Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

«...В условиях кризиса повышается интерес к внутреннему туризму»

М.А. Шапкина, начальник Департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Администрации Костромской области

Многие города России, сделавшие ставку на развитие туристической отрасли экономики, уже научились работать с объектами показа, построили достойные гостиницы и создали интересные экскурсионные программы. Однако социологические опросы показывают, что большинство россиян по-прежнему предпочитают отдыхать в относительно дешёвых Турции, Египте и Болгарии.

Люди считают, что отдых должен приносить удовольствие. А какое удовольствие можно получить от разбитых российских дорог, от перебоев с горячей водой и электричеством и от откровенно ненавязчивого сервиса?

Какой же из этого вывод? Простой: чтобы привлечь туристов, нужно не только создавать современную туристическую инфраструктуру, но и в целом поднимать уровень качества жизни в российских городах и регионах.

Именно такую задачу поставила перед собой команда талантливых молодых управленцев, пришедших в администрацию Костромской области. Мария Александровна Шапкина, начальник Департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Администрации Костромской области, согласилась ответить на вопросы редакции журнала «Территория и Планирование».

 

Мария Александровна, расскажите о туристических брендах Костромской области.

Мы объединили туристские бренды в группы. В первую вошли бренды, знакомые ещё с советских времен: здесь делается упор на исторические объекты и экономический потенциал региона. Другая группа брендов ориентирована на туристов, интересующихся историей России и её малых городов - Костромы, Нерехты, Галича, третья адресована ценителям прекрасного и знатокам русской культуры, она включает туры по Завражью и Щёлыково.

Важно, что наши предложения охватывают широкий возрастной диапазон туристов: какие-то из них разработаны по мотивам детских сказок - «Костромская Снегурочка», «Деревенька Берендеев», какие-то построены на материалах школьной программы - «Кострома царственная - колыбель династий Годуновых и Романовых, оплот российской государственности», «Иван Сусанин - патриот земли Русской». Особое место занимают туристские бренды, тематика которых связана с историей российской государственности и православной культуры - «Кострома царственная...» и «Кострома Богохранимая». Они посвящены 400-летию дома Романовых, которое будет праздноваться в 2013 г.

Какой из туристских брендов можно считать наиболее успешным?

Пока нельзя сказать, что все туристские бренды работают в полную силу. Большой популярностью пользуются бренды «Кострома и Берендеево царство - родина Снегурочки», «Сказочная Кострома - родина Снегурочки» и «Берендеева Снегурочка». Мы гордимся тем, что два из них имеют государственную регистрацию.

В Костроме формируется современная туристическая инфраструктура, соответствующая стилю этих брендов. К услугам туристов гостиница «Снегурочка» с номерами, выдержанными в стиле сказочного терема, тематический ресторан «Метелица». В течение всего года работает развлекательный центр «Терем Снегурочки». Его интерактивные экскурсионные и развлекательные программы рассчитаны и на детей, и на взрослых. В рамках бренда «Кострома и Берендеево царство - родина Снегурочки» проходит ежегодный костромской музыкально-театрализованный праздник «День рождения Снегурочки», который сопровождается массовыми гуляниями с участием этого сказочного персонажа.

Туристы любят приезжать в мемориальный музей-заповедник А.Н. Островского «Щёлыково», им нравятся проекты «Край Снегурочки» и «Мастерская Снегурочки».

Какое направление туристического бизнеса считается наиболее перспективным?

Самое важное направление - подготовка к юбилейным торжествам 2013 г., в которых Кострома займёт одно из ключевых мест. Можно не сомневаться, что туристские бренды «Кострома царственная - колыбель династий Годуновых и Романовых, оплот российской государственности», «Иван Сусанин - патриот земли Русской», «Кострома Богохранимая» будут востребованы отечественными и иностранными туристами.

Мы рассчитываем получить для их развития средства из федерального бюджета, которые будут направлены на реконструкцию объектов турпоказа и совершенствование туристической инфраструктуры.

Какие муниципальные образования Костромской области наиболее активно развивают туристический бизнес?

Турбизнес активно развивается в Кадыйском и Межевском районах Костромской области, и, что особенно приятно, в самом молодом из наших городов - Волгореченске. Галич энергично продвигает «свой» бренд - «Галич, откуда наши предки ходили на Царьград», Нерехта успешно использует бренд «Нерехта - город-музей под открытым небом». Администрация Костромы совсем недавно стала уделять внимание туристической отрасли городской экономики и сейчас разрабатывает собственную программу развития туризма.

Какими объектами туристского показа обладает Костромская область?

У Костромской области богатый природный потенциал и обширное историко-культурное наследие. На её территории находится более 2,5 тыс. памятников. Среди наиболее посещаемых объектов Ипатьевский и Богоявленско-Анастасиин монастыри, музеи-заповедники «Костромская слобода» и «Щёлыково», Костромской музей-заповедник. В их экспозициях можно увидеть вещи, принадлежавшие царской семье, предметы быта костромских дворян и купечества, крестьянский скарб. Ещё один интересный объект показа - единственная в европейской части России Сумароковская лосиная ферма.

Областная администрация работает над повышением туристской привлекательности региона. Скоро откроются несколько новых туристических объектов: Музей сценического костюма, Музей династий, Музей «Лес-чудодей».

Мария Александровна, какие направления туриндустрии Костромской области сейчас наиболее и наименее развиты?

Самыми успешными стали культурно-познавательное, экологическое и оздоровительное направления турбизнеса. По нашим данным, в прошлом году Костромскую область посетило около 650 тыс. туристов и экскурсантов.

Но темпы развития делового и сельского туризма пока нас не устраивают. Чтобы использовать фермерский потенциал области, мы направили информацию о возможностях агротуризма в муниципальные образования Костромской области и сейчас собираем предложения заинтересованных лиц. Все они будут обобщены и войдут в областную целевую программу «Развитие сельского туризма в Костромской области в 2009-2010 гг.».

У этого вида туризма большое будущее, он очень популярен на западном туристическом рынке.

Кострома - крупный речной порт. Что вы можете сказать о перспективах яхтенного туризма в Костромской области?

В мае в г. Плёсе состоялся семинар «Развитие речного яхтенного туризма в Российской Федерации». Презентация нашей делегации получила высокую оценку федеральных властей и Федерального агентства по туризму РФ.

В Костроме успешно работает водно-спортивный центр «Правый берег». В него входят яхт-клуб, мультибрендовый сервисный центр и клуб любителей активного отдыха. Услугами яхт-клуба пользуются более 80 владельцев катеров и лодок из Костромской, Ярославской и Ивановской областей.

Началась реконструкция водно-спортивного яхт-клуба «Островский причал», который будет предлагать не только паркинговые услуги, но и полноценный отдых с размещением, питанием и развлекательными программами. Изюминка проекта в том, что гостиница и ресторан яхт-клуба воспроизведут интерьеры из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятого по мотивам пьесы нашего земляка, великого русского драматурга А.Н. Островского.

Водный туризм развивается не только в Костроме. Уже подготовлены проекты яхт-клубов, которые появятся в муниципальных образованиях области, например в Кадыйском районе.

У нас есть успехи в развитии яхтенного туризма, но, чтобы наши яхт-клубы соответствовали требованиям европейских стандартов, в каждом из них нужно построить современную причальную инфраструктуру и наладить техническое обслуживание судов.

Какие инвесторы нужны сегодня туристическому бизнесу Костромской области?

В Костромской области сложился благоприятный инвестиционный климат. Интерес к нашим объектам проявляют и отечественные, и иностранные инвесторы. Наиболее крупный инвест-проект, который находится в стадии реализации, - реконструкция рекреационного объекта «Берендеевка». Он превратится в современный парк аттракционов с развитой инфраструктурой отдыха и развлечений.

Сейчас области нужны инвесторы, которые готовы вложить средства в развитие музея-заповедника «Костромская слобода» и в строительство туристических комплексов в Сусанинском и Галичском районах.

В июне в Костроме пройдёт 2-й туристский форум «Кострома Roadshow». Как вы планируете использовать это мероприятие для продвижения своих туристических брендов?

«Кострома Roadshow» пройдёт с 25 по 29 июня. Этот туристский форум - хорошая возможность для решения нескольких задач. Мы познакомим представителей тур­индустрии с костромскими турпродуктами, новыми маршрутами и объектами показа, а также используем средства массовой информации для укрепления положительного туристского имиджа Костромской области и рекламы наших туруслуг.

Не стоит забывать, что в условиях кризиса повышается интерес к внутреннему туризму. Поэтому мы ожидаем, что форум посетят гораздо больше жителей Костромы и Костромской области, чем в прошлом году. Они узнают о том, как отдохнуть недалеко от дома, и сразу смогут оформить поездку в приглянувшиеся пансионаты или санатории.

Туристский форум «Кострома Roadshow» пройдёт в рамках юбилейного, 10-го Международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором примут участие ведущие отечественные и зарубежные ювелирные компании.

Приглашаю на форум «Кострома Roadshow» всех читателей журнала «Территория и Планирование».


Ипатьевский монастырь. Дворец Михаила Феодоровича Романова.

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).