовых вкладывать деньги в восстановление порядком разрушенной туристической инфраструктуры, но результаты налицо: в условиях отсутствия в городе крупных промышленных предприятий в туристическом бизнесе занято почти 50 % взрослого населения Суздаля. Устойчивый рост объёма туристского потока позволяет увеличивать количество рабочих мест, а это фактор, определяющий благосостояние местных жителей. Суздаль научился жить за счёт предоставления разнообразных туристических услуг.

Угличский туристический бизнес начинался с чистого листа, поэтому руководство района решило подойти к его формированию с научных позиций. С помощью Академии туризма Российской Федерации была разработана развёрнутая Программа комплексного развития туризма в Угличском муниципальном районе. Расчёт делался на привлечение крупных (внешних) и мелких (внутренних) инвесторов. Крупный бизнес создал современную туристическую инфраструктуру, угличские предприниматели вдохнули в неё жизнь.

Несмотря на то, что туризм не является единственным направлением городской экономики, в нём прямо и косвенно занято до 25 % трудоспособного населения. Мало того, именно туристический бизнес привлёк к Угличскому району внимание отечественных и иностранных инвесторов, которые стали вкладывать деньги в создание на его территории новых промышленных предприятий, и город ожил. Люди поняли: чтобы заработать деньги, совсем необязательно уезжать из родных мест.

Каждое муниципальное образование ищет собственные пути развития туристического бизнеса, но все малые города сталкиваются с одинаковыми проблемами. Во-первых, необходимо пересмотреть существующие налоговые режимы и схемы бюджетного строительства, потому что даже при очень высокой степени развития мелкого и среднего бизнеса провинциальные туристические города не имеют от их предприятий никаких налоговых поступлений, так как налог на вменённый доход распределяется между бюджетами вышестоящих уровней. Во-вторых, изношенным коммунальным сетям малых городов давно нужен дорогостоящий ремонт; в-третьих, все они испытывают дефицит квалифицированных работников сферы обслуживания. Но если с последней проблемой малые города в сос­тоянии справиться своими силами, то для решения двух первых задач необходима серьёзная помощь государства. Нужно создавать федеральные программы, направленные на поддержку туристического бизнеса малых городов.

Только в этом случае деньги российских туристов перестанут обогащать бюджеты Турции, Болгарии, Египта и множества других стран. Оставаясь в России, они будут работать на создание в провинции рабочих мест и на повышение уровня жизни населения малых городов.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).